рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Начало ХХ века в России

Работа сделанна в 1999 году

Начало ХХ века в России - Реферат, раздел Культура, - 1999 год - Русская идея в контексте социокультурного развития страны Начало Хх Века В России. Хх Век В Нашей Стране Начался Войнами И Революциями....

Начало ХХ века в России. ХХ век в нашей стране начался войнами и революциями.

Первая Мировая война. Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании. Германизм открыто шел войной на славянский мир. Ранее германизм проник в Россию, незаметно германизировал русскую государственность и русскую культуру. Война мира славянского и мира германского - не только столкновение и битва двух армий она глубже - это духовная борьба, столкновение и переплетение восточного и западного христианского мира. Война может принести России великие блага, не только материальные, но и духовные. Она побуждает чувство народного, национального единства, преодолевает внутренний раздор и вражду, мелкие счеты партий, выявляет лик России, создает мужественный народный дух. Война должна освободить русских от рабского и подчиненного отношения к Германии, от нездорового отношения от нездорового отношения к Западной Европе как чему-то далекому и внешнему, предмету то страстной влюбленности и мечты, то погромной ненависти и страха.

В огромной массе русской интеллигенции война породила глубокий кризис сознания, расширение кругозора, изменение основных оценок жизни.

Привычные категории мысли русской интеллигенции оказались совершенно непригодны для суждения о таких грандиозных событиях, как первая мировая война. Кругозор сознания делается мировым. Преодолевается провинциализм интересов. Происходит обращение к мировому и всемирно-историческому. Сущность кризиса, совершающегося у нас под влиянием войны, можно формулировать так нарождается новое сознание, обращенное к историческому, к конкретному, преодолевается сознание отвлеченное и доктринерское, исключительный социологизм и морализм мышления и оценок.

Другим результатом войны для русской интеллигенции является переход от сознания по преимуществу отрицательного к положительному. В традиционном интеллигентском сознании господствовало распределительное, а не производительное отношение к жизни, бойкотирующее, а не созидающее.

Наше социальное сознание не было творческим. Война своим горьким опытом показывает, что в народной жизни моменты положительное должны преодолеть моменты отрицательные. Русская интеллигенция не была еще призвана к власти в истории и потому привыкла к безответному бойкоту всего исторического. В ней должен родиться вкус к тому, чтобы быть созидательной силой в истории. Требования, которые ставит России первая Мировая война, приводят к радикальному изменению сознания русского человека и направления его воли. Он освобождается от власти пространств и сам овладевает пространствами, нимало не изменяя этим русскому своеобразию, связанному с русской ширью.

Это означает радикально иное отношение к государству и культуре, чем то, которое было ранее у русских людей. Культура становится более интенсивной, активно овладевающей недрами и пространствами и разрабатывающей их русской энергией. Русская революция, как всякое крупное историческое событие, есть явление чрезвычайно сложное и многостороннее.

Национальное своеобразие русской революции, обусловленное своеобразием всей русской истории, шедшей по совсем иным путям, чем история западного мира, и исключительное своеобразие русского национального характера, умонастроения и склада верований, которое делает русского человека и Россию чем-то загадочным, непонятным и таинственным. Если вглядеться в духовное или идейное существо русской революции, то можно увидеть, что это существо не исчерпывается и не выражается адекватно социализмом, ибо русская революция произведена, в конечном счете, крестьянами, крестьянин же нигде не бывает социалистом.

Если можно в краткую формулу ввести русскую революционную веру, то ее можно выразить как нигилистический рационализм - сочетание неверия и отрицания всех объективных начал, связующих человеческую волю с верой в человеческую самочинность, которая, руководствуясь прирожденным влечением к счастью и благополучию, сумеет легко достигнуть его одной лишь технически-рациональной организацией человеческой деятельности.

Социализм есть лишь выражение этого нигилистического рационализма в социально-экономической области. Русская революция - это последнее действенное и всенародное проявление нигилизма - этого истинно русского умонастроения, вместе с тем тесно связанного с общечеловеческим развитием того времени. Социализм - это сразу и завершение, и низвержение либеральной демократии. Он руководствуется мотивом всего нового времени сделать человека и человечество истинным хозяином своей жизни, предоставить ему самому сделать свою судьбу.

Но он видит пустоту, бессодержательность и внутреннее противоречие той формальной свободы, которую дает либеральная демократия человек, формально свободный, предоставленный самому себе, ничего не сможет сделать и гибнет жертвой социальных случайностей, оказывается рабом хозяйственно сильных слоев. Именно Россия была как бы изначально предназначена сказать последние слова в духовном движении самоотрицания культуры, которое с неизбежностью выросло из замысла дать самочинное, самодовлеющее, отрешенное е утверждение.

Чисто конкретно-исторически ярость и разрушительность русской революции родилась из глубокой, не только экономически классовой, но именно духовно-культурной отчужденности между русскими народными массами и образованными слоями общества, пытавшимися насадить в России европейскую культуру и сами ею отчасти уже пропитавшимися.

Русский народ потерял исконную цельность религиозной веры, он оторвался от старого и почувствовал потребность расправить свои силы, пожить самочинно, стать хозяином своей жизни но он не обрел и не мог обрести никакой новой положительной веры и потому обречен был впасть в чистый нигилизм - отречься от родины, от религии, от начал собственности и труда. Русская революция есть историческое экспериментальное изобличение неправды идеала самочинного устроения жизни, руководившего человечеством за все последние века.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русская идея в контексте социокультурного развития страны

Она также ничего не имеет общего с навязыванием в какой-либо форме другим народам собственного нравственного закона. Нельзя русскую идею трактовать и как стремление изолировать нашу культуру.… Характер русского народа, осознание им самим собственной своеобразной истории культуры, всего, того, что называется…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Начало ХХ века в России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этапы самовозрастания русской идеи
Этапы самовозрастания русской идеи. Начало самовозрастания русской идеи восходит к XI веку, к истокам национального государства. Куликовская битва 1380г. вызвала подъем национального самосознания в

Русская идея в XI-XVI веках
Русская идея в XI-XVI веках. Впервые периодизация мировой истории, в рамках которой Русь как христианская страна находит свое достойное место, дается в Слове о законе и благодати Иллариона Киевског

Русская идея и петровские преобразования
Русская идея и петровские преобразования. Два века назад в русской жизни произошел перелом, названием которому - петровская реформа. Мнения о последствиях петровской реформы сводятся к следу

Россия в XIX веке
Россия в XIX веке. Освобождение крестьян и завоевание политической свободы проходит красной нитью через всю русскую литературу XIX века. Социально-революционное движение, получившее начало в Росси

Страна после революции
Страна после революции. Первой предпосылкой культуры является сам человек. Революцией создан новый человек, он будет творцом русской культуры. Кажется, жалость теперь совершенно вырвана из р

Россия во время перестройки
Россия во время перестройки. В это время у правительства наблюдается все усиливающееся желание продиктовать людям правила, по которым они должны жить. Ещ раз навязать новый и опять западный вариант

Сущность русской идеи
Сущность русской идеи. Русская идея есть идея сердца, идея созерцающего сердца, сердца созерцающего свободно и предметно и передающего свое видение воле для действия и мысли, для осознания и слова.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги