Деликатность и корректность

Деликатность и корректность. Деликатность очень близка к тактичности.

Если такт следует соблюдать во всех случаях, то дели¬катность предполагает такую ситуацию, ко¬торая имеет в виду людей знакомых и к тому же достойных уважения. Она неуместна по отношению к человеку, совершившему недостойный поступок, и не всегда возможна по отноше¬нию к незнако¬мым или малознако¬мым людям. Это умение вовремя и незаметно прийти на помощь человеку, кото¬рый нуждается в поддержке и понимании, умение оградить его от постороннего взгляда, вмешатель¬ства во взбудора¬женное состояние его души. И если мы заметим, что знакомый человек чем-то удручен, расстроен, далеко не всегда нужно обра¬щаться к нему с расспросами, тем бо¬лее — с шут¬ками. Все же лучше подождать, может, он сам обратится к нам и спросит совета, поделится своими переживаниями.

В иных случаях стоит отвлечь от него внимание других, чтобы они не заметили его слез и рас¬строенного вида. А если мы почувствуем, что наше при¬сутствие его тяготит, что ему не до нас — лучше всего оставить его в покое.

И еще есть одно понятие, близкое к тактичности,— корректность. Это умение владеть собой, держать себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях. Ко¬нечно, следует учитывать и то, что поведение че¬ловека в значительной степени зависит от состояния его нервной системы, ха¬рактера, темперамента. Любой человек может оказаться в какой-то конфликт¬ной ситуации дома и на работе, в общест¬венной жизни. И часто именую корректность поможет ему достойно выйти из любого положения.

Жизненные си¬туации пока¬зывают, как во многом проигрывает человек, не сумевший вовремя взять себя в руки, удержаться от гнева, который часто приводит к опрометчивым поступкам, запоздав¬шему раскаянию и стыду. А какой неприятный осадок остается на душе после этого. “То, что начато в гневе, кончается в стыде”,— говорил Лев Толстой. Исходя из жизненных примеров, ученые и пе¬дагоги, писатели и общественные деятели давно уже пришли к выводу, что гнев есть признак слабо¬сти, а не силы, и проявление его чаще всего приносит самому человеку только вред. Недаром народ¬ные пословицы говорят: “Вспылил — дело погубил”, “Во гневе — что юнец, что аксакал, как только вспыхнул гнев — так ум пропал”. Корректность нужна человеку.

Кем бы он ни был и где бы ни трудился, умение владеть собой, выдержка и веж¬ливость создадут ему прочный авторитет и уважение окружающих. На работе она помогает устранить то, что мешает интересам деда, в личных отношениях способству¬ет взаимопо¬ниманию людей, помогает сохра¬нить достоинство.

Кстати, достоинство — одно из личностных ка¬честв человека, которое тоже занимает свое место в культуре поведения человека. Среди людей нет двух одинаковых, но это вовсе не значит, что тот, кто менее красив, менее спо¬собен, ме¬нее образован, должен себя чувствовать ущемленным и страдать комплексом неполноцен¬ности. Зато у каж¬дого чело¬века есть какие-то свои личные достоинства, которые могут положи¬тельно отличать его от других.

И пусть он не умеет сочинять стихи или петь, зато умеет хорошо плавать, вязать и шить, готовить вкусные блюда, быть ловким и находчивым, не говоря уже о том, что он, наря¬ду с этим, может быть хорошим обще¬ственным деятелем или специалистом, отлично разбирающимся в вопросах своей профессии. Каждый человек может положительно утверждать себя как личность, и тогда в любом обществе он будет чувствовать себя хорошо. Тот, кто обладает чувством собственного достоинства, не манерничает, он прост и естествен.

Еще на школьной скамье мы знакомимся с пушкинской Татьяной, которая может служить примером в этом отноше¬нии: “Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей Все тихо, просто было в ней.” Правда, что касается спокойствия и сдержанности, то нельзя не считаться с особенностью харак¬тера и темпе¬рамента человека. Но именно чувство собственного досто¬инства заставляет его пове¬рить в свои силы, не считать себя бесполезным, лишним, не даст человеку быть и не¬честным, уни¬жаться или терпеть оскорбле¬ния. Уважающий себя человек не позволит в своем присут¬ствии и другим вести себя неправильно, не¬при¬стойно: повышать голос, говорить скабрезности, проявлять хамст¬во. Он не сделает вид, что ни¬чего не слы¬шит и не видит.

Он вмешается там, где следует кого-то осадить, попра¬вить. Такой чело¬век, к тому же, не даст и легкомысленных обещаний, которые не сможет выполнить.

Вот потому он еще аккуратный и обязательный человек. Точность, аккуратность, обязательность — это тоже положительные качества личности человека, которые сказываются в культуре его поведения. Обязательный человек не бросает слов на ветер, он обещает только то, что сможет сделать. Но уже обе¬щан¬ное всегда выполнит и притом — в точно назначенный срок. Есть китайская пословица: “Лучше сто раз отказать, чем один раз не исполнить обещанного”. Действительно, уж если пообе¬щал, нужно сдержать слово, каких бы уси¬лий это ни стоило.

Именно об этом гласит русская посло¬вица: “Не дал слова — крепись, а дал слово — держись”. Если человек всегда выполняет то, что обещает, если он приходит в то время, которое назначено, значит, на него всегда можно положиться. Он никогда не подведет в служебных и других делах. А его собранность, подтяну¬тость и точность могут служить примером для окружаю¬щих. Обычно такой человек и пользуется авторитетом среди знакомых и товарищей по работе.

Воспитанность человека связана и со скромностью, которая проявляется в его поведении, манере дер¬жаться, в одежде. Известны слова одного ученого, который гово¬рил о себе: “Когда я окончил школу, мне казалось, что я все знаю и умнее многих; после окончания института я понял, что еще очень многого не знаю и многие умнее меня; когда же я стад профессором, то убедился, что почти еще ничего не знаю и не умнее других”. Чаще всего нескромными бывают молодые люди, которые еще не научились уважать окружаю¬щих по¬тому, что не имели возможности убедиться в незрелости своих взглядов, неполноте и пробе¬лах в знаниях, недостаточно¬сти опыта.

В свое время писатель Марк Твен так ответил юноше, который жаловался в письме, что его роди¬тели уж очень “малопонятливы”: “Потерпите. Когда мне было четырна¬дцать лет, мой отец был так глуп, что я с тру¬дом перено¬сил его, но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен тем, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел ” Наверное, придет время, и некоторые из них, огляды¬ваясь на себя в прошлом, поймут, насколько не правы они были, какими, может быть, смешными и заносчивыми ка¬зались другим.

Неприятно смотреть на тех, кто зазнается и превозносит себя. Но и быть скромным не всегда легко. Иногда ведь так хочется, чтобы тебя заметили, похвалили, оценили по достоинству, а окружающие как будто этого и не делают. И все же скромность редко остается неоце¬ненной. Давно уже подмечено, что чем культурнее человек, тем он скромнее.

И как бы ни были велики его заслуги, он никогда не будет хвастливо выставлять их напоказ, без нужды выказывать все свои зна¬ния. Напротив, это некуль¬турный человек часто высокомерен и чванлив. Он снисхо¬дительно отно¬сится ко всем окружающим, считая себя выше и умнее их. К таким в полной мере относятся пуш¬кинские слова “мы почитаем всех ну¬лями, а единицами — себя”. Вот как высмеял чванливых людей поэт С. Смирнов в басне “Наивная планета”: — Я выше всех! — подумала Планета И даже где-то Подчеркнула это, А на нее с улыбкой погля¬дела Все¬ленная, которой нет предела.

На протяжении веков многими наблюдательными людьми отмечалась закономерность: чем со¬держатель¬нее личность, тем скромнее и проще держится человек. Светский этикет решительно осуждает и нетерпимо относится к такому поведению, которое го¬ворит о том, что человек думает только о себе, совершенно игнорируя то, как окружающие реаги¬руют на его слова и по¬ступки.

Случается, что человек, стремящийся к сохранению собственного достоинства, переоценивает себя, явно пре¬увеличивает или просто нескромно подчеркивает свои заслуги или преимущества. И тогда вместо, каза¬лось бы, уважительного отношения у окружающих людей могут возникнуть со¬вершенно противоположные чувства. Всякая самооценка должна предполагать, в первую очередь, знание своих слабых сторон и недос¬татков, что не позволит переоценить свои заслуги или преимущества. Вот почему скромность есте¬ственна для тех, кто умеет правильно понять и оценить все качества собственной личности, само¬критично судить о себе, не заявлять о своих достоинствах и преимуществах громогласно, прилюдно.

Мы говорим о скромности, но ее никак нельзя приравнивать к застенчивости. Это совсем другое каче¬ство, которое мешает человеку, прежде всего, в его обще¬нии с окружающими, доставляет не¬редко ему самому му¬чительные переживания, связанные зачастую с недо¬оценкой своей личности. Такой человек больше другого склонен переоценивать свои недостатки.

Такие качества, как вежливость, тактичность, дели¬катность, корректность, обязательность, скромность, чело¬век должен всемерно воспитывать в себе и других, для того чтобы сделать общение с другими здоровым и краси¬вым, сохранять нервы, время и душевное спокойствие. 3.