рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения

Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения - Дипломная Работа, раздел Культура, Мифология как исторический тип мировоззрения Изучение Мифологии Как Исторического Типа Мировоззрения. Первые Попытки Рацио...

Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения. Первые попытки рационального переосмысления мифологического мате- риала и рассмотрения его как проявление исторического типа миро- воззрения, решения проблемы отношения рационального знания к мифо- логическому повествованию предпринимались уже в античности с это- го, собственно, и началось развитие античной философии. Господс- твующим было аллегорическое толкование мифов у софистов, у стои- ков, видевших в богах персонификацию их функций, у эпикурейцев, считавших, что мифы, созданные на основе естественных фактов, предназначались для откровенной поддержки жрецов и правителей, и др Платон противопоставил народной мифологии философско-симво- лическую интерпретацию мифов.

Древнегреческий философ Эгемер 3 в. до н. э рассматривая мифологию как один из типов мировоззрения, видел в мифических образах обожествленных исторических деятелей такое толкование мифов, получившее название эвгемерического, было распространено и позднее.

Средневековые христианские теологи, толкуя Ветхий и Новый заветы буквально и аллегорически, дискреди- тировали античную мифологию, либо ссылаясь на эпикурейскую и эвге- меристическую интерпретацию, либо низводя античных богов до бе- сов. Новый интерес к античной мифологии как к типу мировоззрения пробудился в эпоху Возрождения. Обращаясь к античной мифологии, гуманисты эпохи Возрождения видели в ней выражение чувств и страс- тей эмансипирующейся человеческой личности, свойственных той эпо- хе. Также античная мифология трактовалась в качестве моральных по- этических аллегорий.

Аллегорическое толкование мифов оставалось преобладающим трактат Бокаччо, позднее сочинения Ф.Бэкона и др Для развития знаний о мифологии большое значение имело открытие Америки и знакомство с культурой американских индейцев. Появляются - 17 - первые попытки сравнительной мифологии Нравы американских индей- цев в сравнении с нравами древних времен Ж.Ф.Лафито, 1724, сопос- тавившего культуру североамериканских индейцев с древнегреческой.

Глубокую философию мифа, пытаясь рассматривать его как отпечаток исторических взглядов его создателей, создал итальянский ученый Дж. Вико, автор сочинения Основания новой науки 1725. Древней- шая эпоха представляется Вико как поэтическая и во всех аспектах коренящаяся в мифе, что указывает на понимание им первобытного идеологического синкретизма. Вико называет мифологию божественной поэзией из которой возникает затем героическая поэзия гомеровс- кого типа и связывает ее своеобразие с неразвитыми и специфичес- кими формами мышления, сравнимыми с детской психологией.

Вико име- ет ввиду чувственную конкретность и телесность, эмоциональность и богатство воображения при отсутствии рассудочности, перенесение человеком на предметы окружающего мира своих собственных свойств, неумение абстрагировать атрибуты и форму от субъекта, замену сути эпизодами, т.е. повествовательность, и др. Его философия мира содержала в зародыше почти все основные последующие направления в изучении мифологии как типа мировосприятия. По сравнению с теорией Вико взгляд на мифологию деятелей фран- цузского Просвещения, рассматривавших мифологию как продукт неве- жества и обмана, как суеверие Б.Фонтенель, Вольтер, Д.Дидро, Ш.Монтескье и др был шаг назад.

Переходную ступень от просветительского взгляда на мифологию к романтическому представляют исследования немецкого философа И.Г.Гердера. Мифология интересует его как часть созданных народом богатств, народной мудрости, отражение его мировоззрения и отноше- ние к различным явлениям.

Он рассматривает мифы разных народов, в том числе и первобытных, мифы привлекают его своей поэтичностью, национальным своеобразием. 3.1 Романтическая философия мифа. Романтическая философия мифа, получившая свое завершение у Ф.В.Шеллинга, трактовала миф преимущественно как эстетический фе- номен. Мировоззренческая теория мифа в философской системе Шеллин 18 - га занимает место как бы между природой и искусством политеисти- ческая мифология оказывается больше обожествлением природных явле- ний посредством фантазии, символикой природы.

Преодоление традици- онного аллегорического толкования мифа в пользу символически-миро- воззренческого - основной пафос романтической философии мифа. Ис- ходя из этого Шеллинг дает сравнительную символически-мировоззрен- ческую характеристику античной, древневосточной и христианской ми- фологий, оценивая греческую мифологию как высочайший первообраз поэтического мира. Шеллинг считает, что мифотворчество продолжа- ется в искусстве, неся отпечаток определенных типов мировоззрения, и может принять вид индивидуальной творческо-мировоззренческой ми- фологии.

Немецкие ученые-филологи Я. и В.Гримм открывают в сказке одну из древнейших форм человеческого мировоззренческого творчества, один из драгоценнейших памятников народного духа, отражение древней- шей мировоззренческой мифологии народа. Я.Гримм начинает исследо- вание мифологии континентальных германцев, указывая ее пережитки и в поверьях более позднего времени Немецкая мифология, 1835. 3.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мифология как исторический тип мировоззрения

Изучая мифы различных времен и народов, автор смог сделать вывод, что каждый конкретный миф в той или иной степени отражает восприятие человеком… Конечно, миф нельзя рассматривать как источник исторической информации, потому… Прежде всего изучение мифов ценно с культурной точки зрения.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мифология вообще
Мифология вообще. Что такое мифы В понимании многих людей - это прежде всего ан- тичные, библейские и другие старинные сказки о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по пр

Мировоззренчество космогонических мифов
Мировоззренчество космогонических мифов. Центральную группу мифов, по крайней мере у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной и человека

Предпосылки и следствия мифологической логики
Предпосылки и следствия мифологической логики. Главные предпосылки своеобразной мифологической логики - это, во-первых, то, что первобытный человек еще не выделял себя из ок- ружающей среды

Мифология и религия
Мифология и религия. Многое из написанного выше подводит нас к сложному и не имеющему однозначного решения в науке вопросу о соотношении мифологии рассматривая ее как исторический тип мирово

Роль мифологии в создании идеологических форм
Роль мифологии в создании идеологических форм. Мифология в силу своей синкретической природы сыграла значитель- ную роль в генезисе различных идеологических форм, послужив исход- ным материалом для

Влияние мифологии на формирование героического эпоса
Влияние мифологии на формирование героического эпоса. Мифология оказала влияние на формирование героического эпоса, прежде всего через образ культурного героя. Именно этот образ пос- лужил,

Связь мифологии и литературы
Связь мифологии и литературы. Через сказку и героический эпос, возникшие в глубоких недрах фольклора, с мифологией оказывается генетически связанной и лите- ратура, в частности повествовательная. С

Сравнительно-мировоззренческая школа изучения мифологии
Сравнительно-мировоззренческая школа изучения мифологии. Во 2-й половине 19 в. противостояли друг другу в основном две ма- гистральные школы, которые изучали мифы учитывая их мировоззрен- че

Антропологическая школа изучения мифологии
Антропологическая школа изучения мифологии. Вторая школа - антропологическая или исторически-эволюционистская Э.Тайлор, Э.Лэнг, Г.Спенсер и др сложилась в Англии и была результатом первых научных ш

Ритуалистическая доктрина изучения мифов
Ритуалистическая доктрина изучения мифов. Научное творчество Фрейзера послужило отправной точкой для расп- ространения ритуалистической доктрины изучения мифа как историчес- кого типа мирово

Функциональная школа в этнологии
Функциональная школа в этнологии. Английский этнограф Б.Малиновский положил начало функциональной школе в этнологии. В книге Миф в первобытной психологии 1926 он доказывал, что миф в архаиче

Специфика мифологического мышления
Специфика мифологического мышления. Центральными проблемами важнейших последующих исследований запад- ных ученых в области изучения мифологии как исторического типа ми- ровоззрения становятс

Психоанализ в изучении мифов
Психоанализ в изучении мифов. В работах немецкого психолога В.Вундта в связи с генезисом мифов особо подчеркивалась роль аффективных состояний и сновидений, а также ассоциативных цепей. Аффе

Структуралистско-мировоззренческая теория мифов
Структуралистско-мировоззренческая теория мифов. Структуралистско-мировоззренческую теорию мифа разработал фран- цузский этнолог К.Леви-Строс, основатель т.н. структурной антропо- логии уже ранее п

Изучение мифологического мировоззрения в советской науке
Изучение мифологического мировоззрения в советской науке. В советской науке, базировавшейся на марксистско-ленинской мето- дологии, изучение теории мифа в основном шло по двум руслам - ра- боты этн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги