рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура Древней Индии

Работа сделанна в 2005 году

Культура Древней Индии - Контрольная Работа, раздел Культура, - 2005 год - Культура цивилизаций Древнего Востока Культура Древней Индии. Индия Один Из Древнейших Очагов Человеческой Цивилиза...

Культура Древней Индии. Индия один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Индийская культура является одной из самых величественных и оригинальных культур, сформировавшихся на нашей планете.

Достижения древних индийцев в самых различных областях литературе, искусстве, науке, философии, вошли в золотой фонд мировой цивилизации и оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Наука. В глубокой древности в Индии начинает складываться богатая и своеобразная наука. Со второй половины III тысячелетия до н. э. здесь известна письменность, насчитывающая около 400 пиктографов рисунок, отображающий содержание чего-либо и слоговых знаков.

В древнейших источниках сохранились упоминания об агрикультуре удобрения, севообороте, вредителях хлебов, орудия земледелия из железа и прочее, обработке металла олова, меди, свинца, серебра, золота, медицине анатомии, патологии, терапии, хирургии и т.д геометрии соотношение сторон прямоугольника при построении жертвенников, шахматах. Подлинный подъем и расцвет индийская культура и наука достигли в IV-II вв. до н. э. VIII в. н. э. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр позже названных в несколько измененной форме арабскими.

Были известны извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа р 3,1416, арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры. Астрономы довольно точно исчисляли движение небесных тел. Двенадцать месяцев по 30 дней в каждом года делились на шесть сезонов. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Известна была разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси. Знания химии позволили изготавливать кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути и т.д. Ученый брахман Панини V - IV века до н. э. осуществил обработку языка поздневедической литературы, названного санскритом и получившего широкое распространение в стране как важное средство общения между многочисленными племенами и народностями. Литература.

С конца II - начала I тысячелетий до н.э. дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы веды, созданные на древнеиндийском ведийском языке.

Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул. Вплотную к ведической литературе примыкают Священные предания, включающие сутры руководство по древним ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни. Ценнейшим для изучения древнеиндийских общественно-экономических отношений, а также культуры и науки первой половины I тысячелетия до н.э. служит эпическая литература.

Ее основными памятниками стали Махабхарата и Рамаяна, записанные на санскрите в первых веках н. э но в совей основе существовавшие уже в IV веке до н. э. Сюжетная основа Махабхараты Великой войны потомков Бхараты, состоящей из 107 тысяч двустиший борьба за власть внутри одного из самых могущественных царских родов Северной Индии, потомков мифического царя Бхараты. Древнее сказание о кровопролитной войне со временем обросло множеством дополнительных эпизодов, содержащих различные сказания и легенды, рассуждения на религиозно-философские и другие темы. Махабхарата, по сути, стала не поэмой, а огромным сборником древнеиндийского эпоса. Поэма Рамаяна отличается большой стройностью композиции и тщательной обработкой.

Она включает в себя 24 тысячи двустиший, повествующих о победе царевича Рамы над царем демонов Раваной. Уже более двух тысяч лет обе эти поэмы чрезвычайно популярны.

Их герои Кришна Махабхарата и Рама Рамаяна обожествлены и считаются воплощением Вишну одного из важнейших божество современного индуизма. Образцы народной мудрости содержат многочисленные индийские народные сказки, басни, рассказы. В них простые люди обладают смелостью, честностью, находчивостью, а власть имущие зачастую показаны критически, с юмором. На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальником стала танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием сказителя позднее заговорили и актеры. Подлинным классиком древнеиндийской драматургии и лирической поэзии признан Калидаса IV-V века. В его драмах, сюжеты которых заимствованы из эпоса, раскрыт внутренний мир героев.

Заметна по объему и исторической значимости каноническая религиозная литература, жизнеописания Будды, религиозные трактаты. О высоком уровне древнеиндийской литературы свидетельствуют также труды по теоретическим вопросам поэзии и литературы вообще, по тщательно разработанным грамматикам санскритского языка и другое.

Искусство и зодчество. Значительное значение в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Будучи неотъемлемой частью народного празднества, театр сангит выражал единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами танца. Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись, а также зодчество. Ему присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой фантазии, сложность и многообразие композиций, мастерство передачи движений и чувств.

Изобразительное искусство и архитектура Древней Индии обогатились городскими постройками из кирпича и скульптурой изображением животных, людей, божеств, расписной керамикой, ювелирными изделиями. Монументальность форм сочеталась с роскошью отделки, фасады дворцов украшались балконами и арками. Статуи божеств и людей отличались неподвижностью поз, монументальностью и мощью тяжеловесных форм. Во многих древнеиндийских текстах описываются загородные парки с искусственными водоемами, фонтанами, а также ландшафтные парки.

С распространением буддизма стали создавать культовые сооружения ступы, которые служили для хранения реликвий самого Будды. Широкое распространение получила монументальная скульптура из камня. И сегодня эти статуи поражают монументальностью образа, законченностью и совершенством форм. Династия Гуптов IV-Vвв. до н.э. оставила искусству Индии небольшие, гармоничные, изящные по форме храмы.

Изобилие скульптуры, резьбы и росписей свидетельствуют о богатсве и роскоши. Правдивая и меткая наблюдательность в бытовых сценах, изображениях животных, архитектуре сочеталась с большим декоративным мастерством, своеобразной ритмичностью, красочностью, свободой в построении многофигурных сцен, в основе которых лежали реалистические народные тенденции. Варно-кастовый строй. Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером деятельности, завершилась формирование замкнутых общественных групп по сословиям варны их 4 по профессиональной деятельности касты 3,5 тысячи.

В литературе их обобщенно называют варно-кастовый строй. Варны, позднее их стали называть джати, делились на брахманов родоплеменная аристократия, представители знатных жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и управляющих государством кшатрии военная знать вайшьи часть трудового населения, занимающаяся хозяйственной деятельностью земледелием, ремеслами, торговлей шудры слуги.

Их долей было безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты неприкасаемых. Обозначившиеся со временем границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход их одной варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни дхармах.

Установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие индийской общественной жизни, в свою очередь, тормозили экономическое, политическое и культурное развитие страны, оставляя на тысячелетия многочисленные слои общества в нищете и невежестве. Философия и религия. Незыблемое деление общества на замкнутые социальные группы с разными правами и обязанностями, с различным положением в обществе нашло свое обоснование в религии Индии, прошедшей сложный и длительный путь своего поэтапного формирования.

Период разложения первобытнообщинного строя определил зарождение верования людей в могущественность природы, обожествление ее сил и явлений. Своеобразным отражением ранней стадии индуизма стала ведическая религия. Главным принципом этой религии было обожествление природы как целого сообщество богов-небожителей и отдельных явлений природной и социальной жизни Индра бог грозы, могущественный воин Варуна бог мирового порядка и справедливости Агни бог огня и домашнего очага Сома бог священного напитка.

Всего к высшим ведическим божествам принято относить 33 бога. За богами не закреплялись атрибутивно определенные функции. Этой открытостью, незавершенностью ведийской мифологии В.Н. Топоров объясняет ее дальнейшее развитие в направлении создания больших спекулятивных, теологических и натурфилософских концепций Учебный курс по культурологии. Ростов-на-Дону Изд-во ФЕНИКС, 1996, с. 109-110. Здесь ставятся вопросы о едином и творении мира, о назначении человека, то есть выдвигаются и обсуждаются вопросы космологии устройства мира, теологии учения о боге, сотериологии учения о спасении.

В данном контексте принципиальным выступает то обстоятельство, что, переходя от единства мира к его многообразию, усматривается единый закон развертывания этого многообразия одновременно космический, социальный и моральный. Важность этого закона состоит в том, что он, с одной стороны, открывает путь к микрокосмосу где господствует закон воздаяния за доброе и злое карма, с другой включает социо-природный порядок в порядок космический.

Идея кармы, как идея вечного круговорота жизни, перерождения души сансары направляли размышление о жизненном пути в русло самосовершенствования твое перерождение определяется суммой хорошего и плохого в жизни предыдущей. С этим многие современные ученые связывают характерные для всей индийской культуры признание родственности всего живого в природе, неутилитарное отношение к ней, стремление к изменению не внешнего мира, а внутреннего самоограничение, самосовершенствование.

Последующее формирование классового общества сопровождалось изменением прежних верований первобытной общины. В I тысячелетии до н. э. новую стадию развития индуизма начинает определять брахманизм. Эта религия использовалась для оправдания общественного неравенства. В основе этого вероучения признание страданий, людских бедствий несущественными, ибо весь мир всего лишь иллюзия. Подлинная реальность существования мирового духа Брахмы.

Жрецы брахманы утверждали, что безропотность в труде, покорность, отсутствие зависти к знатным и богатым позволят душе умершего возродиться в телесной оболочке более высокого общественного положения, и наоборот. В конце I тысячелетия в результате развития ведической религии, брахманизма, процесса дальнейшей ассимиляции народных верований сформировалась одно из наиболее крупных по числу последователей религий мира индуизм. Основных направлений индуизма два вишнуизм и шиванизм.

Для первого характерно учение об аватарах нисхождениях в мир Вишну. Канонических аватар 10. Из них наиболее значимы восьмая и девятая аватары в восьмом нисхождении Вишну принял облик Кришны, в девятом Будды. Шива, представляющий функцию разрушения, в то же время олицетворяет и творческое начало вечно изменяющегося мира, в котором разрушение предшествует созиданию. Индуизм свидетельствует о важнейших культурных ориентация в духовной жизни Индии в нем почитание в повседневных обрядах и ритуалах отводится личным богам - Вишну и Шиве, покровительствующим основным сферам человеческой жизни и поддерживающим и помогающим обращающемуся к ним за помощью человеку.

В VI веке до н.э. идеологией относительно развитого рабовладельческого общества становится буддизм, который наряду с христианством и исламом стал одной из великих мировых религий. Его рассвет пришелся на V век до н. э. начало I тысячелетия н.э. В центре буддизма учение о четырех благородных истинах страдании, его причинах, состоянии освобождения и пути к нему. В предельно кратком изложении они выглядят следующим образом 1. Сущность жизни есть страдание. 2. Причина страданий желания и привязанности. 3. Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желание и привязанности. 4. Для этого существует путь внутреннего самопреобразования из восьми ступеней так называемый восьмеричный путь, ведущий к просветлению, а через него к нирване.

Следует стремиться к идеалу нирване. Смысл нирваны в том, что она ставит человека по ту сторону необходимости, и в этом значении нирвана равна свободе.

Однако в нирване нам открывается лишь негативная сторона свободы это свобода, взятая лишь как отрицание всякой зависимости, свобода от. Подлинная же свобода не только отрицает, но и утверждает утверждает бытие человека как личности, его самоценное достоинство и неисчерпаемые творческие силы. Но открытие личности лежало за пределами духовного горизонта той далекой эпохи, и поэтому полная свобода открылась Будде как полнота отрицания нирвана лежит не только по ту сторону необходимости, но и по ту сторону всякого бытия.

Нирвана освобождает человека не только от необходимости, но и от собственного Я, от всякого положительного содержания и потому не может быть вполне адекватно выражена ни в слове, ни в образе. Иными словами, в нирване мы видим трагедию свободы, не обнаруживающей в себе никакого положительного содержания. В буддизм, с самого его начале, не было ни молитв, ни специфических обрядов.

И самое главное, здесь не было Бога, того самого Бога, который сосредоточивал всю полноту жизненных смыслов. Правда, буддизм не отрицал существование множества почитаемых ранее богов и демонов, но выше их всех по святости и силе стоял просветленный аспект, навсегда сбросивший иго кармы. Исследователи обращают внимание на то, что ранний буддизм обращается непосредственно к индивиду, от него самого зависит освобождение. Человек поставлен в условия выбора пути, рефлексии, самоуглубления.

Предполагаемый путь праведное решение праведное слово праведное дело праведная жизнь праведное стремление праведное воспоминание праведное самоуглубление. Этот путь формирует особый тип культуры психической деятельности, особого отношения к миру, главным следствием которого выступает терпимость, ненанесение вреда окружающему миру. Рефлексия, личностный выбор позволяют сформировать в буддизме особый тип культурных ориентаций личности, органически включенной в мировой порядок, своей психической деятельности, поддерживающей этот порядок. 3. Культура Древнего Китая Китай - страна древней цивилизации на его территории выявлены остатки первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века. В ХV в. до н. э. сформировалось первое рабовладельческое государство Инь. В иньскую эпоху зародилась культура, которая дала начало китайской цивилизации во всей ее специфике.

Был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо-прообраз современной иероглифической каллиграфии.

Древний Китай есть родина таких изобретений, как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др. На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю.

В Древнем Китае впервые было написано Фармакология, впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами. Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками - Великий канал - сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения воды - и Великая китайская стена. В духовной культуре древнего Китая важное место занял феномен повседневного сознания, известный в истории как китайская церемония. Это строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления, которые сложились на основе придерживания культа старовины.

Этико-ритуальные принципы заменили религиозно-мифологическое восприятие мира. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, которые остались в шане, избавились самого малого человека подобия и стали холодными, абстрактными божествами-символами, как от Небо, Дао. Великий Дао - это всеохватывающий, всеобщий Закон и Абсолют, бесформенный и безымянный, невиданный и неслыханный, недоступный органам чувств человека, но всемогущий создатель мира. Культура Древнего Китая достигла высокого уровня.

Уже в очень давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других наук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иероглифическая письменность. Несколько позднее были изобретены компас, а затем сейсмограф.

В середине первого тысячелетия до н.э. был составлен первый в мире звездный каталог, насчитывавший 800 светил. Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе.

Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь гуманность как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли этикета - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы благородные мужи, т.е. представители высших слоев общества простолюдины же - сяэ жэнь дословно мелкие людишки не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление благородных простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.

Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную.

Государь объявлялся сыном неба тяньцзы, правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что управлять - значит исправлять, конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин об исправлении имен, которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын сыном.

Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями. Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правила в незапамятные времена.

Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей. Богов я почитаю, но держусь от них подальше - вот жизненный принцип Конфуция. Основные взгляды Конфуция Кун-цзы, родился приблизительно 551 г умер 479 г. до н.э. изложены в книге Беседы и суждения Лунь юй, которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями. Боги не властвуют над природой, а являются ее частью и находятся в зависимости от нее. Пример на Западе монахи вели праведный аскетический образ жизни, так как он угоден Богу и обеспечивает райское блаженство.

В индуизме же аскетизм способ сравняться с богами, а иногда и превзойти их. Отшельник-аскет благодаря ему приобретал от Вселенной такую силу, что мог налагать на богов проклятье и насылать на них всяческие несчастья. Зная могучую силу аскетизма, ему нередко следуют и сами боги. Только в индуизме можно встретить такую, с точки зрения европейца, комичную картину могущественнейший бог Шива, способный одним дыханием стереть всю Вселенную в порошок, ведет жизнь аскета и побирается по дорогам.

На это подаяние и существует его семья. Периодически такая жизнь становится ему в тягость, и он горько жалуется на свою несчастную долю остальные, мол, боги живут в довольстве, а он нищенствует. Однако понимая, что в аскетизме источник его сверхъестественной силы, он не отказывается от него. В довершение всех несчастий у него возникают скандалы с женой, потому что подаяний он приносит мало и т.д. Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой, является буддизм. Его основатель Будда одновременно является и неким космическим разумом, с которым стремятся слиться его последователи путем освобождения от суетных желаний и страстей, привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в разных обликах.

Таким образом, достигнув нирваны просветления, человек переходил в новое качество - неземное. И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как таковой вообще отсутствует.

Вместо него имеется дао путь - некая первооснова всех вещей, познав законы которой и следуя им, человек становится совершенным. Религии Востока - это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира. Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик надо было заслужить праведной жизнью.

В противном случае можно было возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь. Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы. Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи земли Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне так и будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники.

Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижестоящий. Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше ему умереть.

В этом плане показателен пример японских самураев - военного сословия. При любом нарушении самураем кодекса чести он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Таким образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю. Социальные структуры Востока причудливы и пестры. Здесь и замкнутые касты в Индии. И возможность перехода из одной социальной группы в другую путем сдачи государственных экзаменов Китай. Сын крестьянина, таким образом, мог попасть на самую верхушку общества.

Перед нами здесь редкий в истории случай, когда повышение образования означало одновременно повышение социального статуса. Не менее причудливыми были и политико-экономические формы. Так, империю Тан в Китае именуют феодальным государством. Однако со своих земель китайская знать не получала ни гроша. Все доходы поступали в казну, а уж оттуда в виде жалования - к феодалам, занимавшим различные посты в государственном аппарате.

Этим они низводились фактически до роли простых чиновников. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура цивилизаций Древнего Востока

В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством.Вместе с тем в литературе часто… Первое понятие возникло и вошло в русскую мысль в XVIII веке. Оно означало… Второе понятие еще со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание человеческих…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура Древней Индии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура Древнего Египта и Вавилона
Культура Древнего Египта и Вавилона. Древний Египет первое государство на Земле, первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное госуда

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги