рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предпосылки и следствия мифологической логики

Предпосылки и следствия мифологической логики - Дипломная Работа, раздел Культура, Мифология как исторический тип мировоззрения Предпосылки И Следствия Мифологической Логики. Главные Предпосылки Сво...

Предпосылки и следствия мифологической логики.

Главные предпосылки своеобразной мифологической логики - это, во-первых, то, что первобытный человек еще не выделял себя из ок- ружающей среды - природной и социальной, и, во-вторых, элементы логической диффузности, нерасчлененности первобытного мышления, не отделившегося еще отчетливо от эмоциональной, аффектно-моторной сферы.

Следствием этого явилось наивное очеловечивание окружающей природной среды и вытекающая отсюда всеобщая персонификация в ми- фах и широкое метафорическое сопоставление природных и культур- ных социальных объектов. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувс- тва. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве конк- ретно-чувственных и одушевленных образов порождало причудливую ми- фологическую фантастику.

Космос часто представляется в мифах живых - 7 - великаном, из частей которого может быть создан мир, тотемические предки рисуются существами двойной - зооморфной и антропоморфной - природы и с легкостью меняют свои обличья, болезни имеют вид чудо- вищ, пожирающих души, сила может быть выражена многорукостью, хо- рошее зрение - многоглазостью и т.д. При этом все боги, духи, ге- рои связаны чисто человеческими семейно-родовыми отношениями.

Не- которые мифологические образы оказываются сложным многоуровневым пучком различительных признаков, входящих в известную мифологичес- кую систему. Мифологические образы представляют одушевленные, пер- сонализированные конфигурации метафор, метафорический, точнее символический образ представляет инобытие того, что он моделирует, ибо форма тождественна содержанию, а не является ее аллегорией, иллюстрацией. 1.5 Мировоззренческий символизм мифа. Мировоззренческий символизм мифа представляет его важнейшую чер- ту. Диффузность, нерасчлененность первобытного мышления проявилась в неотчетливом разделении в мифологическом мышлении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, ве- щи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, т.е. происхождения и сущ- ности.

Мифологическое мышление оперирует, как правило, конкретным и персональным, манипулирует внешними вторичными чувственными ка- чествами предметов объекты сближаются в пространстве и во време- ни. То, что в научном анализе выступает как сходство, в мифологи- ческом объяснении выглядит как тождество.

Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаками других предме- тов или явлений, т.е. их символически заменять. Заменяя одни сим- волы или одни ряды символов другими, мифическая мысль делает опи- сываемые ею предметы как бы более умопостигаемыми хотя полное преодоление метафоризма и символизма в рамках мифа невозможно.

Для мифа весьма характерна замена причинно-следственных связей прецендентом - происхождение предмета выдается за его сущность генетизм мифа. Научному принципу объяснения противопоставляется в мифологии начало во времени. Объяснить устройство вещи - это - 8 - значит рассказать, как она делалась, описать окружающий мир - зна- чит рассказать о его происхождении. Нынешнее состояние мира - рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки и религиозные установления и т.д все оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифических героев, предков или богов.

В любом типичном мифе мифологическое событие отделено от настоящего времени ка- ким-то большим промежутком времени как правило, мифологические рассказы относятся к стародавним временам, начальным временам. Резкое разграничение мифологического периода и современного сак- рального и профанного времени свойственно даже самым примитив- ным мифологическим представлениям, часто имеется особое обозначе- ние для древних мифологических времен.

Мифологическое время - это и то время, когда все было не так, как теперь. Мифическое прош- лое - это не просто предшествующее время, а особая эпоха претворе- ния, мифическое время, предшествующее началу эмпирического време- ни мифическая эпоха - это эпоха первопредметов и перводействий первый огонь, первое копье, первые поступки и т.д. Все происходив- шее в мифическом времени приобретает значение парадигмы, рассмат- ривается как прецендент, служащий образцом для воспроизведения уже в силу того, что данный прецендент имел место в первоначальные времена.

Поэтому миф обычно совмещает в себе два аспекта - расс- каз о прошлом диахронический аспект и средство объяснения насто- ящего, а иногда и будущего синхронический аспект. Для первобыт- ного сознания все, что есть сейчас результат развертывания пер- воначального прецендента. Актуальность исторических преданий подтверждается жанром этиологических объяснений основных объектов на территории данного коллектива и его основных социальных уста- новлений.

Вообще этиологизм, попытка объяснить какое-то реальное явление в окружающей человека среде как это произошло, как это сделано, почему - существенная черта мифологического мышления. Этиологизм входит в самую специфику мифа, поскольку в мифе представления об устройстве мира передаются в виде повество- вания о происхождении тех или иных его элементов.

Кроме того, име- ется особенно в наиболее архаических мифологиях, например у авс- тралийских аборигенов немало и собственно этиологических мифов, представляющих собой лишь короткие рассказы, содержащие примитив- ные объяснения тех или иных особенностей животных, происхождения - 9 - каких-либо черт рельефа и т.д. Содержание мифа, отражающего тип мировоззрения, мыслится перво- бытным сознанием вполне реальным более того в силу парадигма- тического характера мифа - как высшая реальность, различие между реальным и сверхъестественным не проводится.

Для тех, среди кого миф возникал и бытовал, миф - правда, потому что он - ос- мысление реально данной и сейчас длящейся действительности, при- нятое многими поколениями людей до нас. Коллективный практичес- кий опыт, каков бы он ни был, накапливался множеством поколений, поэтому лишь он рассматривался как достаточно надежный. Для вся- кого первобытного общества этот опыт был сосредоточен в мудрости предков, в традиции поэтому осмысление фактов внешнего мира ока- зывалось делом веры, вера же не подлежала проверке и не нуждалась в ней. Итак, неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречию, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, метафорич- ность, эмоциональность - эти и другие особенности первобытного мышления превращают мифологию в очень своеобразную символическую знаковую систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир. ГЛАВА 2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мифология как исторический тип мировоззрения

Изучая мифы различных времен и народов, автор смог сделать вывод, что каждый конкретный миф в той или иной степени отражает восприятие человеком… Конечно, миф нельзя рассматривать как источник исторической информации, потому… Прежде всего изучение мифов ценно с культурной точки зрения.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предпосылки и следствия мифологической логики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мифология вообще
Мифология вообще. Что такое мифы В понимании многих людей - это прежде всего ан- тичные, библейские и другие старинные сказки о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по пр

Мировоззренчество космогонических мифов
Мировоззренчество космогонических мифов. Центральную группу мифов, по крайней мере у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной и человека

Мифология и религия
Мифология и религия. Многое из написанного выше подводит нас к сложному и не имеющему однозначного решения в науке вопросу о соотношении мифологии рассматривая ее как исторический тип мирово

Роль мифологии в создании идеологических форм
Роль мифологии в создании идеологических форм. Мифология в силу своей синкретической природы сыграла значитель- ную роль в генезисе различных идеологических форм, послужив исход- ным материалом для

Влияние мифологии на формирование героического эпоса
Влияние мифологии на формирование героического эпоса. Мифология оказала влияние на формирование героического эпоса, прежде всего через образ культурного героя. Именно этот образ пос- лужил,

Связь мифологии и литературы
Связь мифологии и литературы. Через сказку и героический эпос, возникшие в глубоких недрах фольклора, с мифологией оказывается генетически связанной и лите- ратура, в частности повествовательная. С

Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения
Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения. Первые попытки рационального переосмысления мифологического мате- риала и рассмотрения его как проявление исторического типа миро- воззрения

Сравнительно-мировоззренческая школа изучения мифологии
Сравнительно-мировоззренческая школа изучения мифологии. Во 2-й половине 19 в. противостояли друг другу в основном две ма- гистральные школы, которые изучали мифы учитывая их мировоззрен- че

Антропологическая школа изучения мифологии
Антропологическая школа изучения мифологии. Вторая школа - антропологическая или исторически-эволюционистская Э.Тайлор, Э.Лэнг, Г.Спенсер и др сложилась в Англии и была результатом первых научных ш

Ритуалистическая доктрина изучения мифов
Ритуалистическая доктрина изучения мифов. Научное творчество Фрейзера послужило отправной точкой для расп- ространения ритуалистической доктрины изучения мифа как историчес- кого типа мирово

Функциональная школа в этнологии
Функциональная школа в этнологии. Английский этнограф Б.Малиновский положил начало функциональной школе в этнологии. В книге Миф в первобытной психологии 1926 он доказывал, что миф в архаиче

Специфика мифологического мышления
Специфика мифологического мышления. Центральными проблемами важнейших последующих исследований запад- ных ученых в области изучения мифологии как исторического типа ми- ровоззрения становятс

Психоанализ в изучении мифов
Психоанализ в изучении мифов. В работах немецкого психолога В.Вундта в связи с генезисом мифов особо подчеркивалась роль аффективных состояний и сновидений, а также ассоциативных цепей. Аффе

Структуралистско-мировоззренческая теория мифов
Структуралистско-мировоззренческая теория мифов. Структуралистско-мировоззренческую теорию мифа разработал фран- цузский этнолог К.Леви-Строс, основатель т.н. структурной антропо- логии уже ранее п

Изучение мифологического мировоззрения в советской науке
Изучение мифологического мировоззрения в советской науке. В советской науке, базировавшейся на марксистско-ленинской мето- дологии, изучение теории мифа в основном шло по двум руслам - ра- боты этн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги