рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методика подбора репертуара для самодеятельных коллективов

Работа сделанна в 2002 году

Методика подбора репертуара для самодеятельных коллективов - Курсовая Работа, раздел Культура, - 2002 год - Министерство Культуры Республики Татарстан Елабужское Училище Культуры Курсов...

Министерство Культуры Республики Татарстан Елабужское училище культуры Курсовая работа По предмету Народное художественное творчество, на тему Методика подбора репертуара для самодеятельных коллективов Работу выполнила Студентка 43 группы Гайнуллина Лейсан Работу проверила Преподаватель Степанова Л.Н. Елабуга 2002 год План I. Введение Педагогическая функция репертуара. II. В поисках своего репертуара. А Подбор репертуара для театрального коллектива Б Подбор репертуара для хорового коллектива В Подбор репертуара для оркестрового коллектива III. Исследовательская работа IV. Заключение V. Список используемой литературы Педагогическая функция репертуара Социально-педагогический смысл самодеятельности в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им острой идейно-нравственной направленности.

Решение этой задачи связано с репертуаром, вокруг которого и строится работа самодеятельности.

От их качества, идейно-художественного уровня и социально-педагогического потенциала зависит в многом эффективность выполняемых самодеятельностью функций. Вопрос о репертуаре тесно связан с идеологическим содержанием, идеологической направленностью деятельности художественного коллектива, с той ролью, которую он играет в духовно эстетической жизни общества. Проблема репертуара для самодеятельности пользуется повышенным вниманием практиков, общественности, композиторов, хореографов, драматургов.

Стоит вопрос о создании для самостоятельного коллектива такого репертуара, который, не уступая по идейно-эстетическому уровню репертуара профессиональных оркестров, хоров, театров, был бы доступен для исполнения в самодеятельности и не копировал по форме, языку, стилю произведение для профессиональных коллективов. Их основными задачами являются организация работы по созданию интересного и полноценного репертуара для самодеятельных коллективов, отбор и организация заказов на новые художественные произведения для хоров, оркестров, агитационно-художественных бригад, сценариев театрализованных праздников и массовых представлений осуществление анализа и контроля за составление репертуара художественной самодеятельности, разработке предложений и рекомендаций по повышению его уровня и роли в коммунистическом воспитании трудящихся, формировании их эстетических вкусов, утверждении норм и принципов советского образа жизни.

Постоянно говорится о тенденции приближения исполнительского уровня самодеятельности к исполнительскому уровню профессиональных коллективов.

Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию самодеятельного творчества, с другой стороны, вооружить его высокохудожественными произведениями искусства. Точка зрения сближения художественно-исполнительского уровня самодеятельного и профессионального творчества верна по отношению незначительной части самодеятельных коллективов. Основная же, подавляющая их масса по этому показателю значительно уступает.

Поэтому для обеспечения нормальной деятельности им необходим свой репертуар, соответствующий специфическим особенностям коллектива и выполняемым им функциям. Для создания такого репертуара можно идти двумя путями. Во-первых, приспосабливать имеющийся конкретного коллектива и, во-вторых, создавать новые оригинальные произведения, рассчитанные на самодеятельность. Первый путь зачастую связан со значительными изменениями авторского текста, пьесы, песни, танца и тому подобное, ибо самодеятельные артисты не всегда могут исполнить трудные места, сложные психологические сцены.

В выборе таких пьес и произведений приходится быть особенно внимательным, тщательно изучать возможность их исполнения, качество переложения, инструментовки, трактовки. Случается, к сожалению, что после небрежной или недоброкачественной аранжировки, инструментовки, режиссуры пьесы, песни, танца оригинальные произведения теряют свои художественные достоинства, с трудом узнаются, искажаются их темп, ритм, текст, языковые особенности.

Поэтому качество инструментовки, аранжировки, переложения, то есть приспособления для художетсвенной само-деятельности при выборе этих пьес имеет первейшее значение. Естественно, что произведение, созданное специально для художественной самодеятельности, требуют дополнительной обработки, дополнительной художественной доводки, исходя из конкретных условий и возможностей коллектива. Но этот путь значительно проще, легче, оправдан в идейно-художественном отношении, ибо эти произведения уже заранее издаются с учетом самодеятельного исполнения. В условиях первых послереволюционных лет проблема репертуара для самодеятельности приобрела свои особенности.

Самодеятельное творчество как качественно новое явление в духовной жизни советского общества претерпела изменения в содержании и формах существования. Изменился сам подход к самодеятельности она получила государственные основы для развития. Не было опыта руководства самодеятельностью, не хватало педагогически образованных руководителей.

Все это, вместе взятое, приводило самодеятельность к трудным поискам своего места в обществе, содержании работы, репертуаре. При этом важно отметить, что художественная самодеятельность, с первых шагов ориентируясь на профессиональное искусство, в подборе репертуара не копировала его, а искала свои специфические подходы в решении этого вопроса. Активно осваивались лучшие образцы фольклора, из классического наследия брались те произведения, что наиболее отвечали духу времени и настроении масс. Эти тенденции, обогащенные и укрепившиеся в ходе развития самодеятельности, стали традиционными, получили новую окраску и возможности реализации в современных условиях.

Подбор репертуара в современной самодеятельности дело непростое, хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице советского общества. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы.

Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного эффекта педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.

Аналогичные требования предъявляются к репертуару самодеятельного коллектива любого жанра танцевального, хорового, оркестрового народного, эстрадного, духовного. Существуют множество определений репертуара. Приведем лишь некоторые из них 1. Репертуар насущный хлеб хора, без которого ему не выжить. 2. Репертуар зеркало, в котором мы видим лицо хора в профиль и анфас. 3. Репертуар звуковая карта, на которой видны творческие маршруты хора. 4. Репертуар манометр, показывающий мощность и возможности хора. Исходя из вышеперечисленного, мы видим, что репертуар предсказывает будущее хора. Репертуар показывает связь хора с народом, ее силу и глубину.

Репертуар показывает, занимают ли ценности, созданные в прошлом, почетное место и думают ли в хоре о будущем. Репертуар демонстрирует дружбу народов на деле. На репертуаре растут хоры, а их хормейстеры, и композиторы, а косвенно вся ваша музыкальная культура. Эти сжатые положения можно адресовать любому коллективу театральному, оркестровому, танцевальному, профессиональному и самодеятельному.

Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара техническим и художественным возможностям коллектива. Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают тесное взаимопонимание между собой. Пьесы для обучения должны быть интересны участникам и не представлять особенно на первом этапе больших технических и эстетических трудностей.

Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению навыков игры развивает у исполнителей интерес к народному творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы. В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым он должен отвечать и как учебный, обладает еще и целым рядом качеств.

С его помощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи. Огромное воспитательное значение имеют произведения революционной тематики. Они формируют верность традициям нашего славного прошлого, гражданскую зрелость. Ими, как правило, открывает коллектив свое выступление, придавая ему особую торжественность, выражая идейную направленность. Другая группа пьес, вводимая в репертуар самодеятельных коллективов, связана с народной песней, народным танцем, народной инструментальной музыкой.

Это или интересные обработки, переложения, или оригинальные сомнения, созданные на их основе. Причем, несмотря на то, что современные средства массовой информации нивелируют региональные особенности художественного творчества, с музыкальной новинкой быстро знакомится широкая аудитория. Тем не менее в каждой области России, других союзных республик сохраняются сложившиеся с незапамятных времен местные танцевальные, певческие, музыкальные особенности.

Бережное отношение к ним, пропаганда их одна из важных задач художественной самодеятельности. Народные песни, танцы, драмы понятны и просты. Но это не означает упрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлели историю народа, его душу, вековые надежды и чаяния. Они являются непреходящим духовным богатством, источником вдохновения. В любой аудитории их встречают с особой теплотой и взыскательностью, поэтому так велика ответственность руководителя за характер трактовки народной песни или народного танца.

Идет ли речь о динамике, темпе, соотношении групп и отдельных исполнителей, о других компонентах, благодаря которым искусство получает реальные формы существования все это должно рассматриваться руководителем только с одной позиции раскрытия художественно-эстетического и социально-педагогического содержания. В трактовке пьесы многое определяется художественным вкусом, мастерством, вдохновением режиссера, дирижера, хормейстера, балетмейстера.

Но при этом должно быть соблюдено требование, исключающее любое искажение содержания произведения. В пьесах Баха, Бетховена, Шопена, Моцарта, других гениальных мастеров искажаются ритм, темп, гармония, динамика, видоизменяется мелодия. Некоторые руководители народных оркестров пошли по пути изменения их темпа, звучности, ритмического рисунка, фактура многих пьес не ложится на русские народные инструменты. Иногда в драматических коллективах и кружках упор делается на развлекательные, сатирические номера, которые всегда хорошо воспринимаются зрителями.

В отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду подчеркнуто, что большое воспитательное значение имеют произведения, в которых звучат высокие революционные мотивы, мотивы военной тематики, посвященные образам наших современников и вопросам морали. Они волнуют людей, вызывают споры, заставляют задумываться о настоящем и будущем. В каждом из них читатели, зрители находят созвучие собственным мыслями переживаниям, видят воплощение лучших черт советского характера.

С произведениями в первую очередь связывается задача повышения роли социалистической культуры и искусства в формировании марксистко-ленинского мировоззрения, более полном удовлетворении многообразных духовных потребностей советских людей. Эти требования относятся и к художественным самодеятельным коллективам. Такой репертуар воспринимается действительно с интересом, впечатляет своей духовностью и социальной активностью. Необходимо предостеречь руководителей и от излишнего увлечения пьесами народного характера. Многие из них исполняются всеми коллективами, ансамблями, перестают нести элемент новизны открытия, быстро заигрываются.

Пьесы, песни составляют основу репертуара, он может показаться устаревшим, неинтересным, однообразным. Тогда возникают значительные трудности при составлении концертных программ. Следует также с большой ответственностью подходить к использованию крупномасштабных и сложных произведений мировой и отечественной классики.

При выборе их следует учитывать реальные возможности любительской сцены, ограниченные технические и творческие возможности самодеятельных коллективов. Критический подход к подбору репертуара одно из важнейших условий правильности решения о включении в работу классического произведения. Чтобы репертуар всегда нес элемент новизны, оставался действенным в педагогическим отношении, нужно стараться включать в него новые произведения, написанные нашими современниками драматургами А. Гельманом, И. Дворецким, А. Вампиловым, В. Розовым, А. Абдуллином, композиторами В. Блоком, В. Баемовым, работающими в жанре народного творчества.

Интерес в репертуаре самодеятельных коллективов вызывают песни, танцы, пьесы, написанные местными драматургами, композиторами. Они, как правили, не имеют широкой известности, воспринимаются внимательно и с интересом. Материалом для создания таких произведений служит местный фольклор, частушки, наигрыши, народные песни, танцы, исторические события, происходящие в том или ином районе.

В этом случае руководителю не приходится ждать, когда прозвучит интересное произведение по радио, телевидению, когда появятся в продаже ноты, партитура, запись, пьеса. Особо нужно сказать о подборе репертуара для ансамблей вокальных, вокально-инструментальных, инструментальных, танцевальных и т.п. Сложности в этом вопросе происходят в основном оттого, что каждый из ансамблей имеет свой состав, определенный уровень техники исполнения. Все это требует соответствующих переложений, аранжировок, инструментовок, сценических композиций, танцев.

Подбор репертуара художественной самодеятельности требует о руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно- творческих и воспитательных задач.

В поисках своего репертуара

В поисках своего репертуара. Пьеса есть вырез из жизни, принесенный на сцену при помощи искусства, ... Но, кроме книг, пьес, статей, музыки, есть еще главное, что все опреде... Формирование репертуара в хоровом коллективе происходит поэтапно, оно ... Флера апанын эшлэрен мэктэптэ hэм авылда булган барлык кургэзмэлэргэ а...

Заключение

Заключение Как мы видим, репертуар дает многое для становления творческого коллектива, как единого целого.

Он не может быть чужим, он должен стать неотъемлемой частью коллектива, будь то театральный, хоровой или оркестровый коллектив. Само формирование репертуара не может быть спонтанным. Все должно быть рассчитано заранее, каким должен быть репертуар и, следовательно, каким должен быть сам творческий коллектив. Наряду с практическим обучением исполнителей в задачи репертуара входят также воспитание творческой воли, стремления к самосовершенствованию, формирование художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов, народным творчеством.

Репертуар должен подчеркивать оригинальность творческого коллектива. Создавать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь к достижению нужного результата. Конечно, можно нанять профессиональных сочинителей, которые могут заняться репертуарам данного самодеятельного коллектива.

Но, к сожалению, далеко не все коллективы имеют такую возможность. В таком случае, подбирать репертуар приходится самому коллективу. Репертуар это лицо самодеятельного коллектива, его визитная карточка. Репертуар создается всем коллективом, где каждый исполнитель дополняют друг друга, обеспечивая тем самым выполнения единых творческих задач. Список использованной литературы 1. А.С. Каргин. Воспитательная работа в самодеятельном коллективе. Москва, Просвещение, 1984 2. Соембикэ 11, 2002 3. Клуб 5 2002 4.

– Конец работы –

Используемые теги: Методика, бора, репертуара, самодеятельных, коллективов0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методика подбора репертуара для самодеятельных коллективов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Методика подбора репертуара для самодеятельных коллективов
Решение этой задачи связано с репертуаром, вокруг которого и строится работа самодеятельности. От их качества, идейно-художественного уровня и социально-педагогического… Стоит вопрос о создании для самостоятельного коллектива такого репертуара, который, не уступая по идейно-эстетическому…

Методика подбора репертуара для самодеятельных коллективов
Решение этой задачи связано с репертуаром, вокруг которого и строится работа самодеятельности. От их качества, идейно-художественного уровня и социально-педагогического… Стоит вопрос о создании для самостоятельного коллектива такого репертуара, который, не уступая по идейно-эстетическому…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Лекция 16. Теория атома водорода по Бору. Элементы квантовой механики. План лекции 2. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору
гл... План лекции... Ядерная модель атома Резерфорда Постулаты Бора Спектр атома водорода по Бору...

Самодеятельные хоровые коллективы, как вид музыкального искусства и часть духовной культуры общества
И наоборот, увлечение только художественными результатами, ориентация на задачи профессионального характера стирают саму идею массовости… Благодаря хоровой самодеятельности певцы-любители знакомятся с сокровищами… Художественная самодеятельность выполняет множество разнообразных функций: воспитательную, познавательную,…

Психолого-педагогические и организационные основы функционирования самодеятельного хорового коллектива
Репетиционная и концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость творчества, но и является систематическим тяжелым трудом,… В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их…

Ознакомится с методикой исследования рабочего шума: методами нормы, приборов и методами измерения, способами защиты
Защита человека от рабочего... Цель работы...

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Оно обладает способностью объединять чувства, мысли, волю людей и в силу этого имеет громадное значение как средство культурного воспитания людей. Участие в хоровом пении пробуждает у людей дух товарищества и дружбы,… В настоящее время у значительной части населения отсутствует интерес к высокохудожественным ценностям, классические…

Методика аудита затрат предприятий торговли (Методика аудиту витрат пiдприемств торгiвлi на матерiалах СП "ПОЛIСЕРВIС")
У звязку з економічною кризою більшість заводів, фабрик, виробничих підприємств Львівщини, як і України взаглі, або припинили своє існування або… Правильність обліку витрат має ваелике значення. Дані про витрати використовуються для визначення собівартості товарів, обчислення податків та визначення фінансових…

Розділ І Методика викладання української мови як педагогічна наука. Методика навчання грамоти
Розділ І Методика викладання української мови як педагогічна наука Методика навчання грамоти... Лекція години... Предмет і завдання курсу методики викладання української мови в початкових класах Методика навчання грамоти завдання...

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Общие сведения о технологическом процессе сборки оптико-электронных приборов. Контрольно-юстировочные приборы Узел представляет собой конструктивный и сборочный элемент изделия, который может быть собран и проверен самостоятельно и независимо от других узлов… Юстировка – это качественное завершение сборочных операций прибора в… В ряде случаев юстировки представляет собой сложную задачу. Иногда она выполняется в несколько этапов…
  • Методика рассчета фильтр-пресса
  • Пути улучшения окружающей среды г.Бор Такой механизм учета смертности работает на маскировку эффектов, связанных, например, с последствиями испытаний ядерного оружия в атмосфере:… И если о возникновении инфекционных заболеваний требуется сообщать сразу же… Как только список ключевых индикаторов состояния здоровья будет готов, ООН обязан его обнародовать, а каждое…
  • Психология коллектива. Группа и ее структурная организация Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является.С другой… То есть группа - это самостоятельный субъект деятельности, который может быть… Композиция группы, или ее состав, – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы…
  • Методика изучения темы «Проводники и диэлектрики в электростатическом поле» Кратко об истории «электродинамики» можно сказать, что в 1832 году английский физик Майкл Фарадей теоретически предсказал существование… В середине XX века была создана квантовая электродинамика — одна из наиболее… Решение общеобразовательных задач в основном сводится к тому, что в данном разделе должно быть введено основное для…