Из истории кружевоплетения

Из истории кружевоплетения. Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми.

Именно от второй половины XVI столетия дошли до нас многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на портретах. Сохранились схолки, сделанные на пергаменте в 1557 г. Кружево выплеталось из золотой и серебряной нити. В сочетании с золотым шитьем, парчой, с драгоценными камнями использовалось в дворцовом и церковном обиходе, в быту бояр, дворян, купечества.

В этот период в нем ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. Кружево даже продавали на вес. Традиции золотого и серебряного кружева довольно долго сохранялись на Руси. В Оружейной палате Кремля экспонировалось платье для царского выхода императрицы Екатерины II, сделанное из тончайшего серебряного кружева. Государыня надела его всего 1 раз из за непомерной тяжести: платье со шлейфом весило более пуда (16 кг). Кружево - искусство европейское, на Востоке неизвестное вплоть до нового времени.

Особенно широкое развитие оно получает в период перехода от узкоцеховых средневековых форм художественного восприятия к рациональному мышлению ренессанса, реформации и гуманизма. Кружево ренессанса отражает повышенное внимание к личности человека, ее внутренней красоте. Белизна большого кружевного воротника, который носили в XVII веке, не только находилась в чудесном контрасте с цветом кожи, но и бросала отсвет на лицо. Этот эффект широко использовался в портретной живописи для выражения высокой ценности личности, ее неповторимости.

В XVII - XVIII веках, наряду с золотно-серебрянным кружевом, получают широкое распространение нитяные кружева; доступность материала, универсальность назначения приводит к повальной моде на кружево, нежные волны которого буквально затопили Европу. Кружева носили все: короли и трактирщики, офицеры и монахи, принцессы и крестьянки, и даже пираты. Кружево передавалось по наследству.

Его покупка и ношение, как разорительное для благосостояния, даже регулировалось законом. Возникает множество типов кружев по месту их создания: "волансьен", "малина", "брюссельские". Особой тонкостью отличались "брабантские" кружева. Их выплетали изо льна, который рос только на полях Брабанта и давал нить нежно-розового оттенка. Пряли нити в сырых подвалах, чтобы кудель была влажной, а нить получалась эластичной и тонкой. Для этой работы использовался труд девочек, пальцы которых еще не огрубели.

Именно в такое кружево одет отчаянный морской волк в стихотворении Н. Гумилева "Капитан": "Или бунт на борту обнаружив, Из-за пояса рвет пистолет, Так, что сыплется золото с кружев Розоватых брабантских манжет" Из Барбанта и выписал в 1725 году император Петр I монахинь-мастериц для обучения прядению "голландской" нити и плетению кружев 250 девочек- сирот при Новодевичьем монастыре. С внедрением европейского быта кружево получает невиданное распространение в России. В помещичьих усадьбах с утра до ночи плели кружево крепостные девушки, украшая уникальными изделиями дворянский быт. В многопарном плетении число коклюшек доходило до 800 пар. В своих воспоминаниях известный ученый А.П. Болотов рассказывает о помещике, который отправил крепостную девушку в Москву учиться кружевоплетению, после чего принуждал ее к такой непосильной работе, что она дважды сбегала от него, но была поймана, ее "посадили в железо и в стуло и заставили опять плесть". В конце XVIII - начале XIX в.в. появляются первые крепостные мануфактуры.

Кружевоплетение становится промыслом.

Им занимаются не только крепостные, но и горожанки и крестьянки. С отменой в 1861 году крепостного права в России в 17 губерниях складываются центры кружевоплетения, и насчитывалось до 100 тыс. кружевниц. Доступность материала и универсальность применения сделали коклюшечное кружева поистине народным. Пришедшее из Европы коклюшечное "немецкое" кружево, было расцвечено такой богатой выдумкой, такой оригинальностью, красотой и разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием "Русское кружево". Основными центрами кружевоплетения были Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Белёв, Кириши.

Неповторимым своеобразием отличалась многопарная техника Галича, Схопина, сейчас практически утраченная. В настоящее время люди, мало знакомые с русским кружевом, часто называют его вологодским. Однако некоторые центры кружевоплетения сохранили своеобразие.

Для вологодского кружева типичен орнамент, выплетаемый исключительно полотнянкой. Золотая, серебряная, цветная нити применяется только в решетках. Ритм рисунка спокойный, линии мягкие, округлые. Елецкому кружеву свойственны легкость и нежность, орнамент выполняется с частым применением сетки на сквозном, прозрачном фоне. Киришское кружево, наоборот, состоит из прозрачной полотнянки на тяжелом фоне из насновок. Рязанское кружево отличается разработкой ярких цветовых композиций и сохранением Михайловского счетного кружева.

Огненные вихри войн и революций начала XX века внесли свои коррективы в моды и нравы. На смену кружевным блондам пришли кожаная куртка и красная косынка, а кружево вместе с фарфоровыми слониками и фикусами в кадках, стало считаться буржуазным пережитком и признаком мещанства. Многое в искусстве кружевоплетения было утрачено и уже в советское время собиралось и восстанавливалось по крохам. С 1920 года существует в Москве Российское училище прикладного искусства, ставшее центром подготовки художников по кружеву.

В г. Михайлове Рязанской области в 1925 году была организована артель, выросшая теперь в объединение "Труженица", сохранились центры кружевоплетения в Вологде и Ельце. Подушка, коклюшки и прочие приспособления для плетения кружев Плетение на коклюшках называют также "подушечным кружевом" (от названия валика - круглой подушки, на которую помещают сколок - технический рисунок кружева с прорисовкой ходовой нити и мест накола булавок). Такое кружево выполняют определенным числом ниток, намотанных на шейки палочек-коклюшек. Существует два типа коклюшечного кружева: "мерное" (край, прошва, которые можно плести бесконечно) и "сцепное", где одна деталь сцепляется с другими, образуя законченное изделие.

Коклюшки (круглые в разрезе деревянные палочки с шейкой для намотки ниток) могут быть сделаны из ели, клена, ольхи или березы; лучше, если дерево потяжелее. Наиболее удобные конфигурация и размеры коклюшек показаны на рис. 2. Для начала вам понадобятся как минимум 16 коклюшек.

Обязательно нужно запастись металлическими нержавеющими булавками с головкой из пластмассы. Длина булавок - не менее 3 см. Количество - как минимум 300 штук (столько нужно для небольшого воротничка). Нитки для плетения можно использовать хлопчатобумажные катушечные №№ 10, 20, 30, тонкий лен, краше. Учиться лучше на нитках №№ 10 и 20. Для отделки понадобятся мулине, ирис, шелк, люрекс. Для сцепок потребуется приспособление для поднятия петель или тонкий металлический крючок.

И, конечно, нужны маленькие острые ножницы и калька для снятия сколков.