рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Первые праздники

Работа сделанна в 2002 году

Первые праздники - Реферат, раздел Культура, - 2002 год - Рублев Первые Праздники. В Летописи Под 1405 Год Было Помещено Первое Известие О Руб...

Первые праздники. В летописи под 1405 год было помещено первое известие о Рублве Тое же весны почаша подписывати церковь Благовещение на князя великого дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублв, да того же лета кончаша ю Благовещенский иконостас стал основным источником для изучения раннего Рублва и позднего Феофана, основой, как напишет один из исследователей, выводов о характере взаимоотношений этих величачайших мастеров европейского средневековья.

Рублвскими считаются Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскресение Лазаря, Вход в Иерусалим и Преображение Эти творения новой эпохи в русской живописи - то свежее живое слово, которое Рублву суждено было сказать своим современникам.

Здесь своеобразны не только способы выражения, но и мироощущение, настроение. Это искусство преодолевает грекофильство подражание византийскому художеству, присущее мастерам более старшего поколения. Драматизм, бурный темперамент греков сменяются у него чувством покоя, задумчивой тишины.

Это свойство чисто русское. Созерцательный, исполнительный задумчивости мир его икон результат исихастского опыта. Люди, изображнные Рублвым, участвуя в событиях, вместе с тем погружены в себя. Художника интересует в человеке не внешнее, а внутреннее состояние духа, мысль и чувство. Удивительно радостен и гармоничен цвет у Рублва, ясное, чистое его свечение образ света, исходящего от иконы. Созерцательный, исполненный задумчивости мир его икон - результат исихастского опыта.

Люди, изображнные Рублвым, участвуя в событиях, вместе с тем погружены в себя. Художника интересует в человеке не внешнее, а внутреннее состояние духа, мысль и чувство. Удивительно радостен гармоничен цвет у Рублва, ясное, чистое его свечение - образ света, исходящего от иконы. Глубокая осмыслнность идеи и одновременно тплое и живое переживание того, что он изображает. Благовещенские праздники написаны о том состоянии духа, который определит потом древний книжник - исполняясь радости и светлости.

Это в истинном смысле слова праздники. Скорее всего начать ему пришлось с Благовещенья. Оно и в иконостасе будет помещено первым, в начале праздничного ряда, это изображение весеннего мартовского праздника. Март, по старому русскому календарю, который ещ кое где помнили в XV веке, первый месяц года. Он считался и первым месяцем творения. Утверждалось, что земля и воды, и небесная твердь, растения и звери, и первый человек на земле начали сво бытие в марте. И тогда же, в марте, произошло Благовещение благая весть, принеснная архангелом Гавриилом деве Марии о рождении от не спасителя мира. Десятки раз с детства слышал Андрей это повествование.

С детства знакомы ему ощущения запах тающего снега, серое, тплое утро и среди скорбных дней поста радостное пение, голубой дым от ладана, сотни горящих свечей и медленно, нараспев возвещаемые дьяконом посреди церкви слова. Архангел в движении, приподнятыми крыльями, с подвижными складками одежд, с благословляющей рукой, протянутой в сторону Марии. Он смотрит на не долгим глубоким взором.

Мария как будто не видит Гавриила, она опустила голову, размышляет. Рублвская икона Рождество из Благовещенского собора охватывает большие пространства, действие происходит на Земле. Горки лещадки при входе в пещеру, мягкие холмистые округлости внизу иконы, разбросанные то тут, то там небольшие деревья и кусты вс это образ земного пространства, по которому долго скачут за таинственной, движущейся по небу звездой к месту рождества, к Вифлеему мудрецы Востока волхвы они изображены в верхнем нижнем углу иконы.

Им первым на земле открыто о дивном рождении. А в центре иконы в соответствии с традицией Андрей изобразил алое ложе, на котором полулежит, опршись на руку, Мария, окутанная в багряно-коричневые одежды. Е фигура очерчена гибкой, певучей линией. Она не потрясена и не устала, необыкновенное рождение безболезненно. Но оно трудно вместимо в человеческое сознание. Поэтому Мария осознат его в глубокой задумчивости.

Она находиться в пещере, но по законам пространства, свойственным иконописи, е ложе вынесено художником на первый план и дано на фоне пещеры в более крупном виде, чем остальные фигуры. Зритель видит извне не сразу и гору, и вход в пещеру, и то, что происходит внутри. За ложем Марии в яслях кормушке для животных лежит спеленутый младенец, а над ним стоят животные вол и похожий на лошадь осл. Рядом ещ одна группа ангелов, согбенных, с покровенными руками. А потом Андрей напишет Сретение.

Сретение по смыслу тесно связано с Рождеством. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. На Руси в первые дни февраля, по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Стояла глубокая зима. Не начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. Дни ещ короткие. Тихое, располагающее к раздумьям время. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. Здесь, при храме, живт пророчица Анна. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожднному.

В самом храме их встречает, отсюда и название события сретение встреча, старец Симеон, которому давно уже дано обетование, что он не вкусит смерти, пока не узрит и не примет на руки рожднного на земле спасителя мира. И сейчас но узнает, ясно чувствует, что миг этот настал. Несравненно лучше других сохранившееся Преображение вызывает у исследователей исключительно высокую оценку. 6 августа день Преображения на Руси издревле отмечался всенародно и радостно.

Ранним, уже холодноватым утром спешил народ на освящение первых поспешных яблок. Отсюда и просторечное название празднику яблочный спас. Корзины, чистые холщевые узелки с отборными, лучшими плодами. Лгкий, как будто цветочный, запах. Синее небо, ещ летнее, но веет от него предосенним холодком. Зелень деревьев серебриста под ветром. Слегка начинает пожухать, желтеть трава. Осень подат свои первые знаки. Время пожинать плоды годовых трудов на земле Иные мысли и настроения нест в себе удивительное рублвское Преображение.

Его икона изнутри сияет лгким и ровным светом. Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы. Они созерцают свет, внутри себя. Он разлит во всм творении, просещает тихо и почти невидимо людей, и землю, и растения. Лица людей обращены не на внешнее, они сосредоточенны, в движениях фигур больше задумчивости, длящегося, нежели выражения пронзительного и потрясающего мгновения. Таинственный свет повсюду, но к нему нужно восходить, готовиться к его приятию, и лишь тогда человек, насколько это для него возможно, им освещается.

В Преображении очень тонко, ассоциативно Андреем передан образ летней природы в день самого праздника, когда едва заметно блекнут краски, отсветы лета становятся прозрачней, холодней и серебристей, и ещ издали чувствуется начавшееся движение к осени. Это прозрение значения праздника в образах самой природы черта национальная, русская. Е единодушно увидят все историки искусства в будущей рублвской Троице.

Преображение бесспорно входит в число икон, где художник наиболее полно выразил сво отношение к человеку, к возможности приобщения его к высшему бытию. В этом произведении его опыт созидания в себе внутренней тишины. Опыт русского исихаста, живущего близко к нетронуто, чистой природе. Когда-то наступил черд писать подряд ещ два праздника Воскрешение Лазаря и Вход в Иерусалим События эти вспоминаются весной и тоже подряд. Первое в Лазареву субботу, а второе на следующий день, на Вербное воскресенье.

Всегда эти дни приходятся на весенние месяцы, на март или апрель. И в природе вс как будто в ожидании. Праздник Воскрешение Лазаря. Это праздник победы света, жизни над тьмой смерти. Тем же светом пронизана фигура воскресшего Лазаря. Обилие красного, сияние которого в красочном умозрении иконы имеет значение победы духа над телесным страданием и смертью. Рублв существенно изменяет композицию Воскрешения. Обычно фигура Лазаря столь ярко выделяется на фоне чрной пещеры, что именно Лазарь становиться едва ли не главным действующим лицом.

У Рублва тмные одежды Иисуса, стоящего почти точно посередине, привлекают внимание именно к нему. Рублв изображает его как главное действующее лицо, как творца, с вдохновенным лицом, который поднятой благословляющей десницей направляет на Лазаря ту энергию, что заново творит, восстанавливает из тлена к живой жизни уже разложившееся тело. Эта энергия в близком Рублву учении исихастов понималась как животворящий свет залог очищения, просветления и бессмертия.

Апостолы рублвской иконы видят этот свет. Икона Восход в Иерусалим. Иисус едет на осляти в город, где через несколько дней его ждт поругание и смерть. Горстка учеников сопровождает его. Их учитель знает, что сегодняшняя торжественная встреча горожанами, которые приветствуют его пальмовыми ветвями и, как царю, постилают по пути одежды, лишь заблуждение. Иудеи ждут от него совсем не того, ради чего он пришл в этот мир, им хочется своего торжества, политической независимости от Рима, фарисейского надмения над другим. Скоро они увидят, что ошиблись и тогда Икона передат настроение глубокой тишины и лгкой грусти.

Изображнные на ней люди размышляют, прозревают смысл совершающегося. Тихое свечение красок. Удивительное музыкальное совершенство в движении. Страдание и смерть рядом, и рядом же их преодоление, воскресение из мртвых. Издревле вошло в обычай встречать этот праздник первыми весенними ветвями или цветами. На Руси это были ветви расцветающей ранней весной вербы знак грядущего весеннего расцвета, торжества обновляющейся жизни Он писал эти иконы, как писали до него многие сотни лет, но под его кистью они наполнялись тихим светом, именно светом доброты и любви ко всему живому.

За сосредоточенным, углублнным его трудом стояли навсегда живые для него впечатления от волнующих, ежегодно повторяющихся по всей Руси из поколения в поколение празднуемых дней.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Рублев

Но судить о национальной культуре мы всегда должны прежде всего по е идеалам. Это высшее, что создат национальная культура. Национальные идеалы… Это связано с тем, что древнерусская иконопись своеобразное, неповторимое… Конечно, грамотно выполнить иконную живопись может лишь профессиональный художник, знающий в совершенстве все секреты…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Первые праздники

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Святое ремесло
Святое ремесло. Настала пора для юного Рублва обучение основам иконописного искусства. Учились мастерству, поступая если не с детства, то с очень молодых лет в дружину художников. Судя по всему, Ру

Инок Андрей
Инок Андрей. Чего же искал Рублв в иночестве То были поиск, жажда цельности, нераздельности жизни и творчества. Он хотел сам жизненно, сущностно воплотить в личной своей судьбе те мысли и ид

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги