рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Хайдеггер как предшественник философии постмодернизма в понимании времени

Работа сделанна в 2008 году

Хайдеггер как предшественник философии постмодернизма в понимании времени - Курсовая Работа, раздел Культура, - 2008 год - Категория времени в философии постмодернизма Хайдеггер Как Предшественник Философии Постмодернизма В Понимании Времени. Ха...

Хайдеггер как предшественник философии постмодернизма в понимании времени. Хайдеггер велик как философ культуры, предчувствовавший тот рубеж, которого культура ныне достигла.

А философ давно говорил о времени как об исполненном, как о некой целостности, в которой будущее, настоящее и прошлое сливаются воедино, Его концепция важна для постмодернизма, поэтому приведем основные аспекты содержания его книги Бытие и Время 1927 . На создание Бытия и Времени, как традиционно считается, повлияли две книги работа Брентано Значение бытия согласно Аристотелю и Логические исследования Гуссерля.

Первая из них вдохновила Хайдеггера на разрешение вопроса, которому он посвятил всю свою оставшуюся жизнь проблемы бытия. Вторая книга предоставила Хайдеггеру феноменологический метод, с помощью которого он пытался разрешить вопрос о бытии. В этой книге одна из глав посвящена анализу Времени.

Хайдеггер показывает, что то, что обосновывает единство человеческого бытия это Темпоральность, временность. В структуре временности Хайдеггер выделяет впереди-себя будущее, уже-бытие-в-мире прошедшее и бытие-рядом настоящее, как актуализацию двух предшествующих моментов. В третьем разделе автор обнаруживает непосредственную связь темпоральности временности и бытия человека которое насквозь исторично, временно. Сфера бытия человека - это историчность, где время анализируется в целостности трех его моментов прошлого, настоящего и будущего. Забота у Хайдеггера - это целостная структура, которая означает быть-всегда-уже-впереди-себя-в-мире-в-ка честве-бытия-при-внутримировом-сущем. При более пристальном рассмотрении обнаруживается, что каждый из перечисленных моментов заботы есть одновременно определенный модус времени бытие-в-мире есть модус прошлого, забегание-вперед - модус будущего и бытие-при - модус настоящего.

Эти три модуса, взаимно проникающие друг в друга моменты времени - прошлое, настоящее и будущее - существенно отличаются от трех измерений объективного времени.

Прошлое - это не то, что осталось позади, чего уже больше нет, напротив, оно постоянно присутствует и определяет собой как настоящее, так и будущее. То же самое можно сказать и о двух других модусах. Соответственно, каждый из моментов времени приобретает некую качественную характеристику, в отличие опять-таки от физического, объективного времени, которое мыслится как некая однородная непрерывная линия, состоящая из моментов теперь. Модус прошлого выступает у Хайдеггера как фактичность или заброшенность. Модус настоящего - как обреченность вещам, как подручность, как бытие-при. Модус будущего - как проект, постоянно на нас воздействующий.

И в этом смысле, экзистенциальный поток времени идет не от прошлого к будущему, но совершенно в обратном направлении время временится из будущего. В зависимости от того, какой модус времени оказывается выдвинутым на первый план будущее, направленность к смерти, или настоящее, обреченность вещам в зависимости от этого человеческое бытие будет подлинным или неподлинным. Отличительная особенность бытия - это способность иметь опыт смерти.

Смерть - это способ быть, который человек берет на себя, едва он рождается. То есть смерть Хайдеггером парадоксальным образом трактуется не как небытие, а как вид бытия, как часть бытия, причем как часть подлинного бытия-в-мире. По Хайдеггеру, исходное единство структуры заботы лежит во временности. Временность - это основа заботы, она конституирует саму структуру заботы.

Забегание-вперед основано в будущем, в настающем. Уже-бытие-в, то есть бытие-в-мире - опознается в прошедшем, в прошлом, или в бывшем. Бытие-при, бытие-при-внутримировом-сущем делается возможным в настоящем, или в актуализации. Причем забегание-вперед и уже-бытие-в необходимо отличать от обыденного понимания этих выражений и обыденного соотношения их с повседневным пониманием времени.

Забегание-вперед не имеет, пишет Хайдеггер, значения еще-не-теперь, или значения потом, как и выражение уже-бытие-в не имеет значения теперь-больше-нет, или раньше. И само присутствие, само человеческое существование можно было бы рассматривать как нечто наличное, каковым оно, естественно, не является. 1 Забегание-вперед как модус будущего означает только, что оно впервые в бытии к смерти раскрывает бытие человека как подлинную экзистенцию. 2 Уже-бытие-в, как бытие-в-мире представляет собой модус прошлого.

Но особенного прошлого, которое принципиально отличается от повседневного понимания прошлого. Экзистенциальное прошлое - это не то, что уже осталось позади, в истории, чего уже больше нет. Обычное прошлое - это такое прошлое, которое уже больше не налично. Хайдеггер принципиально различает былое, бывшее, с одной стороны, и прошлое, с другой. Прошлое подходит для несобственного понимания времени, или для описания сущего. 3 Одновременно с этим принципиальным различением обыденного будущего и прошлого и экзистенциального будущего и прошлого, отмечает Хайдеггер, подобное различение отсутствует для настоящего.

Бытие-при, бытие-при-внутримировом-сущем есть модус настоящего. Это, конечно, не означает, что настоящее как бытие-при-внутримировом-сущем не коренится во временности, но это значит, что настоящее, понятое как актуализация, оказывается включено в экзистенциальное прошлое бывшее и экзистенциальное будущее настающее. Хайдеггер полагает, что время не движется вперед от прошедшего к настоящему, а затем к будущему.

Времяпроявление не означает смены экстатических состояний. Будущее не позднее бывшего, а последнее не ранее настоящего. Времяположенность обнаруживает себя как будущее, пребывающее в прошлом и настоящем Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 1977 Интересно, что к такому же пониманию времени как исполненного, завершенного целого пришел Павел Флоренский. Для него это была очевидность, овладевшая им еще в детские годы Четвертая координата - времени - стала настолько живой, что время утратило свой характер дурной бесконечности, сделалось уютным и замкнутым, приблизилось к вечности. Я привык видеть корни вещей.

Эта привычка зрения проросла потом все мышление и определил основной характер его - стремление двигаться по вертикали и малую заинтересованность в горизонтали Флоренский П. Природа Литературная Грузия, 1985. 10 Речь, разумеется, идет не о физическом, а о социально-культурном времени.

Это время, подобно пространству, можно охватить единым взором, в нем можно передвигаться, используя тот или иной накопленный человечеством опыт. 2.2. Философия постмодернизма Прежде чем начинать рассмотрение категории времени в постмодернизме, надо понять, что такое постмодернизм, как его понимают теоретики. Постмодернизм - основное направление современной философии, искусства и науки. В первую очередь постмодернизм отталкивается от модернизма постмодернизм - все, что после модернизма. Непосредственными предшественниками постмодернизма являются постструктурализм и деконструкция как философский метод.

Последние два понятия чрезвычайно близки основным установкам постмодернизма - постструктурализм и деконструкция свели историю к философии, а философию к поэтике. Главный объект постмодернизма - Текст с большой буквы. Руднев В. Словарь культуры ХХ века http lib.ru CULTURE RUDNEW slowar.txt Декларируется новая философия, которая в принципе отрицает возможность достоверности и объективности, такие понятия как справедливость или правота утрачивают свое значение Руднев В. Словарь культуры ХХ века http lib.ru CULTURE RUDNEW slowar.txt. Истинный идеал постмодернистов - это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей.

Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции - освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.

Постмодернизм - понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конституирующего себя как пост-современная, то есть постнеклассическая философия. Ведущие представители Р.Барт, Батай, Бодрийяр, Делез, Деррида, Гваттари, Кристева, Лиотар, Мерло-Понти, Фуко и др. Термин постмодернизм впервые был употреблен в книге Р.Ранвица Кризис европейской культуры 1917 в 1934 использован у Ф.де Ониза для обозначения авангардистских поэтических опытов начала 20 века, радикально отторгающих литературную традицию с 1939 по 1947 в работах Тойнби было конституировано содержание понятия постмодерзнизм как обозначающего современную эпоху, радикально отличную от предшествующей эпохи модерна в конце 1960 - 1970-х данное понятие использовалось для фиксации новационных тенденций.

Начиная с 1979, утверждается в статусе философской категории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в целом.

Несмотря на программное дистанцирование постмодернизма от классической и неклассической философских традиций, постмодернистская программа философии генетически во многом восходит к неклассическому типу философствования начиная с Ницше, и в частности - к постструктурализму, структурному психоанализу, неомарксизму, феноменологии, философии Хайдеггера, традициям постнаучного мышления и поэтического мышления, а также к традициям семиотики и структурной лингвистики и, в поздних своих версиях - к философии диалога, теории языковых игр. Философский постмодернизм не только обладает парадигмальным статусом, но и выполняет в современной культуре исконно присущие философии функции. Прежде всего, в философии постмодернизма шлифуются понятийные средства, необходимые для адекватного описания втягивающихся в сферу познания современной культуры неравновесных самоорганизующихся систем.

Подвергая мета-теоретическому осмыслению данный процесс, Фуко пишет о том, что в настоящее время осуществляется формирование нового стиля мышления и, собственно, новой культуры.

Постмодернизм. Энциклопедия. Составители А.А.Грицанов, М.А.Можейко http slovari.yandex.ru dict postmodernism 2.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Категория времени в философии постмодернизма

В нем воплощается, с ним связано мироощущение эпохи, поведение людей, их сознание, ритм жизни, отношение к вещам. Достаточно сопоставить циклическое восприятие времени, доминировавшее у… В современном обществе существует тенденция к информатизации культуры, а как следствие, к исчезновению временных…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Хайдеггер как предшественник философии постмодернизма в понимании времени

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Категория времени в античности
Категория времени в античности. Время относится к тем реалиям, которые с давних пор определяли смысловое поле человеческого мировосприятия. Статичное общество организует время в соответствии

Категория времени в философии в период с Нового времени до
Категория времени в философии в период с Нового времени до. века Уже в позднем средневековье, в номинализме 14 в подчеркивается относительность времени, которое трактуется как продукт человеческой

Категория времени в постмодернизме
Категория времени в постмодернизме. заключения, списка литературы и источников. Глава 1. Категория времени в истории философии Проблема времени играет большую роль в жизни человека и является одной

Теоретики постмодернизма о категории времени
Теоретики постмодернизма о категории времени. Симптомы неполадок с восприятием времени заявляют о себе не только работами историков и социологов с такими говорящими названиями, как, например, Непол

Литература и источники
Литература и источники. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. М. Изд-во Мысль 1991. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1968. 3. Арелайд А. Категория времени в современ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги