Начало ХХ века в России

Начало ХХ века в России. ХХ век в нашей стране начался войнами и революциями.

Первая Мировая война. Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании. Германизм открыто шел войной на славянский мир. Ранее германизм проник в Россию, незаметно германизировал русскую государственность и русскую культуру. Война мира славянского и мира германского - не только столкновение и битва двух армий она глубже - это духовная борьба, столкновение и переплетение восточного и западного христианского мира. Война может принести России великие блага, не только материальные, но и духовные. Она побуждает чувство народного, национального единства, преодолевает внутренний раздор и вражду, мелкие счеты партий, выявляет лик России, создает мужественный народный дух. Война должна освободить русских от рабского и подчиненного отношения к Германии, от нездорового отношения от нездорового отношения к Западной Европе как чему-то далекому и внешнему, предмету то страстной влюбленности и мечты, то погромной ненависти и страха.

В огромной массе русской интеллигенции война породила глубокий кризис сознания, расширение кругозора, изменение основных оценок жизни.

Привычные категории мысли русской интеллигенции оказались совершенно непригодны для суждения о таких грандиозных событиях, как первая мировая война. Кругозор сознания делается мировым. Преодолевается провинциализм интересов. Происходит обращение к мировому и всемирно-историческому. Сущность кризиса, совершающегося у нас под влиянием войны, можно формулировать так нарождается новое сознание, обращенное к историческому, к конкретному, преодолевается сознание отвлеченное и доктринерское, исключительный социологизм и морализм мышления и оценок.

Другим результатом войны для русской интеллигенции является переход от сознания по преимуществу отрицательного к положительному. В традиционном интеллигентском сознании господствовало распределительное, а не производительное отношение к жизни, бойкотирующее, а не созидающее.

Наше социальное сознание не было творческим. Война своим горьким опытом показывает, что в народной жизни моменты положительное должны преодолеть моменты отрицательные. Русская интеллигенция не была еще призвана к власти в истории и потому привыкла к безответному бойкоту всего исторического. В ней должен родиться вкус к тому, чтобы быть созидательной силой в истории. Требования, которые ставит России первая Мировая война, приводят к радикальному изменению сознания русского человека и направления его воли. Он освобождается от власти пространств и сам овладевает пространствами, нимало не изменяя этим русскому своеобразию, связанному с русской ширью.

Это означает радикально иное отношение к государству и культуре, чем то, которое было ранее у русских людей. Культура становится более интенсивной, активно овладевающей недрами и пространствами и разрабатывающей их русской энергией. Русская революция, как всякое крупное историческое событие, есть явление чрезвычайно сложное и многостороннее.

Национальное своеобразие русской революции, обусловленное своеобразием всей русской истории, шедшей по совсем иным путям, чем история западного мира, и исключительное своеобразие русского национального характера, умонастроения и склада верований, которое делает русского человека и Россию чем-то загадочным, непонятным и таинственным. Если вглядеться в духовное или идейное существо русской революции, то можно увидеть, что это существо не исчерпывается и не выражается адекватно социализмом, ибо русская революция произведена, в конечном счете, крестьянами, крестьянин же нигде не бывает социалистом.

Если можно в краткую формулу ввести русскую революционную веру, то ее можно выразить как нигилистический рационализм - сочетание неверия и отрицания всех объективных начал, связующих человеческую волю с верой в человеческую самочинность, которая, руководствуясь прирожденным влечением к счастью и благополучию, сумеет легко достигнуть его одной лишь технически-рациональной организацией человеческой деятельности.

Социализм есть лишь выражение этого нигилистического рационализма в социально-экономической области. Русская революция - это последнее действенное и всенародное проявление нигилизма - этого истинно русского умонастроения, вместе с тем тесно связанного с общечеловеческим развитием того времени. Социализм - это сразу и завершение, и низвержение либеральной демократии. Он руководствуется мотивом всего нового времени сделать человека и человечество истинным хозяином своей жизни, предоставить ему самому сделать свою судьбу.

Но он видит пустоту, бессодержательность и внутреннее противоречие той формальной свободы, которую дает либеральная демократия человек, формально свободный, предоставленный самому себе, ничего не сможет сделать и гибнет жертвой социальных случайностей, оказывается рабом хозяйственно сильных слоев. Именно Россия была как бы изначально предназначена сказать последние слова в духовном движении самоотрицания культуры, которое с неизбежностью выросло из замысла дать самочинное, самодовлеющее, отрешенное е утверждение.

Чисто конкретно-исторически ярость и разрушительность русской революции родилась из глубокой, не только экономически классовой, но именно духовно-культурной отчужденности между русскими народными массами и образованными слоями общества, пытавшимися насадить в России европейскую культуру и сами ею отчасти уже пропитавшимися.

Русский народ потерял исконную цельность религиозной веры, он оторвался от старого и почувствовал потребность расправить свои силы, пожить самочинно, стать хозяином своей жизни но он не обрел и не мог обрести никакой новой положительной веры и потому обречен был впасть в чистый нигилизм - отречься от родины, от религии, от начал собственности и труда. Русская революция есть историческое экспериментальное изобличение неправды идеала самочинного устроения жизни, руководившего человечеством за все последние века.