Материальная культура башкир

Материальная культура башкир. Жилища и поселения Основным типом жилища башкир – кочевников балы переносная войлочная юрта (тирмə). Внешне она напоминает полусферическую фигуру, покрытую войлоком. Стены юрты высотой около 170-180 см составлялись из слегка изогнутых деревянных планок.

Щиты скреплялись между собой волосяными веревками и образовывали замкнутый круг. Каркас крыши состоял из жердочек, насажанных верхними концами в купольный круг и соединенных внизу с выступающими концами решеток стен, которые по верхнему краю стягивались узким полотнищем, сотканным в ковровой или паласной технике. Стены и крыши юры покрывались войлоком. Наверху оставлялось отверстие, служащее одновременно в качестве окна и дымохода. Юрта имела двухстворчатые дощатые двери, иногда закрывалась циновкой или войлоком. Диаметр средней юрты составлял 5-6 метров.

Благодаря высоким теплоизоляционным свойствам войлока, юрта одинаково надежно защищала и от холода, и от летней жары. Для обогрева и приготовления пищи в непогоду и зимнее время в середине юрты разводили очаг, над которым подвешивали котел. Состоятельные семьи имели по 2 и более юрт. В почетной, или гостевой, юрте (аҡ тирмə), крытой белым войлоками, жил глава семьи или кочевой группы с женой, в хозяйственной (черной) – молодые члены семьи, дети и работники.

Здесь же хранились разного рода припасы, утварь. В гостевой юрте стены завешивали паласами, вышивками, одеждой, земляной пол устилали кошмами и коврами. В ней справой стороны от входа занавесом отделяли хозяйственную или женскую половину, откуда подавались кушанья и напитки во время трапезы. Другим типом жилища был бревенчатый срубный дом. Бревенчатая башкирская изба в начальных порах во многом повторяла, особенно в интерьере, обстановку войлочной юрты. В ней сооружали большие нары, чего не было в юрте, но убранство нар было таким же, как и почетной половины юрты: их сплошь застилали кошмами и паласами, на одном конце на особых подставках складывали горкой постельные принадлежности, узорные войлоки и паласы и перетягивали узорной лентой.

Печи еще не было, ее заменял своеобразный глинобитный камин (сыуал) с жердевым каркасом и прямым дымоходом. На небольшие окна натягивали брюшину (ҡарындыҡ), бычий пузырь (ҡыуыҡ), через который едва проникал солнечный свет. В степной части башкиры строили глинобитные и, реже, пластовые (из дерна) дома. В качестве подсобного помещения, где готовили пищу и хранили продукты, сооружали асалык из луба, тына или плетня.

На летовках такие постройки для многих являлись основным жилищем. Довольно широко был распространен конусообразный шалаш, составленный из прислоненных друг к другу толстенных жердей.

На кратковременных стоянках, особенно во время больших сборищ и празднеств, делали двускатные шалаши и наклонные заслоны (сыт) . Таким образом, жилые помещения башкир были разнообразны. В этом сказалось разнообразие природных условий края и то обстоятельство, что в процессе сложения башкирского этноса в его состав вошли различные этнические образования (племена, группы племен), каждое со своими культурными навыками и традициями. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселений.

Зимние поселения отличались от весенне-летних и осенних наличием более капитальных жилых построек и помещений для скота. В них создавались также запасы продовольствия и корма. Надо сказать, поскольку к зимникам сгонялся не весь скот, а лишь рабочие лошади и маточное поголовье, часть населения проводила зиму при стадах и табунах на отдельных пастбищах с непродуктивным скотом и молодняком. С переходом к оседлости постоянные аулы, как правило, возникали на местах зимников.

Это был естественный процесс, так как и прежде в зимниках проходил наиболее продолжительный период жизни населения в году, и они располагались в местах, удобных для жизни и хозяйственной деятельности аула.