Элитарная культура как антипод массовой культуры

Элитарная культура как антипод массовой культуры. В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологи, является высший привилегированный слой общества - элита от франц. elite - лучшее, отборное, избранное. Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно.

Итальянские социологи Р. Михельс и г. Москва, считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. Однако в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. С точки зрения этого подхода - понятием элита обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе.

Элита- это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В своем основополагающем труде Мир как воля и представление, завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части людей гения т. е. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности и людей пользы т. е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность. В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах Рождение трагедии из духа музыки 1872 , Человеческое, слишком человеческое 1878 , Веселая наука 1872 , Так говорил Заратустра 1884 , элитарная концепция проявляет себя в идее сверхчеловека. Этот сверхчеловек, имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.

В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной культурологической концепции X. Ортега-и-Гассета.

В 1925 году выходит в свет самое известное сочинение испанского философа, получившее название Дегуманизация искусства, посвященное проблемам различия старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого - по Ортеге - заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе.

Поэтому совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Более того радоваться или сострадать человеческим судьбам пишет Орте-га есть нечто очень отличное от подлинно художественного наслаждения. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни. Дегуманизация - и есть основа нового искусства XX века. Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса - тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются.

Элита - по Ортеге - это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та часть общества, которая обладает особым органом восприятия. Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художник. Новое искусство и должно содействовать тому, чтобы лучшие познавали самих себя, учились понимать свое предназначение быть в меньшинстве и сражаться с большинством. Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы.

Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика чистого искусства или искусства для искусства, которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры.

Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение Мир искусства. Лидерами мирискусников были редактор одноименного журнала С. П. Дягилев и талантливый художник А. Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о самоцельности и самополезности искусства, считая одновременно правду в искусстве, декларируемую Л. Толстым, проявлением односторонности. Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры мирискусничества в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности.

Причем это воззрение понималось как совестливое понимание художественного в человеке. Под совестью искусства, однако, подразумевалось лишь субъективная искренность индивидуального творца в выражении им красоты. Именно отсюда берет свое начала мирискусническая декадентская претензия на внеклассовость и надклассовость своей идеологической позиции. Лидер мирискусников А. Бенуа многое сделал для пропаганды нового русского искусства и у нас в стране и за рубежом.

При всей элитарной деятельности членов этого объединения оно получило мировое признание. Аналогичных идейных установок придерживались представители западноевропейского модернизма и постмодернизма.