рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Цивилизация по Шпенглеру

Работа сделанна в 2004 году

Цивилизация по Шпенглеру - Контрольная Работа, раздел Культура, - 2004 год - Развитие и гибель цивилизаций как социокультурный процесс Цивилизация По Шпенглеру. Филосов Освальд Шпенглер Считает, Что «Гибел...

Цивилизация по Шпенглеру.

Филосов Освальд Шпенглер считает, что «Гибель Запада представляет проблему цивилизации. Здесь перед нами один из самых основных вопросов истории. Что такое цивилизация, понятая как логическое следствие, как завершение и исход всякой культуры?». Поскольку всякая культура имеет свою собственную цивилизацию, то цивилизация, по Шпенглеру, есть неизбежная судьба всякой культуры. «Цивилиза¬ция есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных состояний, к которым способны люди, достигшие последнем стадии развития. Цивилизация есть завершение Она — неотвратимый конец; к нему приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры», — таков вывод О. Шпенглера, утверждающего, что расцвет западноевропейской культуры завершился.

Она вступила в фазу цивилизации и не может дать ничего оригинального пи в области духа, ни в области искусства.

Наступил век чисто экспан¬сионистской деятельности, которая лишена эвристической яркости, высшей художественной продуктивности. Судьба европейской цивилизации не является исключением: каж¬дая культура обособлена от всех других, и она последовательно проходит цикл развития от рождения к смерти. Итак, история распадается на ряд независимых, неповтори¬мых, замкнутых циклических культур, которые должны пережить рождение, становление и закат и имеют сугубо индивидуальную судьбу.

Главное для Шпенглера — внутренняя жизнь культур, отсюда аналогия носит чисто внешний характер, поскольку сравниваются чисто внешние черты цикла развития. Шпенглер все-таки искал в европейской культуре еще не реали¬зованные возможности, выявив творческий потенциал. От апокалип¬сиса может спасти только подлинное самосознание, трезвый взгляд на миропорядок. Поскольку каждая культура создает исторические феномены — символы своей души, она способствует общему развитию человече¬ства. 1.3 «Большие циклы» Н. Д. Кондра¬тьева.

Для более полного понимания проблем развития цивилизаций необходимо остановиться на «больших циклах» П.Д.Кондратьева (1892—1938) и циклическом контуре пассионарной концепции Л. Н.Гумилева (1912-1993). Известная теория «больших циклов» (48 — 55 лет) Н.Д.Кондра¬тьева касается больше экономических проблем общества, однако их социально-исторические обобщения легли в основу теории волново¬го циклического процесса.

Ключом к пониманию Гумилевской кон¬цепции является понятие этноса, Инициаторы этого возникающего единения подбирают себе активных людей именно по этому комплиментарному при¬знаку -— выбирают тех, кто им просто симпатичен». Так вокруг Ромула и Рема на семи холмах объединились 500 чело¬век, что положило начало Риму. Вокруг Чингисхана собирались люди «длинной воли». Именно этносы являются феноменами, в коих осуществляется взаимодействие людей и природной среды, это системы, лежащие на стыке биосферы и социосферы.

Природа этноса, по Гумилеву, его этногенеза — энергетична. Опираясь на В.И.Вернадского, Гумилев определяет природу этой энергии: биогеохимическая энергия жи¬вого вещества (энергия, накапливаемая растениями путем фотосин¬теза и усваиваемая животными через пищу). Пассиопариость — эффект воздействия энергии живого вещества на характер и пове¬дение человека, члена того или иного этноса. Пассиоиарность — антиинстинкт, идущий вразрез с инстинктом са¬мосохранения. Ради достижения взлелеянной цели пассионарная лич¬ность не жалеет ни своей, ни тем более жизни других людей, своих со¬племенников.

Модусы пассионарности разные: тщеславие, алчность, гор¬дость и т.д. Пассионарных личностей не много, но они создают необхо¬димую для развития этноса критическую массу. Именно эта энергия уходит на создание культурных ценностей и политическую деятельность, на написание книг, ваяние скульптур, строительство городов. Пассионарии появляются, по Гумилеву, в результате «пассионар¬ного толчка», который длится приблизительно от 1 до 5 лет. За последние 3 тысячи лет па территории Евразии зафиксировано много таких толчков: в XVIII, XI, VIII и III вв. до н.э.; в I, VI, VIII, XI, XIII и XIV вв. н.э По Гумилеву, на вытянутой и узкой полосе земной поверхности (200 — 300 км) в результате «вариабельного космического облуче¬ния», возможно, от вспышки сверхновой звезды возникает серия пас¬сионарных популяций.

Новые этносы появляются через 130—160 лет инкубационного брожения этих популяций.

Вектор этногенеза идет по фазам (являясь энергетическим процессом, этногенез подчиня¬ется второму началу термодинамики, или закону энтропии). Первая фаза этногенеза — подъем. Человеческий коллектив, впер¬вые восходящий на историческую арену, вдохновляется императи¬вом: «Надо исправить мир, ибо он плох». Люди больше занимают¬ся собой, чем природой. Вторая фаза - акматическая, это наибольшая, предельная актив¬ность этноса, его пассионарных особей. Этническая система набуха¬ет энергией, выливающейся в войны (междоусобица в XI —XIV вв. в Западной Европе). Третья фаза — переход к императиву: «Мы устали от великих». Надлом, пассионарное оскудение, завоевания сменяются занятия¬ми наукой, творчеством (фаза надлома в Европе совпала с эпохой Возрождения). В этой фазе давление па природу деструктивно и проявляется в наибольшей степени.

Четвертая фаза — тяга к спокойной и нормальной жизни с импе¬ративом: «Будь таким, как я!» Верх берут особи «золотой посред¬ственности». Теория прогресса дает «санкцию» на безжалостное уничтожение природы, которая мстит за себя: пустынями, мертвы¬ми морями, катаклизмами разного рода. Пятая фаза — обскурация — это сумерки этноса, фактически это конец с императивом: «Будь таким, как мы!» — высмеивай тру¬долюбие, презирай интеллект, не стесняйся невежества.

Примерно через 1 500 лет конец неизбежен. Осколки распавшегося этноса, их группы, отдельные персоны впадают в состояние гомеостаза (статичности). Тревоги и заботы творческой жизни позади, императив — «Будь сам собой доволен» (примеры — североамериканские индейцы, эскимосы, алеуты, пиг¬меи Центральной Африки, аборигены Австралии). Гумилев считает, что все подобные народы — это не начальные, а конечные фазы эт¬ногенеза, этносы, растерявшие свой пассионарный фонд. Люди пре¬вращаются, по сути, в элемент ландшафта.

Гумилев считает, однако, что реликтовый этнос — не единственный вариант завершения эт¬ногенеза: отдельные представители могут стать субстратом для формирования нового этноса.

Конечно, в этой концепции многое еще не совсем ясно, возникает множество вопросов, вокруг которых не прекращаются дискуссии. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие и гибель цивилизаций как социокультурный процесс

В энциклопедиях понятие «цивилизация» ассоциировалось с концепцией прогресса и несло в себе смысл просветительского мышления. Так, П. Гольбах отмечал: «Полная цивилизация на¬родов и вождей, которые ими… Экономисты (Адам Смит) связали понятия «цивилизация» и «бо¬гатство». В конце XVIII в. критических рассмотрений самого…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Цивилизация по Шпенглеру

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Причины упадка и гибели цивилизаций
Причины упадка и гибели цивилизаций. Арнольд Тойнбн (1899— 1975), английский историк и социолог, в работе «Постижение истории» поставил такой вопрос: почему не¬которые общества оказываются «неподви

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги