Русская музыка

Русская музыка. XVII в. стал также временем значительных перемен и в русской музыке. Ситуация в культуре этого столетия была близка к той, которая существовала в XI в. в Киевской Руси, когда столкнулись языческая и византийская культуры, давшие в синтезе древнерусскую культуру.

Сейчас старая русская культура столкнулась с западноевропейской, что особенно ярко отразилось в русской музыке. Со старым в музыке связана древняя традиция канонического методического знаменного распева, с новым – партерное многоголосие западного типа, усиливающее светское начало. Партесное многоголосие было завезено в Россию из Украины и Белоруссии.

Оно прижилось не сразу, до конца XVII в. в храмах продолжал звучать знаменный распев. Одним из самых быстрых путей распространения новой музыки были псалмы и канты – духовные песни, текстами для которых служили поэтические переложения псалмов Давида. Со временем они вытеснили более древние духовные стихи. Канты, начавшись как род духовной лирики, очень скоро вышли за рамки домашнего духовного музицирования и приобрели новые черты.

Появились канты светские с самым разным содержанием – философским, любовным, морализующим. Сторонники старины осудили эти новые веяния. Протопоп Аввакум сетовал на то, что в церквях новые песни, а небожественное пение. Не смотря на то, что старое пение было любимо на Руси, объективные причины подталкивали к появлению многоголосия. Из –за большого количества песнопений в их обилии могли разбираться самые опытные певчие, которых было не так уж много. Это приводило к фальшивому звучанию хоров.

Все попытки реанимировать и реформировать знаменное пение, предпринятые теоретиками музыки Иваном Шайдуром и Александром Мезенцем, были недостаточными. В новом партесном пении проявляются тенденции барокко. Если старое знаменное пение было во всем подобно иконе – плоскостным, одномерным, то в партесном пении возникает чувство пространства, а пышная многослойная фактура передает ощущение движения и света, типичные для всего искусства барокко.