Прически и головные уборы

Прически и головные уборы. Чтобы представить в целом женскую одежду чеченцев и ингушей, необходимо рассказать о правилах и обычаях, связанных с прическами и элементами головных уборов вайнахов.

Вайнахи видели красоту женщины в ее длинных косах. И женщины использовали всевозможные средства, чтобы вырастить длинные и густые волосы. Детям до 7-8 лет несколько раз брили голову, чтобы волосы росли густыми. Вайнахские женщины обычно разделяли волосы надвое (чIор декъар) и, заплетая их в несколько кос, забрасывали за спину. С возрастом ограничивались двумя косами. А меленькие девочки, у которых были длинные и густые волосы (биаж), не заплетая волосы в косы, перевязывали их у корня и носили свободными, распущенными за спиной.

В Чечне сохранилась присказка: «ЙоI янние яц, амма цуьнан биежие хьераваьккхина со» («Девочка – ничего особенного, но волосы ее свели меня с ума»). Длинные волосы считались красотой женщины и в Ингушетии, где молодые женщины носили волосы за спиной, не заплетая их в косы, а пожилые – оборачивали разделенные пополам волосы (месаш) до конца бумажной тканью, завязывали ниткой, чтобы они не выбивались и быстро не пачкались.

Вычесанные волосы было принято (чоьш) хранить до конца жизни – их клали вместе с усопшим в могилу. В последнее же время сжигали, особенно те, у кого умер сын. Одну косу у вайнахских женщин заплетать было не принято. Особенно такая прическа запрещалась тем, у кого были отец или брат. Существовало поверье, что заплетание в одну косу означало остаться в одиночестве. Аллах в таком случае не дает суженого и оставляет обслуживать домашних. Аналогичный обычай был и в Дагестане.

У чеченских и ингушских женщин часто изменяли естественный цвет волос, но обрезать их считалось постыдным. Женщина в возрасте, как уже отмечалось, делила волосы надвое, а к концам волос подвязывала нанизанные на скрученную нить разноцветные бусины. Женщины с густыми и длинными косами вместе с бусинами подвешивали и амулет против дурного глаза. Молодые чеченские и ингушские девушки и невесты (и отчасти замужние женщины) носили высокие прически. А те, у кого не было собственных густых волос, накладывали искусственные для того, чтобы прическа выглядела высокой.

Помимо причесок чеченские женщины уделяли большое внимание и головным уборам. Так, например, женщины из зажиточных вайнахских семей носили на голове белые или цветные платки – кур-харс. Известно, что головной убор не был лишь утилитарным средством защиты головы. Он считался символом общественного положения, сохранения сакральной чистоты женщины, перед которой в кризисный момент любые члены общества выражали свою покорность коленопреклонением. Одним из элементов наряда ингушской невесты была шапочка – кий. Переняли этот головной убор у ингушей и представительницы некоторых других народов Северного Кавказа.

Кий шили из желтого, красного, голубого, зеленого бархата и шелка. Гордились позументами и разноцветными шелковыми кантами, изображающими национальный орнамент. Эту шапочку носили молодые девушки и до свадьбы. Еще одной неотъемлемой частью женского туалета была большая шаль. Замужние женщины предварительно повязывали на голову черный платок или косынку.

Концы ее пропускали под волосы, заплетенные в косы, и завязывали на темени. Чеченки вместо такого платка чаще надевали на голову чухта – длинные узкие мешки из черной ткани, в которые закладывались косы. Верхняя часть мешка не была зашита и укреплялась на голове при помощи завязок. Нижний конец чухты, падающий на спину, иногда украшали бахромой (чечекх) или монетами. После принятия ислама все вайнахские женщины с 15 лет были обязаны носить чухту.

В горных районах Чечни молодые девушки не носили больших шалей, а пожилые женщины использовали их в качестве выходной одежды. Они носили небольшую шаль, повязанную крест-накрест и сложенную треугольником. Девочки тоже носили небольшие шали, повязывая их сзади. Необходимо отметить, что женский вайнахский головной убор состоятельных вайнахских женщин существенно отличался от головного убора малоимущих. Однако в способах повязывания платков и практическом использовании особой разницы не было. Поверх чухты пожилые женщины обматывали голову кIеда болу кортали (ящичная шаль) или чечакх йолу тIергIа кортали или йовлакх (головная шаль с бахромой), шера кортали (шаль из белого шелка), бой (головная шаль из ткани большого размера, выполнявшая роль пальто). И молодые, и пожилые женщины надевали бой зимой – прямо поверх платья. Головные шали прочно вошли в быт вайнахских женщин и высоко ценились не только как одежда, но и как символ, обладающий большой знаковой силой.

Правда, головная шаль не всегда решала вопросы, связанные с кровничеством, однако во время стычки по какому-либо иному поводу платок, брошенный женщиной между спорящими, обычно сразу усмирял их. Традиционный головной платок сохранился среди пожилых женщин, а молодые одевают небольшие, повязанные сзади шали. И в прошлом, и сейчас пожилые женщины складывают большие шали в виде треугольника, один конец оборачивают вокруг шеи и связывают с другим концом под подбородком.

Кое-кто укреплял наброшенную на голову шаль разного рода булавками и оба конца заводил назад.

Каждая женщина выбирала шаль по цвету и оформлению в соответствии со своим возрастом. Так, пожилые женщины предпочитали шали черного, синего, коричневого и темно-голубого цветов, а молодые – белого, красного, желтого и светло-голубого. Кроме того, молодые выбирали шелковые узорчатые шали, гладкие шали без узоров, с бахромой. Шали отводилось важное место в гардеробе вайнахской женщины, и поэтому даже при «экипировке» невесты она входила в число наиболее ценных свадебных покупок.

Вывод Одежда Вайнахов примечательна своим разнообразием и красотой. Она не особенно отличается от общего типа Кавказской одежды (черкеска, папаха и т.д.), но имеет и свои особенности, например, курхарс. Особое внимание они оказывали головным уборам и украшениям. Для вайнаха шапка- это символ чести и достоинства. В отличие от адыгских и тюркских народов, чеченцы и ингуши предпочитали пестрые и яркие ткани однотонным.

Костюмы были удобными и практичными, так как жизнь в горах преподносила свои сложности, но это не делало ее скучной и однообразной. Так как Кавказ объединяет в себе различные климатические зоны, Вайнахи создавали одежды, как для высокой, так и для низкой температур. До наших дней традиционный чеченский костюм как повседневная форма одежды, естественно, не дожил. Но в некоторых районах Чечни сельские жители, особенно пожилые, сумели сохранить моду на старинные кавказские платья