рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Научно-культурные основания Нового времени

Работа сделанна в 2007 году

Научно-культурные основания Нового времени - Контрольная Работа, раздел Культура, - 2007 год - Научное знание в Новое время (17-19 вв.) Научно-Культурные Основания Нового Времени. Возрождение И Реформация – Социок...

Научно-культурные основания Нового времени. Возрождение и Реформация – социокультурные предпосылки новоевропейской цивилизации Как уже было отмечено, хронологически в развитии культуры Нового времени иногда выделяют два этапа: XVII–XVIII века – эпоха Просвещения (иногда XVII столетие называют эпохой абсолютизма, «галантным» веком, а XVIII – «веком Разума») и XIX век – «буржуазная» эпоха или период «промышленной революции», «технического прогресса». Социокультурные предпосылки зарождения и становления ценностной картины Нового времени следует искать в духовных движениях, получивших названия «Возрождение», «Гуманизм» и «Реформация». Внешне Возрождение было связано с античной языческой культурой, античными наукой и искусством. Реформация же стремилась вернуть католическую церковь к миросозерцанию первых апостолов христианства.

Несмотря на идейную разнонаправленность (скажем, языческой и раннехристианской традиций) их сближает желание преодолеть начавшийся в позднем средневековье ценностно-нормативный кризис, вызванный бурным развитием городов.

Нормы городского общежития все чаще вступали в конфликт с нормами, сложившимися в замке и монастыре, крестьянской общине, что неизбежно сказывалось на устойчивости социальных связей. Еще сложнее проследить культурное влияние Возрождения, Гуманизма и Реформации, так как их значимость выходит за рамки XVI столетия и Нового времени и сказывается вплоть до сегодняшнего дня, проявляясь в специфике как высокой, так и массовой культуры стран, подвергшихся в свое время религиозной реформе.

И, тем не менее, именно Возрождение и Реформация заложили предпосылки для оформления ценностного ядра Нового времени.

В позднем средневековье, и ранее всего в Италии, стремительно размывалась мировоззренческая грань между божественным и земным, разрушался ценностно-нормативный строй средневекового общества. Выгодное географическое положение, отсутствие централизованной власти, прибыль, полученная на морских перевозках, стимулировали развитие городов и полисного уклада.

Практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности прослеживался дух обновления. Даже такие перемены, как внедрение в повседневный городской быт механических часов, прозрачных стекол и зеркал, уже свидетельствовали о многом: о возрастании значимости земного времени, об оформлении нового пространственного видения, о повышении интереса к собственному внешнему и внутреннему облику. Не говоря уже о столь известном событии, как широком распространении книгопечатания.

Книга сметала преграды на пути распространения новых ценностных установок. Благодаря росту образованности, неизмеримо выросла умственно-логическая культура населения. По сути Возрождение – это неукротимое стремление городского населения к самоутверждению и связанному с этим идейному обновлению. Идеал человека Возрождения – самостоятельная и стихийно утверждающая себя личность. Такой идеал стимулировал выработку новых, по сравнению со средневековьем, представлений о бытии человека и характере его взаимоотношений с Богом и людьми. Собственно и происхождение термина «возрождение» связано с сознанием потребности в идейном обновлении.

Обычно введение понятия «Возрождение» связывают с работами швейцарского культуролога XIX века Якоба Буркгардта, но справедливо и то, что сознание своей «новизны» характерно уже для творцов и просто участников итальянского Возрождения. Так, итальянский живописец, архитектор, историк искусства XVI века Джоржо Вазари выразительно говорит о «возрождении» живописи и скульптуры из «ржавых» Средних веков, о движении от «грубости и несоразмерности» к совершенству «современной манеры» . Возрождение и Гуманизм.

В некоторых исследованиях по культуре Ренессанса принято разграничивать Возрождение и собственно Гуманизм. По-видимому, это не совсем корректно. Очень сложно (если вообще возможно) отграничить Гуманизм как миссию очеловечивания посредством гуманистической литературы, которая совершенствует человеческую природу, – от Возрождения – обновления человеческого мировоззрения.

По сути это две стороны единого процесса самоутверждения, самоопределения человека. Гуманизм – стремление отыскать устойчивый культурный идеал обновления и пути его воплощения, чтобы преодолеть хаос стихийного самоутверждения и ценностный вакуум позднесредневекового города. Попытка разведения Возрождения и Гуманизма связана главным образом с противоречиями Ренессансного мировосприятия, стремлением обозначить духовный стержень этого феномена.

Однако культурная компонента Возрождения отнюдь не тождественна движению гуманистов, хотя, несомненно, в нем она проявляется наиболее очевидно. Отчетливо движение гуманистов прослеживается в Италии с XIV века и оно не сводится к проповеди любви к человеку. Современное значение термин гуманизм начинает обретать только в ХVIII столетии. В Италии же XIV века понятие «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины, от лат. humanitas – человечность) используется для обозначения таких дисциплин, как грамматика, риторика, поэзия, история, философия морали.

Этим названием подчеркивалось их решающая роль в духовном становлении человека, так как они давали не только специальные знания, а нацеливали на общее развитие и возвышение. К XV веку ядро «гуманитарного образования» составили латинские и греческие источники. А термин «гуманист», в связи с этим, подчеркивал углубленное знание прежде всего античного наследия и занятия литературным творчеством в духе римских и греческих авторов.

Стремясь обосновать новый идеал человека, творцы Ренессанса, стремятся совместить христианство с античной, еврейской и арабской мудростью. Эта установка на значимость дохристианского культурного наследия при объяснении природы человека и вылилось со временем в движение Гуманизма. Занятия этим постепенно уводили намного дальше университетских наставлений или общения в кругу единомышленников в духе античных традиций. Быть гуманистом – значило обладать способностью нового прочтения классики.

Классическое образование рассматривалось гуманистами как способ выражения и утверждения новых чувств, вкуса. Античность интерпретировалась использовалась для приближения к новому идеалу личности. Возникало неизвестное ни средневековью, ни античности представление о том, что человеческие качества не предопределены заранее (Богом, сословием, предками, семьей), а есть нечто, связанное с собственными усилиями, стремлениями, склонностями. Характерно, что состав гуманистов был чрезвычайно разнородным.

Гуманистом мог быть Римский Папа, представитель зажиточной городской верхушки, ученого сословия или член ремесленной корпорации. Связывало их чувство идейной общности, потребность в утонченном мировосприятии, ориентация на значимость досуга в таких формах как диспуты, ученые беседы, обмен письмами, пиры в кругу единомышленников. Главным для гуманистов – было обрести полноту человеческого существования на античный манер. Но Платоновская академия, основанная во Флоренции в XV веке, мало была похожа как, на древнегреческие школы мудрости, так и на научные сообщества Нового времени.

Это была своеобразная форма общения избранного круга, с презрением относившегося к большинству людей, как к стадам лишенных разума животных. Новое значение приобретали и отношения человека с Природой – Божеством. Если мир перестает быть тварью, становится «природой», то и «человеческое дело перестает быть служением, выражающим послушание Творцу, и само становится «творением», «творчеством»; человек, прежде слуга и раб Божий, становится «созидателем». Так, например, художники Ренессанса творили, подражая природе, но это не превращалось в ее копирование, а выливалось в активное обнаружение божественной красоты, и значит – в активное преобразование природного, божественного в их произведениях.

Синтез божественного и природного, «естественного» размывал средневековое деление человеческой природы на греховную телесную и возвышенную духовную, «реабилитируя» земное существование человека.

В эпоху Ренессанса мастер не только профессионал в своей области, а и творец, который совершенствует свое мастерство, любуется и гордится им. В этот период расцветают как «механические», так и «свободные» искусства, а культ мастерства нередко перерастает в культ самого мастера. Так, например, Сандро Боттичелли (1444-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) пользовались громкой прижизненной славой, близкой к обожествлению. Это беспредельное стремление достигнуть взаимопроникновения античного и христианского наследия, божественного и природного, красоты и правды, и сделало таким привлекательным идеал «ренессансного» человека.

Он предстает как целостность, но целостность динамичная, устремленная к творчеству. В нем сочетаются стремления к божественному совершенству, мистическому знанию, и к откровенно земному, чувственному. Но уже к концу XV века все отчетливей прослеживается трагический настрой в духовных исканиях гуманистов.

Все чаще загораются костры, сжигающие ведьм и еретиков, причем с гораздо большей «интенсивностью», чем в эпоху средневековья. Оживление в хозяйственной деятельности нередко сменяется застоем, которому предшествуют кровавые политические смуты и грабительские походы наемников. Таким образом, платой за прорыв к новому культурному горизонту стала угроза распада европейской культуры, лишившейся устойчивых нравственных ориентиров. Решить проблему ее выживания, обретения целостности, но уже на принципиально иной основе, по сравнению со средневековьем, пыталось такое идейное движение этой эпохи как Реформация.

Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление) – религиозное движение XVI века, направленное против римско-католической церкви, приведшее к оформлению протестантской ветви христианства. Начало Реформации, связано с деятельностью талантливого и образованного католического богослова Лютера, чья работа «Диспут о прояснении действенности индульгенций (95 тезисов)» открывает начало эпохе религиозных войн. Реформация по сути была вторичной, после Возрождения, реакцией на распад ценностно-нормативного ядра культуры позднего средневековья.

Реакцией на неудачу Ренессанса создать новую культуру и нового человека. Европа вплотную приблизилась к культурной катастрофе, не найдя способов перевода энергии индивидуализма в социально-приемлемые формы. Это чувство пропасти (Страшного суда) одни слои испытывали осознанно, другие бессознательно, и всех их объединял страх перед нараставшим социальным кризисом.

Тезисы Лютера стали символическим актом, который окончательно подвел черту под миросозерцанием средневековья и открыл путь в качественно иную цивилизационную реальность. Вот почему очень быстро движение против продажи индульгенций переросло в протест против идеологии гуманистов, а на уровне низов – против католицизма и его приверженцев среди социальной верхушки. Движение Реформации все очевидней наполнялось духом, прямо противоположным ценностной направленности Ренессанса, светской, мирской по своей сути. Лютер провозгласил, что быть христианином – не означает быть римским католиком, а подчиняться Папе – значит служить величайшему из всех воров и разбойников. Главный источник греховности – человеческая воля, инструмент умножения человеческих пороков.

То, чему гуманисты поют гимн – право на свободную самореализацию, для протестантов – путь к погибели. Один из программных трактатов Лютера так и называется «О рабстве воли». Протестантизм прямо проповедует недоверие к возможностям человека спастись в одиночку без божественного участия.

Он однозначно требует восстановить безграничную власть Бога и авторитет веры, извращенной погрязшей в мирской скверне католической церковью и гуманистическими ересями. В известном смысле Новое время – это гуманистические идеалы Возрождения, вошедшие в социокультурное пространство, расчищенное Реформацией. Это, в конечном счете, предопределило новое качество цивилизации и культуры, отличное от того, что несли Возрождение и Реформация.

И если в свое время христианство возникло в результате специфического синтеза ценностных установок античности и иудаизма, то Новое время – соединило установки Возрождения и Реформации. 2.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Научное знание в Новое время (17-19 вв.)

Для европейской культурологи основные исторические этапы этой традиции (исторического развития представлений о культуре и ее понимания) составляют… Однако, во-первых, исследуя истоки этого периода, многие авторы находят их в… И это представляется верным. Во-вторых, реже к «нововременному» периоду относят и XIX век. Век ХХ обычно рассматривают…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Научно-культурные основания Нового времени

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Осмысление научного знания Нового времени
Осмысление научного знания Нового времени. Характеристика собственно Нового времени («классической эпохи»), представленная Мишелем Фуко в работе «История безумия в классическую эпоху» , может показ

Своеобразие научного знания в собственно Новое время
Своеобразие научного знания в собственно Новое время. Переворот в сознании, начавшийся под воздействием Ренессанса и Реформации, подталкивал людей к поискам во многих направлениях. Человечество вст

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги