рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие и гибель цивилизаций как социокультурный процесс

Работа сделанна в 2004 году

Развитие и гибель цивилизаций как социокультурный процесс - Контрольная Работа, раздел Культура, - 2004 год - Московский Гуманитарно-Экономический Институт Контрольная Работа По Предмету...

Московский гуманитарно-экономический институт КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По предмету: экономическая теория. На тему: Развитие и гибель цивилизаций как социокультурный процесс.Выполнил: студент 3 курса факультета экономики и управления 061100 гр. 26ЭС-3,6/04 Потапов Д. Л. Проверил: проф. Артемьев Ю. М. Чебоксары 2004 Содержание Введение… 1. Развитие цивилизаций… 1.1 Законы исторического развития… 1.2 Цивилизация по Шпенглеру… ……10 1.3 «Большие циклы» Н. Д. Кондра¬тьева… … 2. Причины упадка и гибели цивилизаций….13 Список литературы… 17 Введение Само слово «цивилизация» (фр.) появилось в языке недавно. Кто первым употребил это понятие — не установлено, но Л. Февр утверждает, что это слово обнаружено в печати в 1766 г. До появления имени существительного употреблялся глагол «циви¬лизовать» и причастие «цивилизованный». В конце XVI в. сло¬во «цивилизация» стало известно Монтеню, автору «Опытов», а противопоставление понятий «дикий» и «цивилизованный» пол¬века спустя появилось в «Рассуждении о методе» Декарта.

В энциклопедиях понятие «цивилизация» ассоциировалось с концепцией прогресса и несло в себе смысл просветительского мышления.

Так, П. Гольбах отмечал: «Полная цивилизация на¬родов и вождей, которые ими руководят, благодетельные измене¬ния в правлении, искоренение недостатков — все это может быть только результатом работы веков, постоянных усилий человече¬ского ума, многократного общественного опыта». То есть циви¬лизация первоначально воспринималась как процесс. «Нация ци¬вилизуется под воздействием опыта», — таково заключение П.Гольбаха.

Экономисты (Адам Смит) связали понятия «цивилизация» и «бо¬гатство». В конце XVIII в. критических рассмотрений самого поня¬тия «цивилизация» не возникало. Цивилизация у многих исследова¬телей оказывалась неким идеалом, и в нее вкладывались многознач¬ные понятия. Так, цивилизация отождествляется с хорошими ма¬нерами и самоконтролем — цивилизованное поведение, цивилизо¬ванный человек.

Впервые в этом значении термин появился в тру¬дах Вольтера. Во множественном числе слово «цивилизация» по¬явилось после XVIII в. с созданием различных теорий цивилиза¬ции. Так, в 1827 г. вышли «Принципы философии» Дж Б.Вико и «Мысли о философии человечества» И.Гердера. Вслед за ними Франсуа Гизо высказывает убеждение, что у человечества общая судьба, а историю человечества можно рассматривать как собра¬ние материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого.

Значит, цивилизации нужно изучать, анали¬зировать. По Гизо, цивилизация состоит из двух составляющих: во-первых, из уровня интеллектуального развития; во-вторых, из уровня социального развития. Появление в 1877 г. книги Л. Моргана «Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через вар¬варство к цивилизации» означало, что значение слова стало приме¬няться для характеристики стадий развития человечества.

Интересно развитие связи понятий «цивилизация» и «культу¬ра», которые выступали как синонимы; слова «цивилизация» и «культура» употреблялись в тождественном смысле. В XX в. ан¬тропологическое понятие культуры как результата приобретен¬ных навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизации. 1. Развитие цивилизаций. История человечества насчитывает множество цивилизаций, об¬ладавших неповторимостью черт и обликов.

Одни разрушались или их разрушали, на их обломках возникали другие. Цивилиза¬ция — сложная система, которая имеет внутренний механизм функци¬онирования, это сообщество людей, объединенное основополагающи¬ми духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу. Согласно Вечной Идеальной Истории, все нации, все народы проходят в своем развитии три эпохи: «Век Богов» — «когда язы¬ческие люди думали, что живут под божественным управлением через оракулов»; «Век Героев» — время аристократической республики, когда герои противопоставляют себя плебеям; «Век Людей» — все признают, что они равны по человеческой природе. Каждая эпоха имеет свой язык: «Век Богов» — священный, тайный — иерогли¬фический; «Век Героев» имеет символический язык: гербы, метафо¬ры, сравнения; «Век Людей» — народный язык, язык повседневных забот и нужд простых людей.

Каждый цикл из трех эпох рано или поздно завершается кризисом всей обществен¬ной системы.

Переход от одной эпохи к другой — через обществен¬ный переворот. И отменить этот порядок, обойти его не дано лю¬дям. Существует множество цивилизаций, которые все вместе выражают бесконечно богатый опыт человечества. Каждая из цивилизаций возникает, развивает свои соб¬ственные ценности и формы, а затем погибает вместе с ними. Данилевский считает, что лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать «культурно-историческими типами». Все народы он разделяет на три основных класса: на позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации и культурно-ис¬торические типы; негативных творцов истории, которые, подобно гуннам, монголам и туркам, не создали великих цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибели дряхлых умирающих циви¬лизаций; и, наконец, народов, творческий дух которых (elan) по ка¬кой-то причине задерживается на ранней стадии развития и стано¬вится этнографическим материалом, используемым творческими на¬родами для обогащения своих цивилизаций. 1.1 Законы исторического развития.

Мыслитель Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа» излагает законы исторического развития, вытекающие из его груп¬пировки явлений по культурно-историческим типам.

Закон 1. Всякое племя или семейство народов, говорящее па одном языке или принадлежащее к одной языковой группе, представляют культурно-исторический тип, если оно по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из младенчества.

Закон 2. Дабы цивилизация могла зародиться и развиваться, не¬обходимо, чтобы народы, принадлежащие к данному самобытному культурно-историческому типу, пользовались политической незави¬симостью. Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа: каждый тип вырабаты¬вает их для себя при большем или меньшим влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных, организаций. Закон 4. Цивилизация только тогда достигает полноты, разнооб¬разия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, ее составляющие, — когда они, не будучи поглощены одним полити¬ческим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цве¬тения и плодоношения — относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу. Первые два закона не требуют, по мнению Данилевского, боль¬ших пояснений.

В самом деле, из 10-ти культурно-исторических типов, развитие которых составляет содержание всемирной исто¬рии, три принадлежат племенам семитской расы, и каждое племя, характеризованное одним из трех языков семитской группы — халдейским, еврейским и арабским, — имело свою самобытную цивилизацию. Арийская группа языков, как известно, подразделяется на 7 глав¬ных лингвистических семейств: санскритское, иранское, эллинское, ла¬тинское, кельтское, германское и славянское.

Из племен, соответству¬ющих этим семи семействам языков, 5 — индийское, персидское, гре¬ческое, римское, или древнеитальянское, и иранское — самобытные культурно-исторические типы, развившиеся в самобытные цивилиза¬ции (кроме кельтского племени, вошедшего как этнографический ма¬териал в состав германо-романского культурно-исторического типа). Данилевский подчеркивает, что нет ни одной цивилизации, которая бы зародилась и развивалась без политической самостоятельности, хотя, достигнув уже известной ступени, цивилизация может еще несколь¬ко времени продолжаться и после потерн самостоятельности, как видим па примере греков.

Третий закон культурно-исторического развития Данилевский под¬крепляет выводами из истории Египта, Китая, Индии, Ирана, Ассирии и Вавилона: нет народа неепшетского происхождения, который при¬нял бы египетскую культуру; индийская цивилизация ограничилась народами, которые говорили на языках санкрнтского происхождения.

Конечно, к дрсвиесемитскому культурному типу принадлежали фини¬кияне и карфагеняне, по первые были народом одного корпя с вавило¬нянами, а последние — колонией финикиян, цивилизация же Карфа¬гена не передалась нумидяиам и другим аборигенам Африки. Китай¬ская цивилизация распространена между китайцами и японцами — переселенцами из Китая же. Евреи не передали своей культуры ни одному из окружавших или одновременно живших с ними народов.

Данилевский ссылается па попытку Александра Македонского не только покорить Восток, но и распространить на нем греческую цивилизацию, считавшуюся (по современным теориям) общечело¬веческой в IV в. до Рождества Христова. Однако в восточной части Александровой монархии, через 70 или 80 лет, при помощи парфян и скифов, был восстановлен культурный тип Ирана, где он и про¬должал господствовать в новом Парфянском, а потом в Сасанндс-ком царствах. В западных областях дела обстояли лучше: в Сирии, Малой Азии правили цари греческого происхождения; двор, столи¬ца и города приняли греческие обычаи и моду, греческим скульпто¬рам, архитекторам, резчикам, золотых дел мастерам открылась мас¬са возможностей для сбыта их произведений.

Кажется, всего лучше дело пошло в Египте: в Александрии образо¬вались музеи, библиотеки, академии, процветала философия, но все — по-гречески. Ученая Александрия была греческой колонией. Пра¬вители щедро покровительствовали греческим ученым, философам, всем носителям греческой культуры, но греческая цивилизация бла¬годаря этому не передалась Египту, как и вообще Востоку.

Если грекам не удалось передать свою цивилизацию путем заво¬еваний, то не были ли они удачливее в этом при завоевании их рим¬лянами? Данилевский подчеркивает: « только потому, что римля¬не остались римлянами, произвели они нечто великое», а умозри¬тельное, метафизическое направление греческого ума было несвой¬ственно людям латинской расы. Передача цивилизации была ис¬пробована, по не удалась.

Римские начала остались самобытными, верность началам национального государственного строя сделала из Рима самое могущественное «политическое тело изо всех когда-либо существовавших». Правила гражданских отношений, перешедшие из обычая в закон и приведенные в стройную сис¬тему, положили основание науке права, представляя образец гражданского кодекса, который изучают до сих пор юристы всех стран - в архитектуре, где римляне своей аркой и куполом про¬демонстрировали самобытность, они создали Колизей и Пантеон, стоящие наравне с лучшими образцами греческого искусства.

На¬конец, в поэзии, там где она была отражением римской жизни, в одах Горация, в элсиях и сатире, римляне расширили возмож¬ности поэзии. В области науки об истории Тацит стоит наравне с Фукидндом. Сами римляне насильственно передавали свою цивилизацию покоренным ими пародам. « Они уничтожали самобытную куль¬туру там, где она была (например, в друидической Галлии), стро¬или города — колонии римской жизни и римского быта, но нигде не возбудили цивилизации», — делает вывод Данилевский.

Одним из наиболее способных к цивилизации народов, разрушив¬ших Римскую империю, были, конечно, готы. Они проникли в Ита¬лию и образовали могущественное царство, во главе которого стоял один из мудрейших и благонамереннейших государей, когда-либо царствовавших,— Феодорик. Он поставил самую благородную и гуманную цель — слить победителей с побежденными, привить первым римскую цивилизацию. Что же оказалось? Готы, находясь в слишком близких отношениях с цивилизацией Рима, будучи по¬давлены се блеском, не усвоили ее и потеряли и свою политическую силу. Еще около трех столетий продолжался мрак варварства в Ев¬ропе, прежде чем исчезнувшая цивилизация стала воздействовать па новые ее типы. Таким образом, вся история, по мнению Данилевского, доказывает, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа другому.

Однако цивилизации воздействуют друг на друга.

Во-первых, посредством колонизации. Во-вторых, посредством «прививки»: греческим черенком была Александрия на египетском дереве; Цезарь привил римскую культуру к кельтскому корню. Есть и еще один способ воздействия цивилизации на цивилизацию: спо¬соб, которым Египет и Финикия действовали на Грецию, Греция — па Рим, а Рим и Греция — на германо-романскую Европу. По Данилевскому, большинство цивилизаций являются созида¬тельными не во всех, а только в одной или нескольких областях де¬ятельности.

Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская — в религиозной, римская — в области права и политической организации. Прогресс человечества не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях. Данилевский пишет, что если европейская цивилизация оказалась двусоставной, т.е. творческой в двух областях — политической и научной, — то русско-славянская цивилизация будет трех- или даже четырехсоставной в четырех областях: религиозной, научной, поли¬тико-экономической и эстетической. 1.2

Цивилизация по Шпенглеру

Именно этносы являются феноменами, в коих осуществляется взаимодействи... Вторая фаза - акматическая, это наибольшая, предельная актив¬ность этн... Этническая система набуха¬ет энергией, выливающейся в войны (междоусоб... В этой фазе давление па природу деструктивно и проявляется в наибольше... Осколки распавшегося этноса, их группы, отдельные персоны впадают в со...

Причины упадка и гибели цивилизаций

Арнольд Тойнбн (1899— 1975), английский историк и социолог, в работе «... А.Тойнби пишет: «Цивилизации развиваются благо¬даря порыву, который вл... Знание прошлого — одна из будущих возможностей. Надлом цивилизации приводит к внутренней нестабильности в обществе, к ... Но все это, как считает А.Тойнби, — иллюзии.

Список литературы

Список литературы . 1. Гречко П.К. “Концептуальные модели истории”.— М 1995. 2. Гумилев Л.II. “Этносфера: История людей и история природы”. — М 1993. 3. Данилевский Н.Я. “Россия и Европа”. — М 1991. 4. Сорокин П. “Человек. Цивилизация. Общество”.— М 1991. 5. Тойнби А. “Постижение истории”. — М 1991. 6. Февр Л. “Бои за историю”.— М 1991. 7. Шпенглер О. “Закат Европы” М 1993 Т.1. 8. Яковец 10.3. “У истоков новой цивилизации”.— М 1991.

– Конец работы –

Используемые теги: развитие, гибель, цив, заций, социокультурный, процесс0.096

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие и гибель цивилизаций как социокультурный процесс

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Человеческая цивилизация становится "цивилизацией городов"
В 2000 году горожанами были уже 47% населения, в городах и их ближайших пригородах проживало более 2.8 млрд. человек. 411 городов мира насчитывали… Большинство горожан стран Африки живет в городах с населением менее 10 тыс.… Судя по всему, на всем протяжении человеческой истории (первые статистические данные впервые были получены лишь в…

Устранение слабых сторон заводского технологического процесса, а также снижения трудоемкости и себестоимости технологического процесса механической обработки путем перевода технологического процесса с устаревших моделей оборудования на более современные
Графическая часть содержит 10 листов формата А1, в качестве приложений приведены спецификации на разработанные нами приспособления и… Объектом разработки является технологический процесс механической обработки… Эффективность данного производства, его технический прогресс, качество выпускаемой продукции во многом зависят от…

Критические точки – это точки, контролируемые при переходе от процесса к процессу. Для описываемого процесса критическими точками являются:
На сайте allrefs.net читайте: Критические точки – это точки, контролируемые при переходе от процесса к процессу. Для описываемого процесса критическими точками являются:...

Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.
На сайте allrefs.net читайте: Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д....

Культуры и цивилизации Латинской Америки. Связь с мировой цивилизацией.
Государства Латинской Америки имеют своеобразную и богатую событиями историю, самобытную культуру.В результате долгой борьбы с испанскими и… Общее проявляется также и в их экономической зависимости от могу щественного… Это связано, прежде всего, с тем, что они раньше других государств развивающегося мира в ступили на путь…

Влияние климатического фактора на развитие древних цивилизаций
Ещ одним условием в те далкие времена было наличие воды. В связи с этим многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек Тигр и Евфрат, Нил,… Конечно, не все древние цивилизации были речными, но каждая из них… И ответом на него явилось зарождение навигации, которая сыграла огромную роль в жизни этих морских держав. Итак, мы…

ГАРМОНИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА НАВЫКИ ЕСТЕСТВЕННОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА РАЗВИТИЕ ДИАПАЗОНА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
Появление настоящего Методического пособия стало возможным благодаря Многолетней работе коллектива ведущих специалистов Академии: Бронниковой Л.Д., Бронниковой Н.В., Ложниковой Л.Ю., Галинской А.В...

Как соотносятся между собой понятия «культура» и «цивилизация»?
К цивилизации относят все материальное, часто сводя ее к комфорту и набору социальных условностей, тогда как культура понимается как деятельность… Он идет еще от руссоистских представлений о первобытной неиспорченности… Сказки о «первобытном рае» у современных ученых не вызывают даже улыбки, ко преодолеть дуализм мышления, заложенный…

Цивилизация, культура, религия с точки зрения современного православного русского человека
Они и были созданы с целью контролировать возможные конфликты, во избежание жутких бедствий, кровавых расправ, с этим связанных.Идея, кстати,… Эти ужасы кажутся сегодня очень «бледны», если сопоставить их с тем, что… Это то, что делает её лицо в смысле «ипостаси» в греческом понятии. Цивилизация – это уровень развития и…

Химические процессы, происходящие в пищевых продуктах при хранении и группы пищевых продуктов, для которых характерны эти процессы
Введение... Хранение консервов Химические процессы происходящие в пищевых продуктах при хранении и группы пищевых продуктов для которых характерны эти процессы...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Европейская индустриальная цивилизация Под ее влиянием нарастала борьба между капитализмом и феодализмом вдругих странах Европы, развивалось национально-освободительное движение. Вконце XVIII первойполовины ХIХ вв. произошли и другиебуржуазные революции, в… В рассматриваемый период коренным образом менялисьэкономический базис и социальная структура общества. В первые сто…
  • Понятие и типы цивилизаций Цивилизация выступает синонимом высшего на данный момент уровня развития общественной культуры.Другим общим местом является применение термина… Он, а вслед за ним Ф.Энгельс, выделили в качестве признаков цивилизации… Причина такой дихотомии понятия цивилизация состоит в том, что человечество в своем развитии со времени появления…
  • Концепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби. Звучат даже слова о конце истории человечества.Вот, например, как отреагировал американский историк Фрэнсис Фукуяма на реформы в бывшем Советском… Но как можно всю неповторимость и многообразие различных культур сводить к… Напротив, история для них - это развитие отдельных общественных сущностей более или менее взаимодействующих друг с…
  • Лекции по Истории мировых цивилизаций Существует 5-ть формаций первобытнообщинный, рабовладельческий, фео- дальный, капиталистический, каммунистический.Существуют более крупные. … До появления письменности первобытно-общинный строй.Археология, этнография -… МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - система связей между странами мира, основана на либе- ральных ценностях, на общем рынке сырья,…
  • Этапы психического развития младенца. Развитие моторики, перцепции, памяти, мышления. Предречевое развитие От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. В период младенчества ребенка также очень важно своевременно создавать условия… Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.В…