Глава I. Образование и книгопечатание

Глава I. Образование и книгопечатание. Важным показателем и одновременно условием развития культуры было распространение грамотности и просвещения. Этот процесс стимулировался развитием городской жизни, оживлением торгово–промышленной деятельности, появление первых мануфактур, расширением и усложнением системы государственного аппарата, ростом связей с зарубежными странами.

Особенно вырос уровень грамотности посадского населения. В Москве в 80-х годах XVII века 24% посадских людей (взрослого населения) были грамотными. Для посадского населения овладение грамотой было не обходимо не только для занятий торговлей и ремеслами, оно открывало возможность поступления на службу в какой-нибудь приказ или воеводскую канцелярию и таким образом выхода из тягла.

Заметно распространилась грамотность в среде дворянства. Если в первой половине столетия среди воевод и дворян, посылаемых с различными правительственными поручениями, нередко оказывались неграмотные или малограмотные, то во второй половине века таких случаев практически уже не было. Встречались грамотные люди и в среде черносошного крестьянства. Крепостное же крестьянство продолжало оставаться неграмотным.

Также слабо распространялась грамотность среди женского населения, даже в семьях знати и крупного купечества женщины были неграмотны. О растущем стремлении к овладению к овладению грамотой свидетельствовали широкое распространение печатных и рукописных учебных пособий и спрос на них. Изданный впервые в 1634 г. Букварь Василия Бурцева переиздавался несколько раз и продавался по доступной цене (по 1 коп.). Его огромные по тому времени тиражи (до 2400 экз.) расходились иногда за несколько дней. Во второй половине века Печатный двор выпустил более 300 тыс. Букварей и около 150 тыс. учебных Псалтырей и Часословов.

В 1648 г. вышла «Грамматика» Метелия Смотрицкого, а в 1682 г. таблица умножения – «Считание удобное», предназначавшаяся для «купующих или продающих». Широкое распространение также имели и рукописные азбуковники, прописи и пособия по арифметике – «цифирные счеты мудрости». Грамоте обучались в семье или у «мастеров» (главным образом из низшего духовенства). Учили чтению, письму и счету.

Но в семьях знати становилось обычным обучение детей учителями-иностранцами, которые могли дать более широкое образование. При этом многие обучали своих детей иностранным языкам. Знание иностранных языков, прежде всего латыни и польского, не было редкостью в кругах феодальной знати и в приказной среде. С распространением грамотности повысился спрос на книги, в связи, с чем Печатный двор значительно увеличил их выпуск. Начали выходить книги светского содержания, среди них «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Соборное уложение», «Грамматика» М.Смотрицкого.

Но таких изданий, не считая пособий для обучения чтению (буквари и пр.), было всего семь. В основном печатались книги богослужебные (85% всех изданий) и книги религиозного содержания для чтения. Книгопечатание находилось в ведение церкви, и потому издательская деятельность определялась ее интересами. Тематика печатных книг не удовлетворяла умственные запросы и интересы русского читателя.

Поэтому и в XVII в. значение рукописных книг не уменьшилось. Они восполняли пробелы в тематике печатных изданий, в большей степени отражали изменения, происходившие в культуре. Если прежде приоритет в переписке и издании книг принадлежал духовенству, то теперь этим делом все больше начали заниматься представители демократических слоев населения – посадские люди, подьячие и т.п. Именно с этой средой связаны становление и развитие демократического направления в литературе, возникновения новых жанров – демократической сатиры, бытовой повести.

Книга получила широкое распространение среди самых различных слоев общества. Значительным количеством книг владели представители верхушки феодального общества: члены царской семьи, бояре, настоятели монастырей и т.д. Нередко они обладали крупными книжными собраньями до нескольких сотен томов. Владельцами книг были также дьяки и подьячие, купцы и мелкий посадский люд, рядовые дворяне и представители низшего духовенства, крестьяне и даже дворовые люди. Таким образом, книга проникала во все слои русского общества вплоть до самых низов. Потребность в образованных людях приводила к необходимости создания школ, которые могли бы дать более глубокое и систематическое образование.

Стали устраивать школы, в основном при монастырях. В 1680 году в Москве при печатном дворе на Никольской улице было открыто училище с двумя классами, в одном изучали славянские языки, в другом – греческий.

Сначала в училище преподавали 30 учителей, через 5 лет более 200. В 1687 году в Москве была открыта первая высшая школа – Славяно – греко – латинская Академия, где наряду с греческим и латинским языками преподавали ряд богословских и светских дисциплин. В Академию перевели старших учеников из училища при Печатном дворе, которое стало подготовительным отделением Академии. Окончившие Академию получали служебные чины.