Классицизм как один из жанров театра эпохи Просвещения. Практически все жанры театра того времени, будь то трагедия, мещанская драма, или комедия, так или иначе, обращались к проблемам добродетели.
Персонажи драматургии четко делились на «положительных» и «отрицательных»; в финале спектакля добро должно было торжествовать (в трагедии – хотя бы на уровне декларации, нравственного урока уцелевшим персонажам и, конечно, зрителям). Именно этот стиль в развитии театрального искусства и стал известен под названием классицизма. Закон ЕДИНСТВА ВРЕМЕНИ, МЕСТА и ДЕЙСТВИЯ – канон драматургии классицизма.
Этот канон предъявлял к композиции пьесы следующие требования: события должны развиваться в течение 24 часов (единство времени); происходить в одном месте (единство места); воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое (единство действия). Драматургия и театр эпохи Возрождения, предшествующей эпохе Просвещения, исповедовали свободу, в том числе – и композиционную (именно в этот период бурно развивались театральные течения, основанные на импровизации), и в основном не признавали ограничительных рамок трех единств.
Это особенно характерно для театра Возрождения Испании и Англии (ярчайший пример – творчество У.Шекспира). Однако в рамках развития академической линии ренессансного театра Италии и Франции, – после перевода «Поэтики» Аристотеля, – продолжились теоретические изыскания в области трех единств: были сформулированы обоснования единства места и времени (Дж. Триссино, 1529, Л.Кастельветро, 1570 – Италия; Ж.Скалингер, 1561 – Франция). Эти теоретические разработки подготовили возвращение к принципам единства места, времени и действия в начале 17 в в рамках европейского художественного стиля классицизма (от лат. classicus – образцовый). Наиболее полное развитие в драматургии и театре классицизм получил во Франции 17–18 вв. Здесь правила трех единств приобрели характер драматургического закона – классическая формулировка была дана выдающимся теоретиком искусства Н.Буало (Поэтическое искусство, 1674). Эстетика классицистского театра вообще тяготела к строгой регламентации всех его средств выразительности: игры актеров, жанровых особенностей, постановочных принципов и т.д. Потому и драматургический канон был абсолютно органичен для эстетической системы неукоснительного соблюдения четких правил.
Своей вершины классицистская эстетика трагедии (включающей в себя закон трех единств) достигла в творчестве французских драматургов П.Корнеля и Ж.Расина.
Французский классицизм способствовал развитию его национальных форм и в других европейских странах, его отголоски явственно слышны в немецком театре эпохи Просвещения (Ф.Шиллер, И.В.Гете). Однако именно в Германии классицистской эстетике вообще и принципам трех единств в частности был нанесен решающий удар: теоретиком искусства Г.Э.Лессингом («Гамбургская драматургия», 1767–1769). Развитие новых театральных направлений – мещанской драмы, романтизма, сентиментализма, натурализма, реализма, – позднее привело к окончательному отказу от принципа трех единств.
Очень популярным в театре века «разума» было сценическое амплуа «резонер» ( от франц. raisonneur, от raisonner – рассуждать). Это тип ролей, представляющий рассудочных людей, склонных к назидательным высказываниям, риторическим сентенциям и т.п. Это амплуа в максимальной степени отражает особенности дорежиссерского, актерского театра, – не только как сценического искусства, но и одной из его главных составляющих, драматургии.
Если в режиссерском театре на главную мысль, идею спектакля работают все его составляющие (актерский ансамбль, музыка, сценическое оформление, свет и т.д.), то в актерском театре существовала реальная опасность искажения основной идеи за счет неудачного (или, напротив, слишком яркого) исполнения той или иной роли. Главная мысль, «нравственный императив» автора должен быть непременно заложен в текст кого-нибудь из героев спектакля.
Примеры ролей резонеров можно найти практически в каждой пьесе драматургов-классицистов (Ф.Шиллер, Г.Лессинг, П.Бомарше, Г.Филдинг, Р.Шеридан и др.). С развитием режиссерского театра творческие возможности «резонерских» ролей коренным образом изменились.
Главной задачей искусства деятели Просвещения считали перевоспитание людей; проповедь со сцены казалась им эффективной и удобной формой убеждения. Только Вольтером, написано 54 драматических произведения. Но каноны классицизма, которых придерживались писатели раннего Просвещения, сковывали развитие драматургии, ограничивали круг тем и героев. 5.