Брежневский бюрократизм в искусстве

Брежневский бюрократизм в искусстве. В конце 50-х годов советское общество входит в так называемую стадию «развитого социализма», что и находит отражение в искусстве.

Его направленность напрямую определялось решениями Коммунистической партии. Характерная черта искусства 60-70гг складывающаяся гармоничная совокупность разных видов и отраслей художественного творчества - от декоративно-прикладного до обращающихся в изобразительной форме к масштабным идеологическим проблемам. А вот, что читали читатели об этом периоде в статье журнала «Искусство» за 1965 год: « К 50-летию Великого Октября определяются во всех областях нашей социалистической действительности результаты совершенного всеми поколениями революционеров, результаты созданного нашим народом за годы Советской власти.

И перед нами стоят задачи огромной важности -средствами всех видов и жанров нашего многонационального искусства выразить революционный энтузиазм народа, гуманистическое мировосприятие советского человека. ( ) Существует еще неясность в ряде образных проблем монументального искусства.

Нам очень сильно мешает распространенное сейчас представление о том, что монументальность заключается во внешней обобщенности, в некоем внешнем условном знаке понятия, образа, предмета. Появился в нашем искусстве некий человек вообще. ( ) Особое место в кругу произведений монументального искусства займут работы по реконструкции города Ульяновска и села Шушенского, которые будут вестись художниками в тесном содружестве с архитекторами. ( ) Образ В.И. Ленина волнует творческую фантазию многих мастеров искусства у нас и за рубежом.

На зональных и отчетных выставках наметилось стремление художников к глубоким и оригинальным решениям картин на исторические темы. ( ) Я думаю, не стоит скрывать, что, говоря о новаторстве, мы, по существу, находимся между двумя крайностями: либо в полной преданности традициям, либо в отрицании традиций и приверженности к абстрактно понимаемому новаторству. Ни та, ни другая крайность не несет в себе живого начала.» (ж. Искусство №1 1965 г. авт. Е. Белашова.

Народный художник СССР изд. «Искусство» Москва) Новый облик искусства 60-70-х гг. отчетливее выступает в живописи. В самом начале 60-х годов возникает стремление как можно ярче и правдивее показать жизнь советских людей, романтику трудовых подвигов, освоение новых земель. На одно из первых мест в последнее десятилетие выдвинулись проблемы синтеза различных видов искусства. Мы встречаемся с синтезом скульптуры и архитектуры в различных монументах, в том числе в мемориальных памятниках жертвам фашизма.

Помимо мемориальных комплексов по всей стране в 60-70-е годы было поставлены много памятников Ленину, а также многим деятелям прошлого. Эти памятники обогащали Лениниану в нашем искусстве. В настоящий период можно наблюдать подлинный расцвет графических искусств. В каждой республике, во всех художественных центрах есть интересные мастера. Но графика распространяется не только вширь. Все глубже реализуются ее возможности в плане охвата новых тем, разнообразнее становятся выразительные средства и технические приемы.

Наряду с такими мастерами, как Н.А. Пономарев (р. 1918), В.Н. Минаев (р.1912), Э.К. Окас (р,1915), Д.А. Дубинский (1920-1960), выдвинувшихся еще в прошлый период, в 60-х-70-х годах успешно трудятся художники, свежо и по-своему смотрящие на мир. Это Г.Ф. Захаров, И.В. Голицин, Д.С. Бисти, Е.М. Сидоркин. Последнее десятилетие - период бурного и повсеместного развития архитектуры.

Строительство ведется теперь уже индустриальными методами, с применением каркасно-панельных и панельных конструкций. Это касается и жилых комплексов, и общественных зданий - больниц, клубов, кинотеатров, стадионов, школ и т.д. Сформировался лаконичный стиль -«брежневок». Выдающимся сооружением последних лет является башня телецентра в Останкине в Москве (1964-1967; архитекторы Д.И. Бурдин, М.А. Шкуд, Л.И. Щипаткин). Советское искусство в то время прямо и смело утверждало свои коммунистические и нравственные идеалы.

Советское искусство развивалось, ему было присущ постоянный и напряженный поиск. В то же время шестидесятилетняя история советского искусства позволяет подвести некоторые существенные итоги. Пожалуй, самой важной чертой советского искусства является то, что оно смело вторглось в жизнь, что оно являлось воспитателем коммунистических идеалов. Глубокая связь с окружающей действительностью, с делами и днями Советской страны, советского народа. Эта связь определяется особенностями метода социалистического реализма, в основе которого лежат принципы народности, правдивости, коммунистической идейности и партийности.

Советское искусство отличается самым положительным свойством - оптимизмом, желанием видеть самое лучшее, самое красивое в нашей жизни, каждого советского человека. Кажется, что из этого вытекает и другое качество нашего отношения к искусству - терпимость к индивидуальным особенностям творчества того или иного художника.

Терпимость необходима и к возможным ошибкам художника в поисках прекрасного. Но «но» заключается в том, чтобы ошибки не стали обычной формой работы, когда они как бы заранее предрешены сущностью работы, переходящей формалистический нигилизм. Поиски без учета традиций, опыта искусства прошлого, без ясной цели не приведут к новому и доброму. 6. Я голосую за мир В Европе и других континентах мощно ширилось в 80-х антиракетное антиядерное движение. Отвести угрозу термоядерной катастрофы, предотвратить новую мировую войну, не дать погибнуть человеческой цивилизации -такова воля всех честных людей земли.

Однако, не считаясь с волей народов земли, администрация Соединенных Штатов Америки разворачивало небывалую гонку вооружений. Сотни миллионов долларов были брошены на наращивание ядерного, нейтронного, химического, а тогда еще и лазерного и космического оружия. «Я голосую мир!» Под таким названием III. Творческое наследие будущим поколениям Искусство дано чудесное свойство - воскрешать прошлое, воссоздавать будущее. Картины дают новый смысл нашему существованию, обогащая наш культурный мир. Изобразительное искусство - не только область видения.

Видимое нас ведет в область размышлений. У человека заложено нечто, что заставляет его уважать в искусстве все человеческое. Окруженный отображениями своего существа, он выглядит величественней и благородней. Фанатизм пуритан и магометан, с которыми они преследовали изображения, именно и обнаруживает их глубокое почитание силы искусства.

Никчемна роль искусства, которое не смотрят, как роль книги, которую не читают. Одна из страшных катастроф человека - та, что оно не вынесено за рамки человеческой потребности. Об искусстве трудно спорить, хотя споры идут постоянно. Радостная особенность советского периода заключается в том, что искусство настоятельно входит в жизнь советского народа. Оно стало частицей души почти каждого, формирует его мировоззрение и высокие эстетические вкусы. Теперь трудно представить Москву без скульптурных памятников Пушкину, Горькому, без динамичной скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница» и многих других монументальных произведений.

Людям представлена широчайшая возможность знакомится с сокровищами мирового, отечественного классического и советского искусства. Художник должен искать общественные решения. Средства для создания монументальных образов - это советская геральдика, образная символика, ставшие популярным обозначения атома, космических пространств.

Символы мира, дружбы, труда Только большие идеи могут дать величественные пластические решения. Большое искусство рождается в результате большого человеческого чувства - это может быть и радость, но может быть и гнев. Самое трудное в искусстве - умение слить воедино непосредственность, остроту чувства с живой мыслью, и сделать это так, чтобы пережитая художником мысль звучала в душе, в сознании зрителя. Искусство создается и воспринимается по разному и по разным причинам. С разными чувствами зарождаются настольная фарфоровая статуэтка и величественный монумент.

Мы иногда слышим от художника, как тяжело было ему писать картину. Другой, наоборот. Как П. Кончаловский, видел в творчестве радость, полноту жизни, счастье труда. Эти свойства относятся к характерам художников, к цели их труда. Вероятно, «Траурный марш» приносил Шопену тяжелые переживания. Но «Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса рождались любовью к жизни, полнокровны и радостным преклонением перед прекрасной природой.

Большое произведение по-разному затрагивает человеческие чувства, давая каждому пережить личное и общественное. Проходит время. Но оно, как живое, вновь и вновь дает радость творчества все новым и новым поколениям. «Новая форма рождает новое содержание. Искусство было всегда вольно от жизни, И на цвете его никогда не отражался цвет флага над крепостью города» В. Шкловский 1919г.