рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Работа сделанна в 1995 году

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА - Реферат, раздел Культура, - 1995 год - Софистические приемы некорректного ведения юридического диалога Культура Древнего Рима. В Основном Представляла Собой Переме- Шанные Культуры...

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА. в основном представляла собой переме- шанные культуры других стран. Как, например, кроме многих предметов быта, заимствованных из Греции и стран Востока, были заимствованы также моды и нравы.

Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, ви- дели в сиракузской палестре в греческой одежде и обуви. Его жена, на восточный манер, показывалась на людях лишь в сопровождении целой толпы служанок, в модных тогда колясках, запряженных мулами. Завоевание Тарента в 272 г. до н. э. оказалось важной вехой не только в политической истории Рима, но и в истории его литературы. Тогда вместе с множеством других пленных в Рим прибыл грек Андроник. Отпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял имя Тит Ливий Андроник.

Андроник занялся тем, что стал переводить на римский язык, а затем читать, известные греческие трагедии, главным образом, Софокла и Еврипида. Современную же ему эллинистическую поэ- зию он знал мало, и ее влияние никак не отразилось на его творчест- ве. Да и навряд ли индивидуалистическая литература эпохи эллинизма нашла бы тогда отклик у суровых и сплоченных римлян, впервые бросив- ших в ту пору вызов всесильному Карфагену.

Деревняя архитектура с террактовой орнаментикой полностью цари- ла в Риме в III в. до н. э. и только в следующем столетии начала ус- тупать место каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вул- канического туфа, так как своего мрамора в Италии II в. до н. э. еще не было: и "лунский", позднее каррарский, мрамор, и "тибуртинский" твердый известняк - травертин стали применяться повсеместно уже в эпоху Августа. Ограниченность в выборе строительного материала нало- жила отпечаток и на саму архитектуру. Из мягкого туфа не удавалось вытесывать длинные прочные балки, поэтому зодчим приходилось созда- вать арочные своды. кроме того, мягкий туф не позволял делать ярко выраженные, подчеркнутые орнаменты, как на греческих мраморных хра- мах, и надо было украшать постройки гибсовой пластикой.

Все это рано придало римской архитектуре иной, отличавший ее от греческой характер. Своеобразие римской архитектуры хорошо видно, например, в сооруженном Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивох- ранилище), обращенном фасадом на форум, с арками между дорическими полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних корридоров.

Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способами украшения домов и храмов, в том числе с фресковой живописью. С тра- дициями эллинистических фресок тесно связан первый римский тип живо- писи - так называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным археологами в раскопанных археологами провинциальных Помпеях и в других городах Кампании.

Интересно, что как и в тогдашней римской риторике, здесь сосуществовали и нередко выступали два стиля - прос- той, с тонким рисунком, и рядом другой, патетический, со светотенями и насыщенными цветами. Эти своеобразные "аттицизм" и "азиазианизм" в живописи соседствовали иногда на стенах одной и той же комнаты, как, например в вилле Фарнезина в Помпеях. В скульптуре явлением, характерным для оригинального римского искусства, стал начиная со II в. до н. э. реалистический портрет.

В новизне и самобытности римского скульптурного портрета нетрудно убе- диться, если сравнить грубоватые, крестьянские лица на надгробных рельефах эпохи республики с тонко моделированными, рафинированными эллинистическими портретами. Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в. до н. э породив такие шедевры, как мрамор- ные портреты Помпея и Цезаря. 3.  2А Н Т И Ч Н А Я  0  2Н А У К А Исходя из содержания понятия культуры, науку следует рассматри- вать как явление культуры, т. е. ее областью.

Вместе с тем наука как система развивающего знания отличается от всех явлений культуры прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина, т. е. что содержание научного знания не зависит от человечества. В этом знании раскрывается объективный мир, его законы и свойства, его свя- зи и отношения. Наука выполняет функцию культуры и потому может рассматриваться как явление культуры, когда она обращается к человеку, когда добытое ею знание становится фактором человеческого мира. Феноменологически наука существует в обществе и, следовательно, включена в систему исторически определенной культуры.

Так в культуре Древнего Египта знание - существовавшее тогда зачатки науки - было достоянием лишь посвященных и носило Эзотерми- ческий характер. В рамках индийской культуры уже в глубокой древности были раск- рыты такие глубинные свойства и способности человеческого организма, существо которых во многом до сих пор остается не объясненным в по- зиции современной биологии и медицины.

Но эти знания обликаются в неадекватную полумистическую форму (йога и другие школы), которую можно было бы условно назвать символической формой представления на- учного знания. И, наконец, на почве древнегреческой культуры впервые появилась и стала произрастать и развиваться теоретическая форма представления знания, стали разрабатываться категории научного мышления. Античная наука возникла в VI в до н. э. в весьма своеобразной обстановке греческих городов-государств малоазийского и (несколько позднее) италийского Средиземноморья.

Именно эта обстановка послужи- ла той неблагоприятной средой, которая способствовала зарождению особой формы умозрения, приведшей в дальнейшем к развитию теорети- ческого - как философского, так и научного - мышления. Если в боль- шинстве древних цивилизаций города - государства представляли собой автократические или теократические деспотии, то в греческом полисе VII-VI вв. до н. э. мы впервые встречаемся с демократией как общ- ностью свободных граждан, равных друг перед другом и перед законом.

Каждый гражданин полиса участвовал в выполнении общественных функций и в защите государства от внешнего врага независимо от его сословного и имущественного положения. Каждый имел право выступать на народных собраниях и убедительно (т. е. логически обоснованно) защищать свою точку зрения. Любовь древних греков к словесному аго- ну, т. е. спору, засвидетельствованная еще у Гомера, привела в этих условиях к развитию искусства устной аргументации и в конечном счете к разработке приемов логического доказательства.

Большое и подчас недооцениваемое значение имело в греческих го- родах - государствах отсутствие сословий чиновников и жрецов. Что касается религии, то она рассматривалась как чисто гражданское уста- новление, возлагавшее на граждан обязанности по выполнению опреде- ленных обрядов, но не накладывавшее никаких ограничений на них внут- ренние убеждения. Это способствовало возникновению в греческих (ио- нийских) полисах атмосферы свободомыслия, которой не знала ни одна страна Древнего мира. Одной из характернейших черт античного общества было отсутствие заметного взаимодействия между наукой и техникой.

Это не означало что античная техника была примитивной, находившейся на очень низком уровне развития. Наоборот: в VI в. до н. э в эпоху зарождения гре- ческой науки, греческие ремесла и такие инженерные дисциплины, как строительное дело, кораблестроение и другие, находились на передовом крае технических достижений той эпохи.

Здесь действовали традиции отчасти заимствованные у народов Востока, отчасти же унаследованные со времен эгейской цивилизации. Так, например, Геродот приводит нес- колько примеров достижений инженеров с острова Самос, которые осо- бенно славились в то время. В частности он говорит о водопроводе, созданном по проекту Эвпалина и проходившем по туннелю, который был прорыт сквозь гору и имел длину около одного километра.

Долгое время историки относились к этому сообщению Геродота с недоверием, но в конце XIX в. немецкая археологическая экспедиция действительно обна- ружила этот туннель. Самым интересным было то, что в целях ускорения работы туннель рыли одновременно с обеих сторон горы. Впоследствии Герон привел в сочинении "Диоптра" геометрическое построение, которое должно было быть осуществлено для того, чтобы рабочие, прорывавшие туннели, встретились в середине горы. Это была совсем не простая задача, тре- бовавшая не только определенных знаний, но и большой точности в про- видении геодезических измерений.

Зарождение теоретической математики следует отнести ко времени первых, еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать гео- метрические теоремы - о том, что круг делится диаметром на две рав- ные части; о том, что углы при основании равнобедренного треугольни- ка равны и т. д. Сами по себе эти положения уже в то время казались, вероятно достаточно тривиальными. Новым было то, что Фалес впервые попытался их логически обосновать.

Тем самым он положил начало де- дуктивной математике - той математике, которая впоследствии была превращена в стройную и строгую систему трудами Гиппократа Хиосско- го, Архита, Эвдокса, Эвклида, Апполония Пергского и других великих ученых эпохи расцвета греческой культуры. Но все открытия этих уче- ных очень мало использовались в повседневной жизни. Исключением может служить, казалось бы, пример Архимеда. Дейс- твительно, Архимед был ученым, который соединил в своем лице гени- ального математика и замечательного инженера.

Подчеркивающие этот факт историки науки указывают, что именно Архимед предвосхитил то развитие, которое приняла наука нового времени. Античная наука отражала особенности греческого склада мышления, несла на себе печать греческого мироощущения, исходила из того обра- за мира, который сложился еще в эпоху ранней греческой классики. Этот образ мира нашел свое отражение и в других сферах античной культуры - в частности, в греческой литературе и греческом искусс- тве. Как было указано выше, основным методом греческой науки было созерцание.

Уже этим самым объясняется то развитие, которое в антич- ности получила астрономия. Действительно, что могло быть более дос- тойным объектом созерцания, чем небесный свод с движущимися по небу светилами? Это прекрасно выразил Анаксагор в приписываемой ему зна- менитой апофеме. На вопрос, для чего человеку лучше родиться, чем не родиться, Анаксагор отвечал:"чтобы созерцать небо и устройство всего миропорядка". Между тем греческие ученые, начиная с Фалеса, только тем и за- нимались, что конструировали различные модели космоса.

Первые модели были крайне несовершенными и произвольными, ибо они строились чисто умозрительно, без учета данных о движении небесных тел. Таких данных вначале у греков вообще не было. Но к началу IV в. до н. э. гречес- кая наблюдательная астрономия уже имела существенные достижения. Следует подчеркнуть еще одно отличие античной науки от науки нового времени.

Наука нового времени, творцами которой были великие ученые эпохи Возрождения и ХVII в с самого начала была наукой ин- тернациональной. Коперник, Бэкон, Галилей, Декарт, Кеплер - все они были представителями различных наций. Античная наука - это прежде всего греческая наука. То что рабовладельческое общество может обхо- диться без науки показывает пример Рима. Практическому складу римс- кого ума было чуждо стремление к теоретическому умовозрению, являв- шееся столь характерным признаком греческой научной мысли. Несмотря на это, Рим дал миру великолепных поэтов, глубоких моралистов, заме- чательных историков, блестящих ораторов.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е Следовательно, культура или цивилизация в широком этнографичес- ком смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества. Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобож- денного человеческого духа, в знание и правду жизни.

Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архи- тектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетель- ством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не толь- ко как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчес- тии являются современными.

На почве античной культуры впервые появилась и стали развивать- ся категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная фило- софия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Студент ПОТАПОВ А.Е. .

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Софистические приемы некорректного ведения юридического диалога

При этом культура античности (как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествля- ется с понятием "цивилизация", как это имеет… Вместе с тем в лите- ратуре часто встречаются определения типа "европейская… То есть, по- нятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культу- ра", оставив за ним то, что…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги