рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие русского театра XVIII века

Работа сделанна в 2007 году

Развитие русского театра XVIII века - Реферат, раздел Культура, - 2007 год - Театр эпохи Просвещения Развитие Русского Театра Xviii Века. Общественное, Государственное И Культурн...

Развитие русского театра XVIII века. Общественное, государственное и культурное развитие России, начавшееся еще в XVII веке и подготовленное всем ходом истории, заметно ускорилось во время правления Петра I. В истории русского театра эпоха Петра I часто объединяется со временем царствования Алексея Михайловича.

В одних случаях – как «московский театр при царях Петре и Алексее», в других – покрывается более широким хронологическим понятием «старинного театра», «старинного спектакля». Между тем различия в этих двух периодах гораздо больше чем сходства.

Новый профессиональный театр возникает на совершенно других принципах – и общественно политических, и художественных, и организационных. Некоторое время полагали, что после смерти Алексея Михайловича, спектакли продолжались в доме царевны Софьи, женщины энергичной, умной и для своего времени достаточно образованной. Однако позже выяснили недостоверность этих сведений, хотя интерес к театру у царевны Софьи, возможно, был: по крайней мере, ее фаворит князь Голицын, имел в своей библиотеке «четыре письменных книги о строении комедии», как это точно устанавливается по описи.

Но практически придворного театра тогда уже не было. Петр вел активную наступательную борьбу против засилья религиозной средневековой идеологии и насаждал новую, светскую и это ярко отразилось на общем характере и содержании всех видов искусств и литературы. Оплотом старой идеологии была церковь – Петр подчинил ее государству, отменил патриаршество, создал синод, состоящий из представителей высшего духовенства на царском жалованье и возглавляемый чиновником.

Петр отменил литургические драмы, подчеркивавшие превосходство духовной власти над светской и содействовавшие возвеличению церкви. Он заложил основание светского образования, решительно ломал патриархальный быт, насаждая ассамблеи, а с ними «европейское обхождение», европейские танцы, и.т.д. Встречая сопротивление новизне, Петр вводил ее насильно. Результаты деятельности Петра в различных областях сказались в разное время, в театре, например, в полной мере лишь в середине XVIII века. Петр считал театр самым эффективным средством общественного воспитания.

Один из современников, близких к Петру, писал: «Царь находил, что в большом городе зрелища полезны». Театр царя Алексея Михайловича преследовал политические цели, но ориентировался на очень ограниченный круг придворных, между тем как петровский театр должен был вести политическую пропаганду в широких слоях городского населения.

Это обусловило создание общедоступного театра. Петр хлопотал о привлечении в Россию на первое время таких актеров, которые владели бы если не русским, то хотя бы одним из близких к русскому славянских языков. Так, когда в 1702 году в Россию прибыли актеры немецкой труппы, им был задан вопрос, не могут ли они играть по-польски; когда в 1720 году Петр вторично приглашал труппу, то пытался привлечь чешских актеров. Но обе попытки Петра не имели успеха. При Петре по-прежнему развиваются два основных вида театра: школьный и светский; в эту пору начинают появляться также пьесы городского драматического театра, широко развивавшегося во второй четверти 18 века. Пьесы светского театра петровского времени пересыщены действием, интрига в них крайне запутана, героические эпизоды перемежаются с комическими сценами.

Усиливается, углубляется упрощение пьес школьного театра, Они еще не порывают с библейским содержанием, но в то же время наполняются элементами современности; широкой волной в них входят символические, исторические и мифологические образы. Однако между задачами, которые Петр ставил перед светским театром, и живой театральной практикой оказалось большое расхождение.

Немецкие труппы не могли играть на понятном для городских масс языке, не могли давать программных публицистических спектаклей. Русскому театру начала 18 века посчастливилось в том отношении, что старейшая дошедшая до нас драма 1701 года снабжена подробнейшими ремарками и перечнем исполнителей.

Это позволяет с достаточной ясностью воссоздать картину спектакля Московской академии того времени. Школьная драма того времени воспроизводила душевные переживания и психологические колебания человека. Вместо бога, которого школьный театр обычно не выводил на сцену, перед зрителями появляется Суд божий. Постановка пьесы требовала довольно сложных сценических приспособлений. Пьеса называлась «Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным…». Аллегорические персонажи (Сластолюбие, Истина, Воздаяние и другие) были наделены атрибутами, которые традиционно сопутствовали этим фигурам в живописи.

Другим образцом школьной драматургии начала 18 века того же жанра является драма Дмитрия Ростовского «Кающийся грешник». Она интересна тем, что входила в репертуар известного ярославского театра Федора Волкова, а в 1752 году была исполнена ярославцами при императорском дворе. Имя Федора Волкова неразрывно связано с историей первого профессионального русского публичного театра, который был основан в 1756 году. Сын ярославского купца Федор Волков (1729-1763) с юности интересовался театральным искусством и вместе с братьям и друзьями ставил и показывал знакомым свои спектакли.

По приглашению императрицы Елизаветы Петровны его любительская труппа приехала в Петербург, где постановки Волкова вызвали интерес и имели большой успех. Вскоре указом императрицы в городе на Неве был создан русский общедоступный театр "для представления трагедий и комедий". Автором некоторых из них был писатель Александр Сумароков, ставший директором этого театра.

В его пьесах выступал и Волков. Наряду с пьесами типа моралите русский школьный театр знал большое число пасхальных пьес, рождественских мистерий. В рождественских драмах заметно влияние народных гуляний (вертепа), игрищ, прослеживается и связь с бытом. Заслуживает внимания «Комедия на рождество Христово» (1702 г.) приписываемая Дмитрию Ростовскому. В ней развивается легендарный сюжет рождественской драмы: звучит пророчество о Христе, идет сцена пастухов, которым является ангел; далее сцены Ирода с волхвами, идущими поклоняться Христу; сцена волхвов; Ирод дает приказ на избиение младенцев; и наконец Ирод в мучениях умирает.

Эти эпизоды были обрамлены аллегорическими сценами. Имеются в пьесе и обычные для светской драмы того времени тронные речи. Итак, библейские сюжеты в школьной драме подверглись своеобразной обработке, постепенно обмирщались, вбирая в себя бытовой материал Школьный театр оказал большое влияние на развитие русского городского драматического театра, но Петр не был удовлетворен школьным театром.

Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры. В 1720 году Петр сделал новую попытку пригласить в Россию из-за границы труппу актеров, владеющих одним из славянских языков, в надежде, что они скорее усвоят русский язык, Он приказал нанять из Праги «компанию комедиантов». В Петербург приезжает странствующая группа Эккенбарга-Манна, которую Петр мог видеть за границей.

Труппа дает насколько спектаклей и по инициативе Петра разыгрывает со зрителями первоапрельскую шутку. В этот день объявляется спектакль в присутствии царской семьи, в связи с чем Манн даже удваивает цены. Однако, когда зрители съезжаются, они узнают, что по случаю первого апреля спектакля не будет.

Так, театральной шуткой Петр пользуется для того, чтобы популяризировать реформу календаря. В 1723 году труппа Манна вновь появляется в Петербурге, для которой Петр велит построить новый театр, уже в центре, близ Адмиралтейства. Сам Петр не раз посещал театр Манна, в связи с чем для него соорудили типа царской ложи. Однако задач, которые Петр ставит перед театром, эта труппа тоже не может разрешить.

По указанию современников, Петр даже специально «пообещал награду комедиантам, если они сочинят трогательную пьесу». По сути дела в России объявляется первый драматургический конкурс. Актерская труппа не оправдывает надежд Петра и покидает Петербург. Так неудачно завершается вторая попытка Петра утвердить в России публичный театр, на этот раз уже в новой столице. Самому Петру не удалось создать постоянного публичного театра. Обе попытки московская, и петербургская не дают нужных результатов.

Тем не менее именно в петровскую эпоху закладывается прочный фундамент для дальнейшего развития русского театра. При Петре I перед театром вполне отчетливо ставится политическая и художественная задачи служить делу государственного строительства России. Впервые театр становится средством просвещения широких масс, правда далеко не достигая в этом смысле цели, но все же функционируя как театр публичный и общедоступный. В послепетровскую эпоху появляются в России первые профессиональные антрепренеры, стабилизируется актерская профессия, появляются на сцене первые актрисы.

Некоторые время после смерти Петра 1 русский театр продолжает развиваться в формах любительского театра, театра городских «низов». Но и здесь осваивается все то, что принесла петровская эпоха русской театральной культуре. И здесь накапливаются силы для борьбы за дальнейшее утверждение национального русского театра. В 1730–1750-е годы в репертуар русского театра пришел европейский классицизм.

В жанре классицистской трагедии работали В.Тредиаковский, М.Ломоносов, Я.Княжнин, Н.Николаев. Самым ярким представителем российского классицизма и преданным последователем француза Н. Буало, явился Александр Сумароков. В своем теоретическом трактате «Эпистола о стихотворстве» (1747) Сумароков настаивает на строгом соблюдении трех единств, провозглашая незыблемость разделения драматургии на жанры. Для русского театра классическим, идеальным примером роли резонера можно считать роль Стародума в «Недоросле» Д.Фонвизина.

В театре подобные роли зачастую определялись термином «благородный отец». Однако существовали и иные разновидности амплуа резонера: «герой-резонер», «комик-резонер», «характерный резонер». По определению Михаила Чехова, «амплуа – категория скорее организационная, чем эстетическая». Этот принцип нашел свое отражение в «Таблицах амплуа», составленных в 1922 году по поручению Научного Отдела Государственных высших Режиссерских Мастерских.

Определяя функции амплуа «моралиста (резонера)» как «умышленное ускорение развития действия путем введения в него норм морали», авторы предъявляют к физическим данным актера минимальные требования: «…Глубокий бас, телосложение безразлично…», что фактически является признанием чисто служебного назначения подобного персонажа. В эпоху актерского театра роли резонеров традиционно считались наименее интересными. В начале 19 в. теоретические разработки российских театральных критиков (В. Белинский, «Разделение поэзии на роды и виды» 1841 г.; Н.Чернышевский, «Лессинг, его время, его жизнь и деятельность» 1856 г.; и др.), способствовали борьбе с классицистской эстетикой и приходу в русский театр современных стилей и жанров, уже весьма популярных к тому времени в Европе.

Однако, любопытно, что требование одного из единств, – единство действия, – в российском театре практически до конца 19 века оставалось незыблемым.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Театр эпохи Просвещения

Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ… Название закрепилось после выхода статьи И.Канта «Ответ на вопрос: что такое… На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие русского театра XVIII века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности театра эпохи Просвещения
Особенности театра эпохи Просвещения. Новые идеи, развившиеся в произведениях мыслителей XVIII в. — философов, историков, естествоиспытателей, экономистов, — жадно вбирались эпохой, получали дальне

Классицизм как один из жанров театра эпохи Просвещения
Классицизм как один из жанров театра эпохи Просвещения. Практически все жанры театра того времени, будь то трагедия, мещанская драма, или комедия, так или иначе, обращались к проблемам добродетели.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги