РАСЦВЕТ КОНФУЦИАНСТВА ПРИ ДИНАСТИИ ХАНЬ

РАСЦВЕТ КОНФУЦИАНСТВА ПРИ ДИНАСТИИ ХАНЬ. Правление династии Хань стало временем расцвета и господства конфуцианства, приправленного, правда, изрядной порцией легистских и даосских идей. Представители эли¬ты при занятии государственных должностей были обязаны сда¬вать экзамен по конфуцианской философии.

Однако после паде¬ния династии Хань в Китае надолго воцарился хаос. Конфуцианство эпохи Хань в Китае рассматривается как проявление высокой муд¬рости. С гордостью и тоской об утраченном китайцы называют себя наследниками блестящей эпохи Хань, а Конфуция почитают как величайшего национального гения.

Начиная с ханьской эпохи конфуцианский императорский Ки¬тай, несмотря на постоянные взлеты и падения, смену периодов централизации и децентрализации, катастрофические кризисы, мощ¬ные крестьянские восстания и набеги северных кочевников, про¬должал существовать почти в неизменном виде и после кризисных ситуаций возрождался из пепла таким же, с незначительными изме¬нениями. Были найдены устойчивые образ жизни и система госу¬дарственного управления, в основе которой лежала идеология «син¬тезированного» конфуцианства, вобравшего в себя элементы легизма, даосизма и других древних китайских философских учений. 8. ДАОСИЗМ Вторым по степени влияния в Китае было философ¬ское учение о Великом Абсолюте, даосизм, оформившееся при¬мерно в IV в. до н. э. Китайское слово «дао» многозначно; оно означает «путь», «мировую основу бытия», «первооснову всякого бытия». Главный канон даосизма — «Дао де цзин» — приписыва¬ют китайскому философу Лао-Цзы, легендарному современнику Конфуция, имя которого в переводе означает «мудрый старец». Есть основания полагать, что это не реально существовавшая лич¬ность, а мифическая, созданная позже самими даосами.

Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсо¬лютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи — все понятия и ценности относительны.

Все в мире подчинено есте¬ственно выбранному небом закону, в котором сокрыто бесконеч¬ное разнообразие и вместе с тем порядок.

Человек должен стре¬миться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа. Ремесленник, обрабатывающий дерево или камень, стоит ближе к истине, чем мыслитель, занятый бесплодным анализом. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности. Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интел¬лектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целос¬тности.

Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в оди¬ночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы — принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования. Идеалы даосизма вдохновляли китайских поэтов и художни¬ков на изображение природы, а многих китайских мыслителей, стремящихся к познанию мира, побуждали покинуть общество и жить в уединении на лоне природы.

В правящих кругах даосизм, разумеется, не мог вызвать подобного энтузиазма. Наиболее политически влиятельной, кроме конфуцианства, была школа легистов, выработавшая философскую доктрину цен¬трализованного государства. Основной постулат доктрины — культ централизованной власти, вернее, административных распоряже¬ний этой власти.

Власть опирается не на знать, а на бюрократичес¬кую структуру. Авторитет власти поддерживается упорядоченной системой поощрений и наказаний. 9.