История этикета

История этикета. Этикет — явление историческое. Правила по­ведения людей изменялись с изменениями условий жизни обще­ства, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определен­ных правил поведения, церемониала было необходимо для воз­величивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п для закрепления иерархии внутри самого классового общества.

От знания этикета, выпол­нения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племена­ми, народами и даже к войнам. Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции. Например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особен­но строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.

В России в начале XVIII в. стал усиленно внедряться запад­ный этикет. На русскую почву переносились одежда, манера и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил бояра­ми и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко следил сам царь Петр 1. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царство­вание Елизаветы и Екатерины II, отбирались правила этикета, отвечающие требованиям и особенностям национальной культу­ры России, которая как евразийская страна во многом соединя­ла противоположности Европы и Азии. А этих противоположно­стей много было не только в XVIII в но и сейчас.

Английский писатель Редьярд Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Вос­ток есть Восток, и не встретиться им никогда. Так, в Европе траурный цвет — черный, а в Китае — белый. Даже в границах Российской империи правила поведения различных народов значительно отличались и отличаются. Конечно, и общественный прогресс способствовал взаимо­проникновению правил поведения, обогащению культур.

Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признавае­мый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и тради­циях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в теат­ре, в общественном транспорте и т.д. Наибольший интерес представляет в этом отношении этикет руководителя. Классическая теория представляет руководителя как лицо, наделенное магическими способностями, в том числе умением руководить коллективом.

Чтобы руководить, необходимо обладать соответствующими личными качествами, в том числе знать правила этикета и умело использовать в своей руководящей деятельности. В настоящее время руководитель встречает у своих подчиненных меньше покорности, чем прежде. Все чаще говорят о кризисе власти, который охватил как армию, так и школу, как семью, так и производство. Раньше способы управления долгое время оставались неизмен­ными, так как общество было стабильно. Старая мо­дель потеряла свою былую силу. Мы больше не знаем, как поступать.

Поэтому очень важно выработать новые модели поведения, которые позволили бы руководителю успешно осуществлять управление в условиях нашего изменчивого общества. Литература, а также философская психология и добрая часть экспериментальной психологии пытались представить руководителя в свете его индивидуальных черт. Руководитель должен обладать особыми качест­вами, которые делают его способным управлять.

Вот, например, некоторые из них в представлении различных авторов: Искусство убеждения, импозантность, благород­ство, любовь к риску. Энтузиазм, знание подчиненных, решительность, предприимчивость, дисциплинированность и бес­пристрастность. Смелость, воля, гибкость ума, неподкупность. Честность, беспристрастность, справедливость, искренность. Хладнокровие. Молчаливость, умение сохранять дистанцию и т. д. Эти качества, эти черты, являются не только субъ­ективными, но еще и абстрактными.

Если придержи­ваться этих требований, то невозможно было бы найти достаточное число руководителей, необходимых для осуществления социальной жизни. Кроме того, качества, представленные в нашем спис­ке, как правило, формулировались без учета конкрет­ной ситуации, в которой руководитель призван действо­вать. Ни одна группа не похожа на другую. У каждой из них свои цели, своя работа, своя величина, своя функция. Не могут быть одинаковыми качества руково­дителей, действующих в столь различных условиях.

Классическая теория, представляющая руководите­ля как лицо, наделенное разнообразными и подчас ма­гическими способностями, не выдерживает сколько-нибудь углубленного рассмотрения. Пример таких знаменитых руководителей, как Цезарь, Наполеон, Гитлер, королева Виктория или же Александр Македонский, показывает абсурдность ут­верждения, что руководителем может быть только спра­ведливый, уравновешенный, обладающий чувством юмора и т. д. человек.

Мы начинаем лучше понимать, что наряду с теорией, представляющей руководителя как человека, обладающего столь разнообразными и чудесными качествами, данными ему свыше, делающая упор на взаимоотношения между группой и ее руководителем, культурных моделях руководителя. Трудно отметить, какой руководитель нужен определенной группе, но чтобы руководить несомненно одно: обладать соответствующими личными качествами, уметь приспосабливаться к конкретным обстоятельствам, группе и ситуациям все это вместе формирует авторитет руководителя.