Манеры поведения

Манеры поведения. Говорить о культуре поведения человека — зна¬чит говорить и о его манерах.

Это слово обозна¬чает какие-то устойчивые признаки, ставшие привычными особенности отношения к окружающим и даже просто по¬стоянно повторяющиеся движения, которые находят свое выражение в том, как са¬диться, вставать, ходить, разговаривать и т. д. История культуры знает много документов, которые содержали в себе различные правила пове¬дения. К их числу относят и “Письма к сыну” английского лорда Честерфилда, написанные в XVIII веке. Наряду с наив¬ным и смешным в них есть и кое-что поучительное для людей, живущих в наше время. “Хоть вопрос о том, как вести себя в обществе, и может показаться сущим пустя¬ком, он имеет всегда важное значение, когда цель твоя — понравиться кому-нибудь в частной жизни.

А я знавал немало людей, которые неуклюжестью своей сразу же внушали людям такое отвращение, что все достоинства их были потом перед ними бессильны. Хо¬рошие же манеры располагают людей в твою пользу, привлекают их к тебе и вселяют в них желание полю¬бить тебя”. Как часто в те времена во многих странах знание пра¬вил этикета и умение практически их приме¬нять иг¬рали заметную роль в судьбе светского человека.

Бывало, что перед ним закрывались двери влиятельных домов только потому, что он, будучи на званом обеде, показал свою неловкость и не¬умение обращаться со столовыми прибо¬рами. Говоря о манерах, не следует забывать и об их соци¬альном и национальном характерах.

Живописные полотна и прикладное искусство, худо¬жественная литература и кинофильмы — бо¬гатейший ма¬териал, который, отражая различные детали быта людей, показывает и различные ма¬неры их как раз в этом плане, социальном и национальном. Мы помним пушкинского Онегина, представителя дворянского класса, который имел “счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм”. Он “легко мазурку танцевал и кланялся не¬принужденно”. “И свет решил, что он умен и очень мил”. Мы помним пышную кустодиевскую купчиху, которая пьет чай из блюдца Мы читаем про японцев и их манеру кланяться помногу раз в день знакомым и даже незнакомым людям, в зависимости от разных ситуаций.

Мы знаем про манеру сдерживать свои чувства у англичан и выплескивать их наружу у итальян¬цев. И все же можно для людей всех наций говорить о манерах, которые могут быть хорошими или плохими.

Встречаются люди, выступающие чуть ли не про¬тивниками правил хорошего тона, хороших ма¬нер. Они говорят: “Правила хорошего тона — это лишь форма, ни¬чего не говорящая о содержании человека. Есть люди морально испорченные, пустые, маскирующие свое под¬ленькое нутро меща¬нина хорошими манерами. И поэтому, чтобы не ошибиться в человеке, чтобы не принять внеш¬нее, напускное за его истинную сущность, лучше вообще отбросить все эти правила. Пусть каждый чело¬век ведет себя так, как он хочет, тогда сразу будет видно, кто хоро¬ший, а кто плохой”. Конечно, главное — внутренняя суть человека, но не менее важными являются и его манеры по¬ведения.

Когда человек грубо кричит на своих подчиненных, постоянно прерывает своего собеседника, то что это? Плохой человек, эгоист и себялюбец, который считается только с собственным мнением и собственными удобства¬ми? Или это человек совсем не плохой, но не умеющий вести себя, человек невоспитанный? А если молодой парень курит прямо в лицо девушке, стоит перед ней развалясь, держа руки в карманах, обло¬качи¬вается на ее плечо, вместо вежливого приглашения к танцу бросает небрежно “пошли”, — то что это? Плохие манеры или всякое отсутствие уважения к женщине? Думается, и то, и другое.

А ведь многие правила хорошего тона не сочинялись искусственным пу¬тем, не выдумывались. На протяжении всей истории человечества, они возникали как необходимые требования са¬мой жизни. Их появление диктовалось разными соображениями доб¬рожелательности, заботы об окружаю¬щих, уважением к ним. И многие из хороших манер, бытующих сегодня, пришли к нам из глубины веков… Некоторые из них основываются на санитарно-гигиенических требованиях.

Например, обычай вытирать чисто ноги при входе в помещение или даже снимать обувь, как принято у японцев, при чихании и кашле закрывать рот плавком, не садиться за стол непричесанным, с грязными руками и т. д. Есть манеры, которые диктуются соображениями удобства и целесообразности.

Этим и объясня¬ется пра¬вило о том, как нужно подниматься и спускаться по лестнице. Так, поднимаясь по лестнице, мужчина идет обычно сзади женщины на одну-две ступеньки, чтобы в нужный момент, в случае, если она оступится, он мог бы поддержать ее. Спускаясь по лестнице, по этой же причине мужчина идет на одну-две ступеньки впереди жен¬щины. В основе ряда других манер кроются эстетические соображения. Так, не рекомендуется громко разговари¬вать и излишне жестикулировать при этом, появляться где бы то ни было в неопрятном виде. И даже по тому, как кто стоит, сидит, держит руки и ноги, можно даже судить об уважении или пренебрежении к окру¬жающим.

И самое прекрасное лицо, самые безупречные пропор¬ции тела или красивая одежда не оставят должного впе¬чатления, если не будут соответствовать манере дер¬жаться. Воспитанный человек следит не только за своей внеш¬ностью, но и вырабатывает у себя походку, осанку. Один из самых серьезных и суровых критиков своего времени Белинский придавал большое зна¬чение воспита¬нию красивых манер и осуждал даже тех людей, кто “не умеет ни войти, ни стать, ни сесть в поря¬дочном обществе”. А великий педагог Макаренко прилагал немало усилий, чтобы воспитывать в своих коммунарах даже умение “ходить, стоять, говорить”. На первый взгляд, может показаться просто странным вы¬ражение “уметь ходить, стоять, говорить” применительно к взрослому человеку. Но так ли уж смело каждый из нас решится пересечь зад посередине на глазах у других, и кстати, не только потому, что он излишне конфузлив и застен¬чив, но и из-за отсутствия нужной культуры тела, Э которое не под¬чиняется ему, он не умеет им управлять, не знает, куда при ходьбе деть руки, как держать голову, пе¬реставлять ноги, чтобы чувствовать себя непри¬нужден¬но и свободно.

И чтобы выработать у себя та¬кую походку, надо помнить о некоторых советах. Прежде всего свой шаг следует соизмерять с ростом: Нелепо и смешно вы¬глядит высокий человек, мужчина или женщина, семенящие ногами, точно так же, как и человек небольшого роста, делающий чрезмерно широкие шаги. Неприятное впечатление производит человек, раскачивающийся во время ходьбы или вихляющий бедрами.

Не красиво ходить сутулясь, держа руки в карманах. И, наоборот, приятно смотреть на человека с пря¬мой и свободной походкой, главным качеством которой была бы естественность.

Но если мы гово¬рим о прямой походке, то она, конечно, ничего общего не имеет с той, о которой говорят, что будто бы ее облада¬тель “аршин проглотил”. 2.2.