КИТАЙСКИЙ РЕНЕССАНС

КИТАЙСКИЙ РЕНЕССАНС. Во второй половине VIII в. в культурной жизни Танской империи возникло движение, получившее назва¬ние китайского ренессанса. Оно вызвало к жизни свою филосо¬фию и эстетику, художественную литературу и искусство, свою науку и публицистику. Его крупнейшими представителями были выдающиеся поэты, писатели, публицисты, философы, историки, общественные и государственные деятели.

Развивалось это движе¬ние под лозунгом обращения к «древнему просвещению», т. е. к культуре древнего царства Чжоу и династии Хань. 11. ТРИ ВЕЛИКИХ ПОЭТА Поэзия первой возвестила о новых веяниях в интеллектуальной жизни Китая. Новую эру в китайской поэзии открыли три великих поэта — Ли Бо, Ван Вэй и Ду Фу. Ли Бо (701—762) — первый поэт китайского возрождения, жил в горах с даосскими отшельниками. В его лирике звучала тоска по ушедшим временам, он пел об изменчивости человеческой друж¬бы и противопоставлял ей верность животных своему хозяину.

Ли Бо писал лирические стихи о природе, своей стране, радостях и горестях жизни. Они проникнуты жизнелюбием, стремлением к радости и воле. Совсем иным — и человеком, и поэтом — был Ван Вэй (699-759). Чиновник высокого ранга, он писал прекрасные стихи о природе, полные глубоких человеческих переживаний. Кроме того, Ван Вэй был и превосходным живописцем, мастером пейзажа. Главная тема поэзии третьего великого поэта китайского ре¬нессанса Ду Фу (712—770) — человеческие страдания и пережива¬ния. Через человека своей страны и своей эпохи Ду Фу начинает видеть человека как такового.

Он становится поэтом-гуманистом в истинном значении этого слова. 12. ХАНЬ ЮЙ – ПЕРВЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ КИТАЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Первым выдающимся ученым и мыслителем нового времени был Хань Юй (768—824). Его имя стоит первым в списке «восьми великих людей времен Тан и Сун», т. е. VII—XIII вв. истории Китая. Хань Юй считал, что «человеческое в человеке» — это «любовь ко всем». Это свойство присуще человеку в силу его общественной природы.

Хань Юй был ярым противником даосизма и буддизма. Оспаривая концепцию нирваны как высшей и конечной цели эво¬люции человека и общества, Хань Юй противопоставляет этой неведомой и абстрактной цели буддизма цель совершенно конк¬ретную и вполне понятную людям: создание правильно управляе¬мого государства, жители которого неустанно стремятся к совер¬шенствованию своей личности.

Для Хань Юя даосизм с его отрицанием всякой деятельности, общества, государства и циви¬лизации был неприемлем. Эпоха Тан — один из блестящих периодов расцвета китайско¬го искусства. 13. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развива¬лись в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каж¬дом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное — поз¬волили сформировать совершенно уникальное эстетическое созна¬ние и художественную практику.

Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традицион¬ной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соеди¬няла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным фор¬мам письменности – каллиграфическим надписям — придава¬лось даже магическое значение.

И они хранились в каждом до¬ме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания. Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китай¬ская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, со¬зданный специально для созерцания, освобожденный от подчи¬ненно декоративных функций.

Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связан¬ный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалисти¬ческую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью. В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является зна¬ком поэтического образа: сосна — это символ долголетия, бам¬бук — стойкости и счастья, аист — одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей — вытянутый свиток — помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, наст¬раивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красо¬той и работой мастера.

Наверное, поэтому красота китайских пей¬зажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику. 14. СКУЛЬПТУРА Китайская скульптура была тесно связана с рели¬гиозными культами. Найдено множество статуэток Танской эпо¬хи, которые клали в могилы умершим. В многочисленных пещер¬ных храмах сохранились памятники ранней буддийской скульптуры. Найдены изображения Будды, высеченные в скалах. В отличие от индийского Будды, отрешенного от всего земного, в китайском Будде при всей его одухотворенности гораздо сильнее чувствуется земное, человеческое начало. 15.