рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Влияние Петровских реформ на формирование этикета нового типа

Влияние Петровских реформ на формирование этикета нового типа - раздел Культура, Дворянский этикет и его роль в формировании повседневной культуре России XIX века Влияние Петровских Реформ На Формирование Этикета Нового Типа. Слово "этикет"...

Влияние Петровских реформ на формирование этикета нового типа. Слово "этикет" и этикетные нормы европейских монаршеских дворов пришли в жизненный уклад Российского государства в эпоху царствования Петра I (1672—1725). "Прорубивший окно в Европу" молодой и энергичный государь активно вводил европейские стандарты во все сферы российской жизни и традиционный быт. Правила и нормы этикетного поведения узаконивались государственными указами, за их невыполнение наказывали варварскими методами и огромными штрафами.

Для светского воспитания детей дворянского сословия создавались специальные пособия, руководства и наставления. В частности, в 1777 году была опубликована книга " Юности честное зерцало" или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов, которая впоследствии выдержала, пять изданий. "Черными днями" остались в памяти русского дворянства первые встречи с этикетом.

Они начались с атаки на традиционные русские бороды, ставшие, по свидетельству историков, для Петра I предметом личной ненависти, поскольку олицетворяли в его глазах все отсталое: старинные обычаи, привычки, предрассудки, предназначенные к искоренению [5,35]. Известно, что некоторые из тех, кто был вынужден расстаться с "символом незыблемости дедовских порядков и заветов", завещали положить отрезанные бороды с собой в гроб. Чтобы преодолеть общественное сопротивление, Петр I был вынужден ввести огромные налоги за желание носить бороды, от которых освобождались лишь лица духовного звания.

В довершение всего убежденным бородачам, ощутимо пополняющим государственную казну, вменялось в обязанность носить на виду бляху с надписью: "Борода — лишняя тягота". Одновременно с уничтожением бород началось жестокое наступление против национального русского платья с целью внедрения в обиход новой европейской одежды — французской или венгерской.

Если женская юбка превышала указанную длину, то ее принародно обрезали, доводя остолбеневшую от стыда даму до полуобморочного состояния. Петр I внедрял правила этикета беспощадно, обучая своих придворных и подданных с таким же усердием, как и офицеров, военному искусству.

Этикет перевернул всю устоявшуюся жизнь российского общества. Молодые люди и их престарелые родители учились иноземным танцам, красивому обхождению, культурному, эстетическому поведению за обеденным столом, который до этого зачастую служил местом "праздника живота и обжорства". Этикет в России в это время формировался по западным моделям, очерченным придворной культурой Франции, Голландии и других европейских стран. Пышность, вычурность, сословная замкнутость, демонстрация роскоши, гипертрофия формальной стороны над нравственно-духовными смыслами и др. были естественными чертами зарождающегося российского придворного этикета.

В 1718 г. указом Петра были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами. На протяжении XVIII — XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например «кадриль», в XIX в стали танцевать даже в деревне.

Слово бал пришло в русский язык из немецкого языка в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.

В России до конца XVII в, ничего похожего на балы не существовало[6,80]. Выводы Рассмотрев в данной главе социально – исторические предпосылки появления европейского этикета в России, мы определили, что первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. Появлялись инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников.

Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при монархический дворах. В России слово «этикет» распространилось в XVIII в. со времени Петра I в связи с социально – экономическими изменениями в жизни государства начал складываться дворянский этикет. Рождались новые общественные отношения, а значит, и новый церемониал. В месте с тем этикет понимался как свод формальностей, касающихся внешности и образа действий.

Глава 2. Бал как неотъемлемая часть повседневной культуры § 1. Роль и место бала в жизни русского дворянства Россия XIX в. по социальному составу представляет пеструю картину. Столичная буржуазия, крупные заводчики, финансисты, чей быт и обычаи подвергались реформации еще во времена Петра I и Екатерины II, примыкают к дворянской аристократии. Провинциальное купечество и мещане отличаются от аристократии своим вкусом и костюмом. Главной особенностью костюма купцов и мещан является сочетание форм русского народного платья с элементами европейской моды, но, как правило, сильно отстающей во времени [7,102]. В начале века женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужные нити, колье, браслеты, серьги.

Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, а перстнями и кольцами украшали, чуть ли не каждый палец руки. В начале прошлого века изменился не только фасон платьев, но и их длина: они стали короче.

Сначала открывались башмачки, а затем щиколотки ног. Это было настолько непривычно, что нередко вызывало у мужчин сердечный трепет. Не случайно Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам [8, 317]. Дополняли дамский туалет длинные перчатки (их снимали только за столом, а митенки – перчатки без пальцев не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка из ткани) и небольшой зонт, который служил защитой от дождя и солнца.

Дамское бальное платье ХIХ века обычно шилось с короткими рукавами, открытым, из тонких и легких материй - шелка, газа, кисеи, кружев. Платье для танцев было чуть-чуть короче, чем это было принято для повседневной одежды: приоткрывало ступни до щиколоток. Длина платья указывала опытному глазу, собирается ли дама танцевать. В начале XIX в. полностью изменилась и мужская мода: появились фрак, длинные панталоны, короткий жилет. И хотя этот костюм пришел скорее из Англии, чем из Франции, его появление связывали с французской революцией.

Еще Екатерина II начала борьбу с «революционной» французской модой, велев однажды обрядить всех петербургских будочников в жилеты и фраки ярких цветов, сапоги с отворотами – так в то время одевались молодые столичные щеголи. Мужской костюм XIX в. по сравнению с XVIII столетием лишился излишней нарядности и яркости, но приобрел большую строгость и мужественность. Мужскую моду на протяжении XIX в. диктует преимущественно Англия.

Не случайно Пушкин, описывал модный костюм Онегина, отмечает: «Как денди лондонский одет». В конце XIX в. на смену камзолу пришел короткий жилет. Эта одежда без рукавов появилась во Франции еще в XVIII столетии. Поверх жилета надевали фрак. На протяжении всего XIX в. фрак считался самой нарядной мужской одеждой: его надевали на официальные церемонии и балы. Мужской бальный костюм выглядел так: цветной фрак с атласным воротником, бархатный жилет, белая батистовая рубашка с галстуком, панталоны, туфли – лодочки, белые перчатки и шелковый складной цилиндр. Другой распространенный, хотя и менее нарядной мужской одеждой, по сравнению с фраком, был сюртук.

Первоначально он выполнял роль пальто, его надевали поверх фрака, отсюда и название – «сюртук», в переводе с французского – «поверх всего». В начале XIX в. фрак стал официальной одеждой, а сюртук – повседневной. К началу XIX в. мужские панталоны удлинялись до щиколоток. Панталоны приживались в России трудно, вызывая у дворян ассоциацию с крестьянской одеждой – портами. Вышедшие из моды кюлоты - остались лишь в придворном обиходе.

Их требовалось надевать к фраку на бал во дворец. § 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дворянский этикет и его роль в формировании повседневной культуре России XIX века

В данной работе изучается проблема дворянского этикета и его роль в формировании повседневной культуры России XIX в. Для рассмотрения, которого… Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его… Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей.Принять…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Влияние Петровских реформ на формирование этикета нового типа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История возникновения этикета в культуре России
История возникновения этикета в культуре России. Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том,

Бальный ритуал и церемониал
Бальный ритуал и церемониал. Танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времени, так и от современной. В рус

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги