Происхождение башкир. Уровень культуры

Происхождение башкир. Уровень культуры. Древняя территория башкир охватывала современный Башкортостан, а также часть Челябинской, Курганской, Оренбургской, Свердловской, Пермской, самарской и Саратовской областей, восточные районы Татарстана и северо-западные районы Казахстана.

Другими словами, древняя территория проживания наших предков включала в себя часть Среднего Урала, весь Южный Урал, Зауральскую низменность, а также Приуралье. Именно такая обширная территория позволяла башкирам вести кочевой образ жизни. Первые века первого тысячелетия до н. э. ознаменовались установлением тесных связей между скотоводческими племенами Приуралья и оседло-земледельческими племенами Средней и Передней Азии. В степной полосе, где не было естественных преград для передвижения, складываются крупные племенные объединения с общей культурой.

Так, в VII в. до н. э. на юге Башкортостана обитали савроматы. В лесостепной полосе р. Камы и по нижнему течению р. Белой жили тиссагеты. Памятники, оставленные тиссагетами, известны в археологической литературе под названием ананьинской культуры.

Формирование народа происходило в результате длительного исторического процесса. Рассматривая этот вопрос, необходимо учесть своеобразие географии Башкортостана. Нахождение на стыке Европы и Азии открывало широкий путь для бесконечного передвижения разнородных племен. В результате здесь смешивались многочисленные этнические культуры. Тем более, степная полоса Южного Урала служила своеобразным мостом для передвижения между Европой и Азией, связующим звеном этих континентов.

Отсюда сложность вопроса о коренных жителях. В III в. н. э. начинается «Великое переселение народов», которое было вызвано движением гуннов на запад. Это процесс не обошел и территория Южного Урала. С IV в. начинается массовое проникновение кочевых племен в Поволжье и Западный Башкортостан. С гуннами свое происхождение связывают башкиры минских родов. В VII-IX вв. происходит расселение на Южном Урале племен бурзян, тангаур, усерган. До этого они ходили в Печенежско-Огузкое племенное объединение.

Первоначальным местом своего расселения башкиры этих племен считали долину реки Сыр-Дарьи, берега Аральского моря. С печенежско-огузким временем этнической истории башкир связано появление этнонима «башкорт». «Корт», «курт» на древнем огузком языке означает «волк». Среди южных башкир широко распространена легенда: мифический волк был предводителем башкир в период их переселения с Сыр-Дарьи на Южный Урал. Поэтому они почитали волка как свой тотем. Тесные этнические связи башкир с югом усилились в эпоху переселения в южно-уральские степи половцев (или кыпсаков). В XI в. в Восточной Европе половцы образовали обширное племенное объединение.

Осколками кыпсакского (или куманского) племенного объединения являются башкирские племена кыпсак, тамъян – на юго-востоке, канлы – на западе. Активное переселение булгар на территорию Западного Башкортостана повлияло на этнический состав этой части края. Северо-запад заняли племена байляр, буляр, гайна, танып, гирей, еней и др. Во второй половине IX в. мадьяры, теснимые огузами и печенегами, покинули Приуралье и ушли в Венгрию.

До ухода с Приуралья мадьяры были соседями башкирских племен, находились с ними в тесном этническом контакте. Часть башкирских племен ушла с мадьярами, а часть мадьяр остались в Башкортостане. Об этом свидетельствует название и состав племен Юрматы. Согласно преданиям, на заре истории башкир произошла их борьба с мадьярами, в результате чего мадьяры вынуждены были покинуть Южный Урал. В XII-XIV вв. в процесс башкирского этногенеза включаются тюркские и монгольские племена, т. е. те племена, которые пришли в составе татаро-монгольских завоевателей.

В составе северо-восточных башкир (айлинцев, катайцев) довольно-таки значителен монгольский этнический компонент. Вместе с тюркскими племенами часть северо-восточного Башкортостана заняли сальюты. Это племя также этнически восходит к монголам. Вообще вопрос об этногенезе башкир очень сложен. Это связано с тем, что в формировании народа, в сложении его материальной и духовной культур участвовали разнородные этнические группы.

Определенный след в этническом облике не только башкир, но и остальных народов Восточной Европы оставили монгольские племена. На ранних этапах в процесс формирования башкир включились предки современных угро-финских народов. Возникновение экономических и культурных связей между отдельными районами древней территории Башкортостана содействовало стиранию резко выраженных племенных особенностей.

В условиях становления феодальных отношений наметилась тенденция к объединению, к слиянию племенных групп Южного Урала и Приуралья в одну башкирскую народность. Башкирский народ сложился во II-X вв. в результате длительного процесса дроблений и передвижений, скрещивания и ассимиляции племен. Основную роль сыграли здесь тюрко-язычные племена. Древнее искусство Башкортостана представлено палеолитическими рисунками в Каповой пещере. Шульганташ предстает как громадный подземный дворец.

Рисунки мамонтов, лошадей, носорога, выполненные красной хной на стенах пещеры, были обнаружены в 1955 г. Эта уникальная живопись сопоставима лишь с аналогичными памятниками, найденными во Франции и Испании. Первобытный художник не обращал особого внимания на отдельные детали, звери нарисованы контурно. Вместе тем они схвачены в движении. Недавно были обнаружены палеолитические рисунки в Игнатьевской пещере в Челябинской области и Идрисовой пещере на берегу р. Юрюзань.

Изображения на них выделяются своей схематичностью. Первобытные люди на Урале кроме наскальной живописи создавали и небольшие статуэтки. Известна фигура женского торса, найденная В. М. Раушенбах в 1960 г. Представляет интерес глиняное изображение человеческой головы со стоянки Сабакты III (Башкирское Зауралье). Эти находки относятся к эпохе неолита (новый каменный век, VIII-III тысячелетия до н. э.) и говорят о пробудившемся интересе человека к себе. Вместе с тем создавались и статуэтки животных.

Выполнялись они из кости, раковины. К произведениям искусства следует отнести и украшение одежды, а также разного рода изделия. На этой основе постепенно зарождается декоративно – прикладное искусство. В данную эпоху Южный Урал становится своеобразным центром каменной индустрии. Начиная с эпохи железа сложились новые этнокультурные общности: на северо-западе – ананьинцы, а в южных степях савроматы. В начале I тысячелетия н. э. у кочевников-скотоводов развивается прикладное искусство.

В науке его называют искусством звериного стиля. Он характерен для савроматов. В их искусстве наиболее популярны были изображения хищников: орлов, фантастических грифонов, волков, пантер, барсов. Звериный стиль был в основном декоративным. Им украшали изделия практического назначения, связанные, в частности, со снаряжением воина. Мотивы хищных животных, птиц по языческим поверьям должны были придавать особую силу хозяину этого оружия. В эпоху железа получает широкое развитие и ювелирное искусство. Распространяются такие украшения, как серьги, сережки-амулеты, ожерелья, браслеты, бляшки.

Они были тесно связаны с древними верованиями. Выполняя культовые и магические функции, они вместе с тем служили и знаками отличия, говорили о своеобразии вкусов. К средневековью относится высеченные из камня фигуры людей – «каменные бабы» (hынташ). Ставились они над могилой и, как полагают исследователи, изображали двойника покойника. Такие каменные изваяния были найдены на Южном Урале. В целом древнее искусство Южного Урала несет черты языческой культуры.

Оно говорит о стремлении наших предков выразительными средствами передавать свои мысли, свои переживания, свое понимание красоты и реалий действительности. Эти памятники позволяют определить уровень культуры прошлых эпох. 2. Верования древних башкир. Распространение ислама в Башкортостане История культуры любого народа не будет полной без учета религии, ибо религия до известной ступени развития общества была основной идеологией.

Поэтому она проникла во все сферы деятельности человека, в той или иной мере сопровождала его от рождения до последнего дыхания. Башкиры, как один из тюрко-язычных народов, проповедовал ислам. Эта религия, наряду с буддизмом и христианством, является одной из наиболее распространенных религий. Возникает ислам в арабском обществе в начале VII в. Сложился он не сразу. Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, нуждались в объединении, в усилении политических и экономических связей.

Различные части территории Аравии были объектом притязаний великих империй того времени – Византии и Ирана. В таких условиях идеологическим орудием, пригодным для объединения, оказался ислам. Он воспринимал моральные и религиозные поучения ранних форм единобожия. В нем присутствуют элементы иудаизма и христианства, т. е. многими узами связан с другими религиями. Каким образом ислам – религия развитого феодализма – распространилась среди народов Приуралья, которые находились на уровне родоплеменного строя? Ведь развитие религиозных представлений тоже имеет свою последовательность.

Причин несколько: во-первых, ислам опирался на те же языческие обряды, которые выполнялись и башкирами; во-вторых, религия эта насаждалась не только путем проповедей, но и силою оружия в эпоху монгольского ига. Башкиры, как и многие другие народы до принятия единобожия, были язычниками. Следует заметить, что даже сегодня встречаются народности, которые удержались в язычестве. Оно дает базу для внутреннего равновесия.

На этой основе происходит согласие человека с самим собой и с окружающей природой. Здесь сказывается уважительное отношение к природе, осознание своей огромной ответственности перед нею. Жрецы язычества или в просторечье – колдуны были хорошо осведомлены о законах природы, о возможностях человека. Разумеется, часть накопленных знаний была ложной – никто не застрахован от ошибок. Но большая часть сослужила хорошую службу. Обожествление сил и явлений природы – характерные черты древних верований башкир.

Ахмед ибн-Фадлан, известный арабский путешественник, посетивший Башкортостан в 922 г писал, что башкиры верили в 12 богов. Эти боги, по представлениям башкир, управляли времена года, а также дождем, ветром, людьми, жизнью и смертью. «Мы видели, — сообщает путешественник, — как одна группа из них поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбам, еще одна группа поклоняется журавлям. Мне сообщили, что они когда-то вели войну с какими-то людьми из числа своих врагов, причем они, враги, обратили их в бегство, и что журавли закричали позади них, врагов, так что они испугались и сами обратились в бегство, после того как обратили в бегство этих башкир.

Поэтому они, эти башкиры, стали поклоняться журавлям и говорить: «Эти журавли наш господь, так как он обратил в бегство наших врагов». За это они им и поклоняются» . Тут мы имеем дело с тотемистическими взглядами. Это характерно не только для древних башкир.

Тотемизм был распространен у всех народов мира. И пережитки его сохранились во всех религиях. Согласно тотемистическим взглядам, отдельные группы людей родственными узами связаны с некоторыми животными и растениями. В башкирских сказках таковым очень часто выступает медведь. Памятники народного эпоса указывают на древние космогонические представления башкир. В некоторых произведениях солнце предстает в образе женщины, а луна – мужчины. В мифах о небесных светилах луна рисуется в виде джигита – красавца, который весело или грустно смотрит с неба на людей.

Согласно мифу, девушка засмотрелась на джигита, влюбилась. Тот в свою очередь ответил взаимностью, и он соединяются. Существует и другой вариант. Сиротка пожаловалась на свою горькую судьбу, что мачеха заставляет ее каждую ночь ходить за водой. Луна пожалела ее и забрала к себе. В полнолуние, согласно мифу, она шествует с коромыслом на плечах за водой. И зовут ее – Зухра. Ветер, бурю, ураган древние башкиры представляли себе в образе страшных чудовищ, подобных змеям.

По поверьям, обыкновенная змея, прожив более ста лет превращается в аждаху, которая, достигнув 500-летнего возраста, становится юхой. Юха же может принять облик человека. Не случайно башкиры о двуликом человеке говорят: как змея-юха. Помимо одухотворения небесных светил и других явлений природы, древние башкиры верили в существование всевозможных духов. Одну категорию духов составляют духи-хозяева (гор, лесов и вод). Подобное встречается и у русских: водяной, леший, домовой, например. Отголоски таких верований дают о себе знать сегодня.

После захода солнца не рекомендуется ходить в баню – в это время якобы там парится домовой, поэтому могут быть разные неприятности. Как и другие тюркские племена, башкиры верили в самостоятельное существование и бессмертие души. По поверьям, когда человек спит, душа на время оставляет тело, поэтому советовали будить человека осторожно, чтобы душа успела возвратиться. Ислам начинает проникать в Башкортостан в Х в. Многие его каноны несут в себе черты язычества.

Основоположник религии Мухаммед опирался главным образом на языческие обряды. Арабы доисламких времен в своих поверьях были рационалистичны: их обряды имели определенный практический смысл. Тот же пост (ураза), например. С одной стороны, воздержание в еде полезно для организма. Люди знали это уже в те далекие времена. С другой стороны, пост был связан и с нехваткой продуктов питания. Пост совершается в месяц «Рамазан». Слово это происходит от арабского «рамад» – знойное время – тяжелое в Аравии время года, когда запасы продовольствия кончаются, а палящее солнце выжигает подножный корм для скота.

В этот период древние арабы были вынуждены воздерживаться в еде. Задолго до ислама месяц «Рамазан» считался священным – в это время не велись войны между арабскими племенами, прекращались набеги на караваны, запрещалось убивать людей. Наибольшее распространение ислама в Башкортостане происходит в эпоху господства Золотой Орды. Но, несмотря на бесспорные успехи ислама, народные массы продолжали упорно держаться старых верований. 3.