Русская идея в XI-XVI веках

Русская идея в XI-XVI веках. Впервые периодизация мировой истории, в рамках которой Русь как христианская страна находит свое достойное место, дается в Слове о законе и благодати Иллариона Киевского. Переход человечества от язычества к иудаизму, а затем к христианству рисуется как его торжественное шествие на пути к Истине. Сопоставляя Ветхий и Новый заветы, закон и благодать, Илларион обосновывает христианское видение идеи Бога, согласующееся с кротостью, милосердием, любовью - радостным и свободным ощущением бытия, которому противостоит фатализм и жесткая регламентированность иудаизма.

Эти философско-исторические и этические мотивы служат основанием для исторического оптимизма, ожидания великого будущего Русской земли. Куликовская битва в 1380 году вызвала новый подъем национального сознания русского народа, возродила у русского народа веру в свою силу, в исключительность русского народа, а затем и возрождение русской средневековой культуры в XVI веке. РОССИЯ ДО ПЕТРА ВЕЛИКОГО Это время характеризуется складыванием идеи русского религиозного мессианизма.

Церковь - единственный институт у нас, который существует уже много веков. Церковь определяет самые глубинные отношения людей друг к другу, их систему ценностей. Рассматривая общественное устройство России в допетровскую эпоху, можно найти многие отличия от Запада. Частная, личная самобытность, основа западного развития была у нас так же мало известна, как и самовластие общественное.

Человек принадлежал миру, мир ему. Поземельная собственность, источник личных прав на Западе, была у нас принадлежностью общества. Общество было самовластным, не могло изобретать для себя законы, потому что не было отделено от других ему подобных обществ, управлявшихся однообразным обычаем. Бесчисленное множество этих маленьких миров, составлявших Россию, было все покрыто сетью церквей, монастырей, жилищ отшельников, откуда распространялись одинаковые понятия об отношениях, общественных и частных.

Понятия эти переходили в убеждения, убеждения - в обычай, который заменял закон. Это однообразие обычая и есть одна из причин его крепости. Вследствие этих крепких, повсеместных и однообразных обычаев любое изменение в общественном строе было невозможно. Россия не блистала ни художествами, ни учеными изобретателями. Но зато в ней хранилось первое условие развития правильного, требующего только времени и благоприятных обстоятельств в ней собиралось и жило то начало знаний, та философия христианства, которая одна может дать правильное основание наукам.

Русский народ - народ христианский. В России нашел средство утвердиться дух национального эгоизма, на отрекаясь открыто от религиозного характера. Признается, что русский народ - христианский, кроме того заявляется, что русский народ - христианский народ по преимуществу, то есть что русский народ имеет монополию веры и христианской жизни. Русский народ в своей религиозной жизни возлагается на святых, на старцев.

Русский народ не дерзает даже думать, что святым можно подражать, что святость - есть внутренний путь духа. Русский народ считался народом - мессией. Такое религиозное представление приносит вред национальному сознанию. В идее русского Христа в одинаковой мере извращается и образ Христов и русская национальная идея. Увлечений Россией воображаемой мешало рассмотреть как следует Россию действительную и русскую национальную идею духовный облик России хронически заслонялся фантастической грзой народа-богоносца.