рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мировоззренчество космогонических мифов

Мировоззренчество космогонических мифов - Дипломная Работа, раздел Культура, Мифология как исторический тип мировоззрения Мировоззренчество Космогонических Мифов. Центральную Группу Мифов, По ...

Мировоззренчество космогонических мифов.

Центральную группу мифов, по крайней мере у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной и человека. У культурно отсталых народов мало космогони- ческих мифов. Так, в австралийских мифах лишь изредка встречается идея о том, что земная поверхность некогда имела иной вид, но воп- росов, как появились земля, небо, и все остальное, не ставится. О происхождении людей говорится во многих австралийских мифах.

Но мотива творения, создания здесь нет говорится или о превращении животных в людей, или выступает мотив доделывания. У народов сравнительно культурных появляются развитые космогонические и ант- ропогонические мифы. Очень типичные мифы о происхождении мира и людей известны у полинезийцев, североамериканских индейцев, у на- родов Древнего Востока и Средиземноморья. В этих мифах выделяются две идеи - идея творения и идея развития. По одним мифологическим представлениям креационным, основанным на идее творения, мир создан каким-либо сверхъестественным существом - богом-творцом, демиургом, великим колдуном и т.п по другим эволюционным, мир постепенно развился из некоего первобытного бесформенного сос- тояния - хаоса, мрака либо из воды, яйца и пр. Обычно в космогони- ческие мифы вплетаются и теогонические сюжеты - мифы о происхожде- нии богов и антропогонические мифы - о происхождении людей.

В чис- ле широко распространенных мифологических мотивов - мифы о чудес- ном рождении, о происхождении смерти сравнительно поздно возникли мифологические представления о загробном мире, о судьбе. К космо- гоническим мифам примыкают также встречающиеся лишь на сравнитель- но высокой ступени развития эсхатологические мифы - рассказы-про- рочества о конце мира развитые эсхатологические мифы известны у древних майя и ацтеков, в иранской мифологии, в христианстве, в германо-скандинавской мифологии, в талмудическом иудаизме, в исла- ме. На ранних стадиях развития человеческого общества мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы, что в полной мере отражает тип мировоззрения об- щества создавшего их. Позднее, на пороге более сложного, развитого классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, раз 5 - ные по происхождению, мифологические образы и мотивы переплетают- ся, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы.

Таким образом, сравнительное изуче- ние мифов разных народов показало, что, во-первых, весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира, и, во-вторых, что уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и другие затра- гивает широчайший, буквально глобальный, круг коренных вопросов мироздания.

Мифология как исторический тип мировоззрения выступает перед нами уже не как сумма или даже система наивных рассказов древних.

Более углубленный подход к этому феномену неизбежно при- водит к постановке проблемы, что же такое мифология Ответ не прост.

Не случайно современные исследователи до сих пор нередко коренным образом расходятся во взглядах на ее сущность и природу. К тому же к мифологии, изучая ее в разных аспектах, по-разному подходят религиоведы, этнографы, философы, литературоведы, линг- висты, историки культуры и т.д. их исследования часто дополняют друг друга. 1.3 Методология изучения мифологии как исторического типа мировоззрения. По мнению автора данной работы, методология изучения мифологии как исторического типа мировоззрения иили одной из форм общест- венного сознания должна базироваться на принципах диалектического и исторического материализма.

Для такого исследовательского подхо- да к решению проблем мифологии необходимо следование принципам ис- торизма, внимание к содержательным, идеологическим проблемам мифо- логии, подчеркивание ее мировоззренческой основы.

Таким образом, мифотворчество рассматривается как важнейшее явле- ние в культурной истории человечества. В первобытном обществе ми- фология представляла основной способ понимания мира. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно - 6 - первобытному обществу форма мировосприятия, понимания мира и само- го себя первобытным человеком, как природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией, как первоначальная форма духовной культуры че- ловечества.

То или иное конкретное осмысление какого-либо явления природы или общества сначала зависело от конкретных природных, хо- зяйственных и исторических условий и уровня социального развития, при которых жили народы - носители данной мифологии. Кроме того отдельные мифологические сюжеты могли перениматься одним народом у другого, правда, вероятно, только в тех случаях, когда заимство- ванный миф получал осмысленное место в жизни и мировоззрении восп- ринимающего народа в соответствии с его конкретными условиями жиз- ни и достигнутым им уровнем развития.

Но мифология представляет собой очень своеобразную систему фантастических представлений об окружающей человека природной и социальной действительности. При- чины, по которым вообще должны были возникать мифы т.е. ответ на вопрос, почему восприятие мира первобытным человеком должно было принять такую своеобразную и причудливую форму, как мифотворчест- во, следует, по-видимому, искать в общих для того уровня культур- но-исторического развития особенностях мышления. 1.4

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мифология как исторический тип мировоззрения

Изучая мифы различных времен и народов, автор смог сделать вывод, что каждый конкретный миф в той или иной степени отражает восприятие человеком… Конечно, миф нельзя рассматривать как источник исторической информации, потому… Прежде всего изучение мифов ценно с культурной точки зрения.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мировоззренчество космогонических мифов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мифология вообще
Мифология вообще. Что такое мифы В понимании многих людей - это прежде всего ан- тичные, библейские и другие старинные сказки о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по пр

Предпосылки и следствия мифологической логики
Предпосылки и следствия мифологической логики. Главные предпосылки своеобразной мифологической логики - это, во-первых, то, что первобытный человек еще не выделял себя из ок- ружающей среды

Мифология и религия
Мифология и религия. Многое из написанного выше подводит нас к сложному и не имеющему однозначного решения в науке вопросу о соотношении мифологии рассматривая ее как исторический тип мирово

Роль мифологии в создании идеологических форм
Роль мифологии в создании идеологических форм. Мифология в силу своей синкретической природы сыграла значитель- ную роль в генезисе различных идеологических форм, послужив исход- ным материалом для

Влияние мифологии на формирование героического эпоса
Влияние мифологии на формирование героического эпоса. Мифология оказала влияние на формирование героического эпоса, прежде всего через образ культурного героя. Именно этот образ пос- лужил,

Связь мифологии и литературы
Связь мифологии и литературы. Через сказку и героический эпос, возникшие в глубоких недрах фольклора, с мифологией оказывается генетически связанной и лите- ратура, в частности повествовательная. С

Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения
Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения. Первые попытки рационального переосмысления мифологического мате- риала и рассмотрения его как проявление исторического типа миро- воззрения

Сравнительно-мировоззренческая школа изучения мифологии
Сравнительно-мировоззренческая школа изучения мифологии. Во 2-й половине 19 в. противостояли друг другу в основном две ма- гистральные школы, которые изучали мифы учитывая их мировоззрен- че

Антропологическая школа изучения мифологии
Антропологическая школа изучения мифологии. Вторая школа - антропологическая или исторически-эволюционистская Э.Тайлор, Э.Лэнг, Г.Спенсер и др сложилась в Англии и была результатом первых научных ш

Ритуалистическая доктрина изучения мифов
Ритуалистическая доктрина изучения мифов. Научное творчество Фрейзера послужило отправной точкой для расп- ространения ритуалистической доктрины изучения мифа как историчес- кого типа мирово

Функциональная школа в этнологии
Функциональная школа в этнологии. Английский этнограф Б.Малиновский положил начало функциональной школе в этнологии. В книге Миф в первобытной психологии 1926 он доказывал, что миф в архаиче

Специфика мифологического мышления
Специфика мифологического мышления. Центральными проблемами важнейших последующих исследований запад- ных ученых в области изучения мифологии как исторического типа ми- ровоззрения становятс

Психоанализ в изучении мифов
Психоанализ в изучении мифов. В работах немецкого психолога В.Вундта в связи с генезисом мифов особо подчеркивалась роль аффективных состояний и сновидений, а также ассоциативных цепей. Аффе

Структуралистско-мировоззренческая теория мифов
Структуралистско-мировоззренческая теория мифов. Структуралистско-мировоззренческую теорию мифа разработал фран- цузский этнолог К.Леви-Строс, основатель т.н. структурной антропо- логии уже ранее п

Изучение мифологического мировоззрения в советской науке
Изучение мифологического мировоззрения в советской науке. В советской науке, базировавшейся на марксистско-ленинской мето- дологии, изучение теории мифа в основном шло по двум руслам - ра- боты этн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги