Первый русский театр

Первый русский театр. До XVII в. на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды – свадьбы, праздники, такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи-плясуны, акробаты, музыканты, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром.

По-настоящему театр был создан в XVII в. — придворный и школьный театр. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр был организован в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 г. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты. Репертуар театра за время его существования (1672 – 1676) составляли девять пьес, написанные на библейские сюжеты, и один балет.

Деяниям ветхозаветных персонажей придавались черты политической злободневности и ассоциации с современностью, еще больше усиливало интерес к зрелищу. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских отроков.

В 1673 г. 26 жителей Ново мещанской слободы были определены к «комедиальному делу», потом число их увеличилось. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. Кроме придворного в России в XVII в. сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями, ставились по праздникам, роли исполнялись учащимися Академии.

В пьесах, написанных в стихах на основе монологов, использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Кроме реальных лиц вводились и аллегорические персонажи. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества. К сожалению, театр просуществовал недолго и не стал крупным явлением русской культуры. Пока он был только фактом активного обмирщения придворной жизни. 4.2.