Социально-экономические причины развития духовной культуры античности

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ АлтГТУ им. И.И. Ползунова Кафедра рекламы и культурологии Реферат по культурологии на тему: Социально-экономические причины развития духовной культуры античности Выполнил: студент гр. ЭУП-41 Козлов Александр Научный руководитель: Доцент кафедры рекламы и культурологии Цепенникова Е.П. Защищен с оценкой “ ” Барнаул, 2004 г. План работы: Введение… I. Краткая характеристика античной культуры… 1.Культура Древней Греции… 2.Культура Древнего Рима… II. Основные причины культурного взлета….1. Социально-экономическое развитие Греции… … 1. Полис – экономическая основа «греческого чуда»… 9 2.1.2. Важные факторы развития греческой культуры: письменность, игры…3. Великая колонизация….2. Влияние экономики, социальных отношений, великих завоеваний и гражданских войн на развитие древнеримской культуры…1. Культурные успехи Рима в эпоху больших завоеваний….2. Экономика и социальные отношения Рима …3. Римская культура конца республики и начала империи… 18 Заключение….19 Список литературы…21 Введение Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания нравственности, но и неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего.

Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства.

Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга.

Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Исследование культуры и быта этих цивилизаций помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее.

Актуальность данной темы главным образом и обуславливает выбор темы реферата. Основная цель реферата – описать основные особенности античной духовной культуры и социально-экономические факторы, которые повлияли на ее развитие, показать взаимосвязь древнегреческой и древнеримской культур, выделить основные черты их сходства и различия.

Предметом исследования являются социально-экономические причины, повлиявшие на развитие духовной культуры, объектом – духовная культура античности. Структура реферата содержит две главы, каждая из которых состоит из двух параграфов. Параграфы во второй главе состоит из трех подпунктов. Первая глава посвящена краткой характеристике древнегреческой и древнеримской культуры. Во второй главе показаны основные причины культурного взлета Греции и Рима. Методологической основой реферата является система взглядов К. Куманецкого и А.Ф. Лосева.

В книге К. Куманецкого «История культуры Древней Греции и Рима» подробно прослеживаются все этапы истории развития прикладного искусства, архитектуры, скульптуры, письменности, религиозных верований греков и римлян. Очень важное достоинство книги – широкое понимание культуры. Помимо традиционных сфер (философия, наука, живопись, литература, архитектура), автор рассматривает и «пограничные области» (религия, законы, социальные и общественно-политические отношения, быт населения). Исторической подоплекой развития культуры являются описываемые в книге войны, политические столкновения, реформы, мятежи, взаимное проникновение различных «национальных» культур.

Особый интерес вызвали научные работы А.Ф. Лосева («История античной философии» и «История античной эстетики»), в которых великий русский философ излагает философию древних греков и древних римлян и знакомит с историей античной эстетики, соответственно.

Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики.

Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры. В настоящее время античное искусство опосредованно (через эстетический опыт выросших на ее основе цивилизаций), а также непосредственно через наслаждение его художественными свершениями раскрывается как эпоха, несущая в себе огромные, близкие не только нашей стране, нашей культуре, но и сем народам мира всемирно-исторические ценности.

Ценности эти (гуманизм, героическая концепция человека, ясная гармония монументального синтеза и т. д.), выявляя сегодня свое всемирно-историческое значение, могли возникнуть когда-то лишь в специфических, в какой-то мере носящих исключительный характер условиях ранней полисной стадии античного рабовладельческого общества.

Поэтому изучение античного наследия во всех его аспектах имеет огромное актуальное, а не только общепознавательное значение как средство духовно-художественного обогащения личности. I.Краткая характеристика античной культуры 1. Культура Древней Греции Культура Древней Греции существовала с XXVIII века до н.э. и до середины II века до н.э. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V – IV веках до н.э что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда». Суть этого чуда состоит, прежде всего, в том, что греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот.

Никакой другой народ – ни до, ни после – не смог сделать ничего подобного. Эллада стала родиной всех современных государства и правления, и, прежде всего, – республики и демократии, наивысший рассвет которых пришелся на годы правления Перикла (443-429 гг. до н.э.). Именно у греков такой тип организации общества как город, принявший форму полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества.

Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Точно также они соединили аристократию с республикой, распространив ценности аристократической этики – принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе – на всех граждан полиса.

Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы. Полисная демократия позволила грекам в полной мере наслаждаться духом свободы, которая для них была высшей ценностью. Образ жизни древних греков характеризовался такими атрибутами как: игра, которая пронизывала все виды деятельности, включая самые серьезные; истина, красота и добро, которые находились в тесном единстве; мера, которая неразрывно связывалась с соразмерностью, умеренностью, гармонией и порядком.

Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания, включавшая в себя два направления: «гимнастическое», цель которого – физическое совершенство. Его вершиной становилось участие в Олимпийских играх, победители которых окружались славой и почетом; «мусическое» – обучение всем видам искусства, освоение научных дисциплин и философии, включая риторику, т. е. умение красиво говорить, вести диалог и спор. Практически во всех областях духовной культуры греки выдвинули «отцов-основателей», положивших начало их современным формам.

Прежде всего, это касается философии. Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии. Первым греческим философом стал Фалес. Вершинами греческой философии считаются Сократ, Платон и Аристотель. То же самое можно сказать и о других науках и в первую очередь о математике.

Пифагор, Евклид и Архимед являются основателями как самой математики, так и основных математических дисциплин – геометрии, механики, оптики, гидростатики. В астрономии Аристарх Самосский первым высказал идею гелиоцентризма, согласно которой Земля движется вокруг неподвижного Солнца. Гиппократ стал основателем современной клинической медицины, Геродот по праву считается отцом истории как науки. «Поэтика» Аристотеля является первым фундаментальным трудом, который не может обойти ни один современный теоретик искусства.

Практически все виды и жанры современного искусства родились в Древней Элладе, а многие из них – скульптура, литература и другие – достигли классических форм и высочайшего уровня. Многие греческие трагедии и сегодня идут на сцене. В религии древние греки проявили исключительное своеобразие. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным. Затем утверждаются олимпийские боги третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия.

Греческая мифология имеет особое своеобразие. Наряду с богами значительное место в мифах занимают деяния и подвиги «богоравных героев», которые часто являются главными действующими лицами в повествуемых событиях. В греческой мифологии практически отсутствует мистика, не слишком большое значение имеют таинственные, сверхъестественные силы. Главным в ней выступает художественная образность и поэтичность, игровое начало. Греческая мифология гораздо ближе к искусству, чем к религии. Именно поэтому она составила фундамент великого греческого искусства.

По этой же причине Гегель назвал греческую религию «религией красоты». 1.2. Культура Древнего Рима Культура Древнего Рима формировалась в VIII веке до н. э. – 476 г. н. э. Ее отличительной особенностью являлось то, что римляне: создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т. д.; всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения.

Для них общественные интересы были выше интересов индивида; усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом. Римляне по-своему и более четко определяли качества свободного человека. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства. В отличие от эллинов, римляне были гораздо более воинственными. Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения в обществе.

Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю. Говоря о наиболее общих чертах и особенностях римской культуры, следует отметить, что в отличие от греческой она является гораздо более рациональной и заземленной, направлена на практическую пользу и целесообразность. В области духовной культуры достижения Рима выглядят более скромными.

По сравнению с греческими римские религиозно-мифологические представления являются более сложными и менее однозначными. Многие греческие боги перешли к римлянам, приняв при этом новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос – Сатурном, Посейдон – Нептуном, Афродита – Венерой, Артемида – Дианой и т.д. В то же время в их мифологии особое место занимает так называемый «римский миф», или мифы, связанные с Римом, выступающие как «римская идея» – владение и власть над всем миром, «Рим – центр мира», «Рим – вечный город». В философии и науке римляне также во многом следовали за греками.

Их интересовали не столько теоретические исследования и поиск нового знания, сколько обобщение и систематизация уже накопленных знаний, создание многотомных энциклопедий, которые служили делу образования и просвещения. Многие римские художники не просто подражали греческим мастерам, но буквально копировали их произведения. В скульптуре начали придавать своим произведениям неповторимые индивидуальные черты.

Римские писатели создали новый жанр – жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры. На формирование римской культуры заметно влияние: cоседних италийских городов в некоторых обычаях и ритуалах, а также в прикладном искусстве – в керамических и ювелирных изделиях римских мастеров; этрусков – в ремеслах, практике строительства городов и архитектуре храмов, тайных науках и гаданиях жрецов, некоторых обычаях, включая обычай отмечать победы полководцев триумфом; греков – римляне переняли многих богов, религиозные обычаи и ритуалы.

Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей.   II. Причины культурного взлета 2.1.

Социально-экономическое развитие Греции

произошло событие, ставшее решающим для греческой культуры: через поср... Это и было решающим шагом к созданию более совершенного и полного греч... Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам — «аретэ», обл... Каковы были причины этого мощного колонизационного движения? Можно наз... Интенсификация греческой экономики, развитие ремесел и торговли в рожд...

Культурные успехи Рима в эпоху больших завоеваний

Такие высококультурные люди, как Полибий или философ-стоик Посидоний, ... ярко выраженный характер. Однако, несмотря на любовь римской толпы к театру, она предпочитала ем... Во-вторых, даже среди римской знати эти явления встречали отпор среди ... Только в свете этой борьбы можно понять переходный II век.

Экономика и социальные отношения Рима

В течение столетий район Средиземного моря был ареной рабовладельческо... . Прочное объединение римской державы было неосуществимо, пока экономиче... Трудность их понимания главным образом заключается в их двойственности... Благосостояние высших классов в провинциях увеличивается, провинциальн...

Римская культура конца республики и начала империи

Максимальное обострение социальных противоречий, огромное усиление кла... Однако некоторые стороны общественной идеологии действительно при Авгу... в Риме уже были заложены те основы общественной идеологии, к полному р... э создали в широких рабовладельческих кругах психологию радостного осв... При этом нужно отметить, что оба периода — последние десятилетия гражд...

Заключение

Заключение Культура каждого народа — это многогранный, сложный комплекс, включающий письменность и литературу, изобразительное искусство и архитектуру, определенную религиозную систему, философию и науку.

Эллинам и римлянам удалось создать невиданную ранее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для европейцев архетипичной, классической. Своим развитием античная культура обязана многим социально-экономическим факторам. В данном реферате рассмотрены лишь наиболее существенные из них. Итак, столь блистательному культурному взлету Древней Греции, а затем и Древнего Рима способствовали, прежде всего, следующие причины: – Греция – приморская территория, а море с его удобными сообщениями способствует активному освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов; – недостаток земельных угодий и скудность природных ресурсов (включая воду) побуждал к разнообразной деятельности, поиску новых источников, возможностей.

В то же время, в изобилии имелся строительный материал (камень, мрамор), что способствовало развитию архитектуры, скульптуры и др.; – интенсивный характер экономики, её многопрофильный характер (садоводство, овощеводство, скотоводство, строительство, ремесло, кораблестроение, производство оружия и др.), активные торговые отношения, важная роль денег, банковского дела, наличие конституированной частной собственности; – широкое использование рабского труда, благодаря чему греки освобождались от тяжёлой физической работы и занимались политической и духовной деятельностью; – природный талант эллинов, их увлечённость делом, любопытство, творчество, состязательность (агон), диалогичность, рациональный склад ума, любовь к знанию, критичность мышления, открытость, стремление к совершенству, терпимость; – стремление понять природу человека, сильные и слабые стороны его души, высокая ценность человека, человеческой жизни, его знаний и умений, развитой индивидуализм; – стремление к автаркии (самоудовлетворению), автономии (жизни по своим законам), самостроительству; – полисный характер государственного уклада, правовой характер взаимоотношений между индивидами, между личностью и государством; – отсутствие деспотии, преимущественно демократический характер власти, её сменяемость и ответственность перед народом, контроль за её деятельностью, свобода личности, активное участие в культурном созидании большинства населения; – светский характер древнегреческой религии; отсутствие профессионального жречества как тормозящей консервативной силы, свободомыслие; – высокий уровень образованности и воспитанности граждан, патриотизм, здоровый образ жизни, органичное сочетание личных и общественных интересов, высочайший накал духовной жизни, приоритет духовного начала; – субъективный (личностный) фактор, т.е. гений таких выдающихся личностей как Гомер, Гесиод, Солон, Демосфен, Эсхил, Софокл, Еврипид, Фидий, Пракситель, Харес, Апеллес, Фалес, Пифагор, Демокрит, Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, Феофраст, Аристарх, Гиппарх, Евклид, Архимед, Гиппократ.  Некоторые из перечисленных черт были присущи в разной степени и римлянам, но, разумеется, с оговорками.

Они были более сдержанны, прозаичны, строги, прагматичны.

Греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей.

На развитие культуры Древнего Рима не могли не оказать влияние такие факторы, как: воинственность римлян, их быт и нравы, общественная и политическая жизнь.

Конец гражданских войн и длительный период гражданского мира, наступивший после 30 г. до н. э создали в широких рабовладельческих кругах психологию радостного освобождения и творческого подъема.

В целом же греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что в конце концов привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуру славянских народов и Западной Европы.

Список литературы

Список литературы : 1. Античный мир: Современный словарь-справочник / Авт сост. М.И. Умнов. – М.: Олимп: Издательство АСТ, 2000. – 480 с. 2. Асмус В.Ф. Античная философия М.: Высшая шк 1976. – 541 с. 3. Всеобщая история искусств.

Избранные главы. – М.: Искусство, 1956. – 362 с. 4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.

Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – 3-е изд доп. – М.: Искусство, 1985. – 319 с. 5. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая шк 1996. – 398 c. 6. Ковалев С.И. История Рима: Курс лекций. – Л.: ЛГУ, 1986. – 710 с. 7. Колпинский Ю.Д. О месте античного художественного наследия в мировой культуре. – М.: Наука, 1977 – 352 с. 8. Культура древнего мира: В 2-х тт. – М.: Наука. 1985. – Т.1 – 430с.; Т.2 – 397 с. 9. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима (Пер. с польск.

В.К. Ронина). – М.: Высшая шк 1990. – 329 с. 10. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М.: Мысль, 1989. – 204 с. 11. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). – М.: Высшая шк 1963. – 621 с. 12. Петров М.К. Античная культура. – М.: РОССПЕН, 1997. – 464 с. 13. Силичев Д.А. Культурология. Конспект лекций. – М.: «Приор-издат», 2003. – 208 с. 14. Словарь античности: Пер. с нем. / Редкол.: В.И. Кузищин (отв. ред. ) и др. – М.: Прогресс, 1989. – 704 с. 15. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. – М.: АСТ, 2002. – 256 с. 16. Тронский И.М. История античной литературы. – Л.: ЛГУ, 1946. – 483 с.