Русская идея и петровские преобразования

Русская идея и петровские преобразования. Два века назад в русской жизни произошел перелом, названием которому - петровская реформа.

Мнения о последствиях петровской реформы сводятся к следующему мы утратили свою самобытность и другое - мы отстали от просвещнного Запада. Эти два настроения отразились в споре западников и славянофилов. Одни доказывали, что тип цивилизации на Западе, другие - что наша норма в прошедшем. Западничество основано в конечном счете на убеждении, что русская культура - это одна из западноевропейских культур, только отставшая от них, вся ее задача сводится к тому, чтобы догнать и перегнать остальные европейские культуры.

С точки зрения славянофильства русская культура - это особая, славянская культура, принципиально отличающаяся от западной. Е цель состоит в развертывании своих самобытных основ, родственных культурам других славянских племен. Спор западников и славянофилов - две крайности. За века русский народ успел приобрести новые способности, новые возможности для русской земли.

Национальный дух уже проявляется в поэтической литературе. Здесь царит реализм, изображается правда жизни, не исключающая мечты, но с ними не смешиваемая. Русская наука тоже имеет свои особенности. Русская наука принесла многие западные научные понятия. Наша наука строилась на западной. Русская наука в это время была очень молода, на первых порах состояла почти целиком из чужих точек зрения.

Способность усвоения разнообразных точек зрения привела к научному синтезу. Усваивая западные идеи, наша наука для своего синтеза разнообразных точек зрения может еще пользоваться тем идейным материалом, который вырабатывается русской жизнью. Россия переживает эпоху европеизации. Преобразования Петра Великого и введенный им европеизм нисколько не изменили и не могли изменить народности, но только оживили е духом новой богатейшей жизни и дали ей необъятную сферу для проявления и деятельности.

Россия до Петра Великого была только народом и стала нацией, вследствие толчка, данного ей е преобразователем. Родовое начало русских не подавлено реформой Петра. Оно только получило через не высшее развитие и высшую форму. Некоторые приписывают реформе Петра Великого то вредное следствие, что она поставила народ в странное положение не привив ему истинного европеизма, только отторгла его от родной сферы и сбила с здравого и крепкого природного смысла. Но это не так, Петр лишь за несколько десятков лет сделал то, что могло бы делаться несколько веков.

Вся реформа его была тяжким испытанием для народа, но худшее, что было в его положении - это то, что он не мог понять ни смысла, ни цели, ни пользы перемен. Петру Великому не нравилось древнее государственное устройство. Государева боярская дума должна была уступить место сенату областные приказы ландратам и ландрихтерам. Петру не нравилось прошлое России. Стране нужна была полная коренная реформа. Для проведения этой реформы нужен был гений, каким являлся Петр. Реформа Петра явилась причиной перелома в сознании людей.

Истинно русское, самобытное смешивалось с европейской культурой. Это сделало огромный вклад в развитие русской культуры. Русская наука начала развиваться, а русская культура впитала в себя европейскую.