Значение традиций древнерусского искусства

Содержание Введение 1. Зодчество Древней Руси 1.1 Искусство в дереве 1.2 Архитектурно-композиционные формы их эволюция 2. Живопись Древней Руси 3. Прикладное искусство. 3.1 Внутреннее убранство дома 3.2 Золотая хохлома. 3.3 Русский народный костюм 27 Заключение 32 Список литературы 35 Введение Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило ощутимые перемены.

Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов, живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простое народ.

Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели - воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу «духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства. Древнерусское искусство – драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. Пора блистательного расцвета и могущества Киевской Руси продолжалась вплоть до монгольского нашествия. И в монументальной живописи, и в иконописи звучали идеи прославления единства и могущества Русской земли, мужества и духовной силы человека, ощущение радости и красоты жизни. В различных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Ярославля хранится огромное количество шедевров древнерусского искусства.

К сожалению, сегодня очевидно, что Культура с большой буквы, как рукотворная одухотворенная среда обитания человека и духовно-материальное состояние человеческого бытия, находится в процессе некого глобального кризиса, или перелома, перехода в какое-то принципиально иное качество. На сегодняшний день в нашей науке много сделано для изучения отдельных составляющих древнерусского искусства – литературы, словесности, изобразительного искусства, градостроительства, эстетики, и многого другого.

Осмысление этих составляющих, как некого самобытного феномена, даёт возможность яснее понять русскую культуру в целом до нашего времени включительно, ибо основное ядро её сложилось именно в то время, и нашло своё наиболее адекватное выражение именно в художественной, а также в художественно – эстетической среде. В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XV вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов.

Естественно, что культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианством Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, культуры. Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий- язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.

Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов.

Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко нацтональные формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,»- писал А. С. Пушкин. 1. Зодчество Древней Руси 1.1

Искусство в дереве

Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строги... "Основным мерилом, модулем деревянной архитектуры является бревно или ... Перекрытие производилось обычно на два ската. По этому же принципу ино... С ХII - XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. При наличии сходной объемной и конструктивной структуры, русские культ...

Архитектурно-композиционные формы их эволюция

Период расцвета Киевского государства – конец Х – ХI века. Изображения, в которых ясно просматривается стилистическая общность со... Близка по своему типу к Нередице церковь в Старой Ладоге, относящаяся ... В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, в т... Эти сведения привлекают внимание, становятся предметом изучения и для ...

Прикладное искусство

Прикладное искусство . 3.1

Внутреннее убранство дома

Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписыо – здесь птица Сирин... В некоторые ковши умещалось по несколько вёдер. Не скоро ели предки наши, Не скоро двигались кругом Ковши, серебряные ... Так описывает А.С. Пушкин в поэме "Руслан и Людмила" картину тесного, замкнутого неторопл...