рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Категория времени в античности

Работа сделанна в 2008 году

Категория времени в античности - Курсовая Работа, раздел Культура, - 2008 год - Категория времени в философии постмодернизма Категория Времени В Античности. Время Относится К Тем Реалиям, Которые С Давн...

Категория времени в античности. Время относится к тем реалиям, которые с давних пор определяли смысловое поле человеческого мировосприятия.

Статичное общество организует время в соответствии со своим непосредственным опытом природы, по модели циклического времени. Циклическое время доминирует уже в опыте кочевых народов, так как в каждом моменте их переходов они застают одни и те же условия и потому Гегель отмечает, что странствие кочевников является лишь формальным, ибо оно не выходит за пределы однородных пространств Гегель Г.В.Ф. Философия истории лекции по философии истории. Гегель Г.В.Ф. сочинение в 14 томах Перевод с немецкого. М 1929-1958. Т. 8 Общество, оседая в определенной местности, придает пространству некое содержание через обустройство индивидуализированных мест и оказывается тем самым замкнутым внутри этого местополагания.

Временной возврат в похожие места является теперь чистым возвратом времени в то же самое место, воспроизведением последовательности действий.

Переход же от пастушеского кочевничества к оседлому земледелию служит началом тяжелого труда. Вообще, способ сельскохозяйственного производства, подчиненный ритму времен года, является базой вполне развернутого циклического времени. Вечность внутренне присуща ему, ибо эта земная доля есть возвращение того же самого. Миф - это целостная мыслительная реконструкция мысли, обосновывающая весь космический порядок строем, который это общество на деле уже установило в своих границах.

В греческой философии проблема времени была предметом рассмотрения еще у досократиков первая формулировка парадоксов времени принадлежит Зенону Элейскому. В античности мы находим и первые попытки философского решения проблемы времени. Характер рассмотрения времени, способ включения его в систему остальных категорий мышления, так же как и центральные интуиции времени, предопределяют самосознание различных культурно-исторических стадий.

В классической античности время рассматривается в отношениях с жизнью космоса, а потому иной раз отождествляется с движением небосвода. Платон подвергает анализу понятие времени в контексте деления всего сущего на бытие и становление. Первое существует вечно, второе зарождается и исчезает во времени. Время есть подвижный образ вечности, подобие вечности в эмпирическом мире становления. Платон размышляет о времени как категории космической.

В связи с рассмотрением времени Платон различает три обстоятельства то, что существует вечно, не рождено и не создано то, что существует всегда сотворено, но не подвержено гибели, и, наконец, то, что существует временно возникает и погибает. Первое - это Единое, вечный образец, имитируя который демиург сотворил космос второе - сам космос, и третье - изменчивые и преходящие эмпирические явления. Считая космос вечным, Аристотель не мог принять тезис о сотворении времени и поэтому не соотносил время с вечностью как его образцом.

Вместо понятия вечно он употребляет понятие всегда, когда речь идет о вневременном бытии. Вслед за Платоном Плотин полагает необходимым объяснение времени через вечность Только если познано то, что является образцом, можно уяснить и сущность образа Плотин Эннеады т. III, с. 7. Вечность же - это умопостигаемое бытие, неизменное, неподвижное, самотождественное. О ней нельзя сказать, что она была или будет, но только - есть. Она покоится в Едином. Плотин рассказывает о рождении времени в вечном бытии была некоторая природа, беспокойно-деятельная и стремящаяся господствовать над самой собой и принадлежать самой себе. Она хотела обрести больше, чем у нее было так она пришла в движение, а вместе с ней в движение пришло время, и мы стали двигаться к всегда-будущему и позднейшему, то есть всегда к иному, а не к тождественному Плотин Эннеады т. III, с. 7. Время у Плотина еще не утрачивает свой космический характер, хотя его подход и открывает возможность психологического и трансценденталистского истолкования времени. 1.2. Понимание времени философами Средневековья У истоков христианской философии истории стоит Блаженный Августин.

Аргументируя новую концепцию времени, Августин отверг циклизм древних.

Эллинское восприятие времени не знает абсолютных до и после все повторяется в великом году пифагорейцев, и подобно тому как Платон учил своих учеников в Афинах в Академии в известном году, так и за несметное число веков прежде периодически повторялись тот же Платон, та же школа и тот же город.

Циклизм исключает направление времени и не знает конечной цели истории. Лишь Ветхий Завет с его эсхатологией дал основу для христианского понимания времени, которое исходит из идеи уникальности и невозвратности событий. Учение о круговом времени - ложное и чуждое христианской вере, ибо оно отрицает единственное появление Сына Божия и делает невозможным конечное спасение человека. Тайна времени неизъяснима, и можно лишь молить Бога о даровании понимания этих явлений, с одной стороны самых обыкновенных, но вместе с тем не только непонятных для нас, а и в существе своем непостижимых Августин Исповедь Творения бл. Августина Ч. 1, Киев, 1901. У нас постоянно на языке слова время и время tempus et tempus, времена и времена tempora et tempora. Кажется, ничего нет яснее и обыкновеннее а между тем, в сущности, нет ничего непонятнее и сокровеннее и более вызывающего на размышления Августин Исповедь Творения бл. Августина Ч. 1, Киев, 1901. Время обладает протяженностью, но ошибочно его измерять движением небесных тел, ведь недаром, когда по просьбе Иисуса Навина Бог остановил солнце, чтобы битва завершилась в тот же день, время продолжало длиться.

Итак, время не есть движение тел, хотя они и движутся во времени.

Способность измерять продолжительность текущего времени дана человеческой душе, и только в душе обретаются формы восприятия прошедшего, настоящего и будущего времени, в предметной же действительности их нет. Для восприятия прошедшего мы являемся обладателями памяти, настоящее уясняется посредством созерцания, а для будущего существуют чаяние и ожидание.

Августин не разделяет точки зрения Аристотеля, признававшего объективность времени как меры движения. Человеческое время радикально отличается от последовательности моментов, образующей время физическое. Антропологическое время, по Августину, это внутренняя реальность, и один лишь дух воспринимает ее. Охватывая предчувствием будущее и памятью прошлое и включая и то и другое в нынешнюю жизнь человека, душа расширяется, наполняется. Августиновская философия времени как нельзя лучше соответствовала общим установкам христианства, выдвигавшего на первый план жизнь души и ее спасение.

Земное время, воспринимаемое и переживаемое человеческим духом, предстает в учении Августина в качестве неотъемлемого его параметра. У отцов Церкви время все больше отделяется от космической стихии и анализируется сквозь призму жизни индивидуальной души. На первый план выходит связь времени с памятью зарождаются психологическая и историческая трактовки времени.

И это понятно ветхо-заветное мировосприятие отличается от древнегреческого именно своим переживанием времени для него мир - не космос, а олам первоначальное значение слова - век, то есть свершение событий, история. Августин, объединивший обе эти традиции, развивает Плотиново понимание времени как жизни души, но души индивидуальной во внутреннем человеке течет и измеряется время.

Августин раскрывает парадоксальность времени оно складывается из того, чего уже нет прошедшего, того, чего еще нет будущего, и того, что есть, но не имеет длительности мгновения настоящего. Все три модуса времени удерживаются лишь в нашем сознании. Есть три времени - настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу настоящее прошедшего - это память настоящее настоящего - его непосредственное созерцание настоящее будущего - его ожидание Аврелий Августин.

Исповедь. Издательство Азбука , СПб, 1999 глава ХХ, стр. 300. У Августина память превращается в главную сокровищницу мысли. Жизнь души невозможна вне памяти центр тяжести, таким образом, перемещается из космоса в историю, и время из категории космической становится категорией исторической. Время у Августина, как и у Платона и Плотина, соотнесено с вечностью, но не столько через космическую жизнь, сколько через историческое свершение.

Бог, по Августину, вечный создатель всех времен, время же зарождается вместе с творением. Для Средневековья характерно восходящее к Августину соотнесение времени как способа бытия твари с вечностью как атрибутом божественного бытия. Однако схоластике меньше свойственны психологический анализ времени и чувство историчности, характерные для Августина. Время рассматривается здесь логико-онтологически. У Фомы Аквинского Бог, не подверженный никаким изменениям, полнота бытия, суть вечность. Субстанция тварных материальных вещей изменчива, нематериальных - неизменна.

Материальные субстанции не могут сразу и полностью обладать тем бытием, которое отведено на их долю, они всегда устремлены к этой полноте, но достигают ее последовательно теряя одну часть, приобретают другую. Поэтому длительность их существования рассыпается на неопределенное множество последовательных моментов. Эта последовательность и есть время. Нематериальные субстанции разумные бессмертные души людей и ангелов, не будучи подвержены изменениям как субстанции, сразу и полностью обладают своим бытием однако, будучи тварными, они не тождественны своему бытию, или, иначе говоря, сущность в них отличается от их бытия.

Различая, таким образом, время, бесконечную длительность и вечность, Фома Аквинский вслед за Аристотелем определяет время как число или меру движения в отношении предыдущего и последующего. Способ рассмотрения времени у Фомы Аквинского связан не столько с общей жизнью космоса, как у Плотина, и не столько с жизнью человеческой души, как у Августина, сколько с иерархией ступеней бытия поэтому в персоналистской метафизике Фомы Аквинского - множество времен наряду с непрерывным временем он признает и дискретное, состоящее из бесконечно многих неделимых моментов время жизни ангелов. Ф. Суарес, следуя Фоме Аквинскому, развивает идею внутреннего времени внутренней длительности, приходя к парадоксальным выводам.

Он отрывает внутреннее время от внешнего, утверждая, что если одно из сотворенных одновременно разумных существ живет год, а другое - сто лет, то это различие во внешнем времени не коснется времени внутреннего - последнее будет для обоих одинаковым.

Более того, если уничтоженное существо будет сотворено вновь, то, по Суаресу, его длительность от этого не увеличится - она останется той же самой, сколь бы много раз ни повторялось новое сотворение. Суарес так тесно связывает время с жизнью сущего, что полагает допустимым возвращение того же самого индивидуального времени время возвращается всякий раз, как повторяется одно и то же движение.

День, который сейчас близится к закату, может начаться вновь сколь угодно много раз. В отличие от Фомы Аквинского и Суареса, Бонавентура считает, что все тварное подвержено непрерывному изменению во времени, даже существа, сотворенные бессмертными, сущность которых постоянна, испытывают изменения в своем существовании, поскольку последнее беспрестанно сохраняется Богом, то есть каждое мгновение творится вновь.

Время связано с непрерывным божественным творением мира и потому образует единый непрерывный ряд. 1.3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Категория времени в философии постмодернизма

В нем воплощается, с ним связано мироощущение эпохи, поведение людей, их сознание, ритм жизни, отношение к вещам. Достаточно сопоставить циклическое восприятие времени, доминировавшее у… В современном обществе существует тенденция к информатизации культуры, а как следствие, к исчезновению временных…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Категория времени в античности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Категория времени в философии в период с Нового времени до
Категория времени в философии в период с Нового времени до. века Уже в позднем средневековье, в номинализме 14 в подчеркивается относительность времени, которое трактуется как продукт человеческой

Категория времени в постмодернизме
Категория времени в постмодернизме. заключения, списка литературы и источников. Глава 1. Категория времени в истории философии Проблема времени играет большую роль в жизни человека и является одной

Хайдеггер как предшественник философии постмодернизма в понимании времени
Хайдеггер как предшественник философии постмодернизма в понимании времени. Хайдеггер велик как философ культуры, предчувствовавший тот рубеж, которого культура ныне достигла. А философ давно

Теоретики постмодернизма о категории времени
Теоретики постмодернизма о категории времени. Симптомы неполадок с восприятием времени заявляют о себе не только работами историков и социологов с такими говорящими названиями, как, например, Непол

Литература и источники
Литература и источники. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. М. Изд-во Мысль 1991. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1968. 3. Арелайд А. Категория времени в современ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги