Развитие японской культуры

ВВЕДЕНИЕ. Японская культура в своих истоках принадлежит к старейшимкультурам человечества. Зародившись в эпоху неолита VIII тыс. дон. э она развивалась непрерывно на единой территории. Остров-ное положение создало для страны специфические условия.Не подвергаясь на протяжении древности и средневековья внешнимвторжениям, Япония избежала и опустошительного монгольскогонашествия, которое значительно затормозило темпы историческогоразвития других восточных государств.Вступление Японии в эпоху феодализма связано с активизациейконтактов с Китаем и Кореей, оказавшим воздействие на духовнуюжизнь страны.

Чужие, но переосмысленные по-своему достижениясодействовали созданию подлинно Японского художественногостиля, порой более завершенного в своих проявлениях, чемвдохнувшие в него жизнь иноземные прообразы. Японцы с древнейших времен постигли искусство использоватьминимальное пространство с максимальной экономностью ицелесообразностью.Необходимость частых перестроек иреконструкций зданий, забота о самоустойчивости содействовалираннему возникновению стандартных элементов, конструктивнойчеткости соотношения всех частей любого сооружения.

Вместе стем эта рациональность отнюдь не убила живую красоту японскойархитектуры.Японцы, с древности обожествлявшие природу,считали, что она не умирает, продолжая свою жизнь в вещах.Отсюда их необыкновенное бережное стремление не убить ееестественной красоты и развившаяся на протяжении многих вековтенденция превратить религию в искусство, а искусствосделать своей религией.

ИССКУСТВО ВОСЬМОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.СЕРЕДИНЫ ПЕРВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Н.Э. О существовании древней культуры Японии долгое время ничегоне было известно. Лишь в начале XX столетия археологиобнаружили в разных частях страны следы неолитическихпоселений.Наиболее ярко особенности художественного мышлениятой эпохи продемонстрировали керамические сосуды, восходящие кVIII - середине I тысячелетия до н. э. Типичный для них орнамент,напоминавший след соломенного жгута, послужил основойнаименования всей культуры неолита на территории Японии -Дземонслед веревки.

Самые ранние остродонные, грубо вылепленные сосудыпримитивной конусообразной формы, восходящие к VIII - серединеIV тысячелетия до н. э служили утилитарным целям.С серединыIV до середины II тысячелетия до н. э. произошло значительноеусложнение форм сосудов. Появились светильники, кубки и котлы,употреблявшиеся уже и для торжественных жертвоприношений.Вместе с развитием представлений о природе, властвующей надчеловеком, примитивный узор сменился изощренным и сложнымлепным декором, включающим причудливые геометрические,растительные и зооморфные мотивы.

Увеличились почти дометровой высоты размеры многих сосудов.Часть из нихпревратилась в неподвижные предметы культа, предназначенныедля созерцания. Исполненные безудержной фантастики имонументального величия, подобные сосуды были для человека тоговремени как бы малой моделью мироздания, воплощением стихийобитаемых им вулканических островов.

С конца II тысячелетия до н. э. сосуды становятся проще и ути-литарнее. Уменьшаются их вес и размер, появляются лощение иокраска. Все это свидетельствует о том, что на стадии переходак бронзовому веку ритуальная керамическая утварь утратила свойуниверсальный магический смысл, уступив место другим видамискусства.С началом земледелия и олицетворения магических сил,охраняющих посевы, возникли керамические фигурки идолов -догу. Эти фигурки условно передавали черты человеческого иживотного облика и были покрыты магическим орнаментом -зигзагами, дисками, треугольниками.

Новый этап в истории Японии начался во второй половине I тыся-челетия до н. э когда на территории островов Хонсю и Кюсю сло-жился ряд крупных родоплеменных союзов.Отрезок времени с Vвека до н. э. по IV век н. э. получил условное наименование Яей.Племена Яей - пришельцы из Азии, оттеснившие коренноенаселение к северу были носителями более высокой культуры.Они освоили рисосеяние, животноводство и ткачество, выплавкумеди и бронзы.

В этот период значительно расширился кругбытовых и ритуальных предметов. Керамика типа яей - вазы, чаши,кувшины, блюда и кубки изготовленная на гончарном круге иобожженная при высокой температуре, отличается легкостью,простой и функциональностью форм, графической ясностьюстрогих геометрических узоров - полос зубчатых и волнистыхлиний.В период Яей почитание сил природы постепенно оформилось врелигиозно-мифологическую систему, получившую впоследствииназвание - синто путь богов.

Синтоизм развил мифы и легенды, вкоторых отразился характер социальных, политических и духовныхпреобразований, совершавшихся в жизни древнего японскогообщества. Божества в религии синто первоначально не получилиантропоморфного воплощения. Обожествлялся весь мир,окружающий человека. Среди бесчисленных духов и богов,населяющих природу, особо почитались покровители земледелия. Вих честь устраивались торжества и возводились святилища.Архитектурное мышление периода Яей определилось ритмамижизни сельскохозяйственной общины. В первых веках нашей эрыскладывается тип поселений с иерархическим порядкомраспределения построек.

Стиль адзэкура, возникший от словакура житница, положил начало длительной архитектурнойтрадиции. Приподнятые на сваях бревенчатые амбары приобрелизначение священного места в поселении. Перед ними нарасчищенной площадке совершались сельскохозяйственные обряды,приносились жертвы богам.Дальнейшая эволюция архитектурно-пространственных формсовершается в Японии на протяжении IV - VI веков.

Собразованием в центре острова Хонсю первого сильного японскогогосударства - Ямато, с утверждением власти правителей и развитиемкульта предков связано рождение нового типа сооружений -грандиозных курганов-кофун древний холм, давших названиецелому периоду истории. Курганы представляли собой большиеискусственные острова, окруженные рвами с водой.Их внешниеочертания в виде круга или замочной скважины символ союзасолнца и земли и внутреннее убранство отражали сложившиеся представления о вселенной.

Останки царя помещались вподземную камеру внутри холма. Массивные каменные иликерамические саркофаги, как и стены погребений, покрывалисьграфическими узорами с космогонической символикой. Сооружение курганов повлекло за собой развитие целого ряда ви-дов искусства. IV - VI века - время бурного расцвета погре-бальной пластики - ханива.Полые внутри керамические фигуркиот 30 см до 1,5 м высотой составляли своеобразный посмертныйэскорт правителя.

Первые ханива были полыми столбиками-цилиндрами, составляющими символическую ограду вокругкургана. И хотя их форма эволюционировала и сюжетнопреобразилась, глиняный столб продолжал оставаться основойкаждой статуи. Круг сюжетов ханива весьма разнообразен. Это -воины, жрецы, придворные дамы, слуги, крестьяне, животные иптицы. Правила расположения фигур были строго зафиксированыи соответствовали общей космогонической ориентациипогребения.Пластическое воплощение ханива свидетельствует обольшой развитости художественного мышления.

Мастера тонкочувствовали возможности податливой глины. При большойобобщенности в трактовке лиц, они умели живо и точновоспроизвести характерность мимики, придать фигуркам разнуюнастроенность.С оформлением царских погребений связано быстрое развитие де-коративных ремесел в погребальных камерах курганов встречалисьразнообразные предметы из золота, серебра, золоченой бронзы -шлемы вождей, ритуальное оружие, подвески, браслеты. В курганахобнаружены многочисленные образцы керамики типа суэ илииваибэ.

Правильные и четкие по формам, они восходят к корейскимсосудам и хотя напоминают изделия яей, отличаются большейстройностью и завершенностью очертаний. Важное место впогребениях принадлежало бронзовым зеркалам, которые клали нагрудь усопшему.Все эти предметы свидетельствуют об умениияпонских мастеров подчеркнуть свойства материала, выявить егодостоинства и красоту. Так в древней Японии сложились своиобычаи, особенности строительства, понимания декоративных форм. ИСКУССТВО VI-VIII ВЕКОВ.ПЕРИОДЫ АСУКА, НАРА. Для Японии VI-VIII века стали временем крупнейших социальныхи духовных сдвигов.

С середины VI века начался процессфеодализации страны, завершившийся в VII столетии созданиемединого централизованного государства. Молодая японскаягосударственность складывалась под сильным воздействиемсоседних стран - Кореи и особенно Китая, откуда быливосприняты новые формы законодательства, письменности,идеологии, земельной собственности и территориального устройствав результате реформы 645 в Японии, по примеру Китая,установилось единовластие императора.

Хотя синтоизм продолжал оставаться народной религией,важным политическим актом было введение в середине VI векабуддизма. Миссия буддизма на стадии раннего средневековья быламногообразной. Он помогал преодолению былой родоплеменнойразобщенности, содействовал сближению Японии с другимидержавами.Первыми этапами, воплотившими черты раннефеодальнойхудожественной культуры, явились период Асука 552-645,получивший наименование по месту императорской резиденции,и период Пара 645-794, названный по местонахождению первойяпонской столицы. Черты нового ранее всего проявились в японском зодчестве.

Рас-пространение буддизма содействовало повсеместному возведениюансамблей нового типа - буддийских монастырей, восходящих ккитайским и корейским образцам.Подобно синтоистскимсвятилищам, они представляли собой группы деревянныххрамовых построек числом семь, девять, а затем и более,расположенных в строгом порядке на обнесенном стенамипрямоугольном участке. Однако от синтоистских святилищ ихотличали как масштабы значительно увеличившихся сооружений,так и общая акцентированная парадность.

Особую значимостьприобрели широкая аллея, ведущая к парадным воротам, площадьперед храмом, видимые издалека ярусы и острые шпили пагод.Вотличии от древних святилищ, деревянные буддийские храмы былиокрашены красным лаком, приподняты на каменные платформы,имели широкие изогнутые по углам двойные черепичные крышитипа иримоя. Новый этап в развитии принципов японского зодчества начался сVIII века. Централизация государства и укрепление государствен-ной власти вызвали необходимость создания единой стабильнойстолицы.

Ею стал первый японский город, заменивший временныерезиденции правителей - Хэйде-ке современный Нара. Освященнаяв 710 году жрецами синто живописная долина в короткие срокипревратилась в цветущий город, выстроенный по образцурегулярных Китайских столиц.

Хэйде-ке представлял собой вплане прямоугольник, насчитывающий с севера на юг около 8,5 км,а с запада на восток около Ю км. Главная магистраль разделялазападную и восточную части, каждая из которых членилась накварталы девятью продольными и восемью поперечными улицами.В северной части располагался комплекс императорского дворца.Значительное место в городе отводилось буддийским монастырям,могущество которых достигло к этому времени своего апогея.Новое ощущение города как ансамбля повлияло на масштабныесоотношения зданий, их планировку и организацию.

Увеличилисьразмеры храмовых сооружений, площадей, предназначенных дляпышных празднеств. Буддизм определил эволюцию японского изобразительногоискусства и в первую очередь скульптуры.На протяжении VII векапостепенно прекратилось сооружение кофунов и изготовлениеханива В Японию проникли новые темы, образы ииконографические приемы, сформировавшиеся в Индии, а затемутвердившиеся в Китае и Корее. Находясь в тесном взаимодействиис храмовым зодчеством, японская пластика VII-VIII вековсовершает столь же сложный путь развития.

Первые японскиестатуи, привозные или копирующие иноземные образцы, по своимстилистическим признакам весьма разнородны. Эстетическимэталоном в период Асука были простые и строгие образцыдальневосточной пластики V-VI веков.Но если в Корее и Китае буддийские легенды нашли наиболее яркое художественноевоплощение в рельефах гигантских скальных монастырей, то вмаленьком островном государстве получили преимущественноеразвитие статуи, предназначенные для алтарей деревянных храмов.Статуи воспроизводили канонизированные образы Будды,врачевателя Якуси и основателя вероучений Шакьяму-ни,представленных в виде проповедников-аскетов, сопровождаемыхдвумя юными божествами милосердия - бодхисатвами.

В пантионвходили и образцы охранителей храма, стражей стран света,олицетворяющие идею защиты мира от скверны.Изображения этих божеств в иерархическом порядке размещались на алтарномпостаменте в центре храма.

Главное божество всегда помещалосьпосередине композиции, стражи располагались по четырем угламалтаря, а также в боковых отсеках ворот. Хотя движения, позы ижесты божеств были строго канонизированы и связывались с емкойбуддийской символикой, пропорции и размеры статуй не быличетко зафиксированными. Нравственные нормы раннего буддизматребовали повышенной духовности образов пластики.В статичныхфронтальных фигурах подчеркивалась бесплотность, отрешенностьот всего земного.

Робкая угловатость жестов и юношеская чистоталиков были в VI-VII веках не только следствием подражаниячужим вкусам, но и отражением молодости религии и самогогосударства. Позднее буддийские образцы становятся многообразнее. С возрас-танием культа милосердных божеств - босацу их статуям все чащеотводится самостоятельное место в храме. В них выявляется челове-ческое начало, подчеркивается мягкая женственность, а порой июношеская незащищенность.Особой красотой и озаренностьюотмечены статуи Мироко-босацу.

Восточная легенда о вечно юномбожестве, ожидающем на небесах своего часа, чтобы прийти напомощь к людям, обрела в Японии свою отточеннуювыразительность. Поза асукских статуй Мироку лишенаустойчивости, его полуобнаженное тело изображается в легкомнаклоне, жест руки, поднесенной к щеке, исполнен мягкости, лицоосвещено выражением мечтательной задумчивости.Совершенствообработки дерева, гладкость фактуры придает облику божестваредкую целомудренную чистоту.

Скульптура конца VII-VIII столетий - времени, когда Японияосознает свое могущество, отмечена рядом новых черт. Значительноболее творческими становятся заимствования. Формируютсяединые стилистические качества пластики, отмеченноймонументальной силой, величавой красотой. Усложнилисьалтарные композиции, включившие в себя множество статуй.Рассчитанные на обозрение извне, сквозь дверные проемы, ониукрупнились в размерах.Появились новые иконографические типы- защитников буддийской веры, добрых гениев Асура, Карура.Впервые возникли горельефные повествовательные циклы,включающие жанровые и пейзажные мотивы.

Стремление передать различия между божествами разных ранговусилило и дифференциарованность пластических средств.Материалами нарской скульптуры наряду с бронзой и деревомстали глина и сухой лак, позволяющие более свободно трактоватьскладки одежд, выявлять экспрессию жестов защитников веры. В VIII веке при крупных нарских монастырях сложились мастерские,выработавшие в пределах канонов свой стиль и свои традиции.

Вотличие от асукских бронзовых скульптур, изготовляемых внебольших мастерских, тяготеющие к колоссальным размерамсвятыни нарского периода изготовлялись большими артелями. Утратив свою орнаментальную плоскостность, статуи приобрелиновую пластическую и тектоническую выразительность вархитектурном пространстве.Об этих переменах красноречивоговорят алтарные фигуры Кондо Якусидзи и фрагмент трехметровойбронзовой статуи Якуси-Нерай, выполненной в 678-685 годах.

Хотяот этой статуи уцелела лишь голова, масштабная ясность пропорцийи структурность лица с отчетливо прорисованными чертамиповествуют о классической согласованности скульптуры с логикойархитектурных форм. Важные изменения произошли в период Нара и трактовкеполубожеств - защитников храма, веры, государства.Выполненныеиз податливой глины, ярко расцвеченные, они стали наделятьсяповышенной экспрессией. Позы и жесты рук статуй ситэно четырехцарей - охранителей стран света храма Кайданин Тодайдзиисполнены небывалой резкости движений, их мускулы напряжены,пропорции тел укорочены, а суровые лица искажены выражениемгнева.

Нарский период отмечен рождением первого в Япониискульптурного портрета.Традиция увековечевания прославленныхдеятелей церкви, монахов и проповедников стала важным шагом вразвитии японского средневекового искусства. Статуи VIII века -монахов Гиэна, Гандзина и Гесина, хотя и были выполнены поканонам буддийской иконографии, несли печать психологизма,воспроизводили такие качества, как долготерпение, умудренность.В известной мере близкими портретным образам были и деревянныемаски для ритуальных мистерий-пантомим гигаку и бугаку одна издревнейших форм японского культового хореографическогопредставления . Сделанные из ценных пород дерева, массивные,предназначенные для обозрения издали, они представляличужеземцев - фантастических персонажей буддийских легенд, апотому были особенно характерными и гротескными.

Стилистически близкой скульптуре была живопись, столь жетесно связанная с буддийской тематикой.

Развитие культурных контактов Японии со станами Среднего иДальнего Востока стимулировало в VII-VIII веках расцвет декора-тивных искусств. Значительная часть изделий VII века предназнача-лась для украшения буддийских храмов. Важными элементамихрамового убранства стали нимбы, стяги, балдахины, оформляющие алтарную платформу. Сокровища декоративногоискусства периода Асука в своем большинстве сохранились вмонастыре Хорюдзи.Это - золоченый и расписной деревянныйбалдахин над центральной скульптурной группой Кондо,увенчанный резными фигурками небожителей буддийскийстяг кандзебан, украшенный мотивами стеблей виноградной лозыи фигурками небесных музыкантов.

Изделия из дерева, бронзы,меди взаимодополняли друг друга, имели тонкий и сложныйсимметрично расположенный рисунок, сплетенный изстилизованных завитков растительного орнамента. К концу VII века значительно обагатилась техника обработки ме-талла.Курильницы, детали украшений статуй выполнялись как спомощью литья, так и с помощью холодной ковки, чеканки,штамповки, резьбы и гравировальных работ и отличались большойпластической выразительностью.

Круг предметов, предназначенных для храмов и для быта знати,заметно расширился в период Нара. Для изделий из метала характер-ны плавность силуэтов, гладкость поверхности, свободное располо-жение узоров.Чаши, курильницы, ажурные фонари по своейпластической завершенности и монументальности приближаются кскульптуре.

Все приемы обработки металла былиусовершенствованы нарскими мастерами. Распространениеполучили серебряные позолоченные изделия, украшенныемедальонами, круглые, квадратные и восьмиугольные бронзовыезеркала, орнаментированные рельефами, инкрустированныезолотом, перламутром. Наряду с металлическими, тщательно отделывались и предметыиз дерева - шкатулки для хранения сутр, нимбы статуй,музыкальные инструменты, инкрустированные перламутром,золотом, черепаховым панцирем.Чаще всего узоры из цветов иптиц, привнесенные в Японию из стран Среднего Востока,располагались на них симметрично и включались в медальоны.

Каки в металлических изделиях, орнамент отличался сочностью,ясностью линий, чистотой рисунка. В VIII веке в Японии начинают широко употребляться лаковые из-делия, легкие, прочные, сияющие влажным блеском золотого,красного, черного цветов.Лаком или соком дерева уруси,смешанного с камфорой и красками, покрывались дляпредохранения от влаги изделия из дерева - балки, колонны храмов,а также предметы из ткани, кожи, металла.

Нарские мастера владелиуже множеством технических приемов. Они знали технику сиппилаковое покрытие кожи. Поверхность лака декорироваласьразными способами - вставками из перламутра радэн, золота и серебра хемон, росписью красками, растворенными в маслемицуда-э, нанесением узора золотой и серебрянной пудрой - сповторным покрытием лаком маки-э. Керамическое производство в период Нара было не стольактивным.Однако важным новшеством стала заимствованная изКитая трехцветная коричневая, желтая и зеленая глазурь,оттеняющая плавность и сочность форм нарских изделий. Яркий расцвет переживает в это время производство тканей.

Дляразных нужд широко применялись узорчатый плотный шелк, газ,гобеленовая ткань, вышивка и набойка. Наиболее драгоценнойсчиталась парча голубого и красного оттенков, покрытая крупнымсочным декором стилизованных цветов лотоса.Зачастую узорывоспроизводили фамильные гербы, пейзажные композиции.Нарскому орнаменту присущи уравновешенность форм, четкостьрисунка. Сохраняя стилевую общность с изделиями других стран,декоративная продукция периода Нара достигает большогосовершенства, зрелости и целостности.

Подобно скульптуре, онас наивысшей полнотой отразила идеалы раннего японскогосредневековья.ИСКУССТВО IX-XII ВЕКОВ.ПЕРИОД ХЭЙАН. Период с IX по XII век в Японии ознаменовался дальнейшимразвитием феодальных отношений, что привело к ослаблениюцентрализованного государства и перестройке системыполитического управления.

Постепенно собственность на землюперешла из рук правителя к отдельным феодалам, среди которыхвыдвинулся могущественный род Фудзивара. Представители этогоклана подчинили своему влиянию двор, став на многие годыхозяевами в стране.Для укрепления своих позиций Фудзивара в794 году перенесли столицу в провинцию Ямасиро, где былирасположены их собственные владения. Основанный ими городХэйан современный Киото почти на четыре столетия стал центромполитической и духовной жизни страны, а этап с 794 по 1185 годполучил наименование Хэйан мир и покой.

Но культура этогоэтапа не была единой. За длительный период своего существованияона претерпела многие изменения. Раннехэйанский периодили Дзеган, 794-894 ознаменовался перестройкой взглядов и пред-ставлений, сложившихся в VII-VIII веках.Позднехэйанскийили Фудзивара, X-XII вв. вошел в историю Японии как времярасцвета изысканной столичной культуры, породившейнеповторимые в своей самобытности творения поэзии и прозы,архитектуры и живописи.

Укрепление феодалов и рост поместий в отдаленных от центрапровинциях сопровождались активизацией творческогосамосознания. Идеологические изменения сопровождалисьпоявлением новых сект, сыгравших важную роль в формированииобразного мировосприятия. Более многогранным стал подход кокружающему миру, более поэтичным отношение к природе. Первым вестником этих веяний стало зодчество.В IX столетиивместе с распространением учений сект эзотерического буддизма -тэндай и сигон - с их проповедью отшельничества особое значениеприобрело возведение монастырей за пределами столицы, в ее гор-ных окрестностях, на местах, почитаемых традицией синтоизма.Культ горных вершин и расположенных на них храмов и пагодтесно связывался с древнейшим почитанием природных сил, аподъем к храму по горным дорогам приобрел смысл очищения,приобщения к божеству.

Изменения претерпел и облик каждого здания.Монастырь сектытэндай Энрякудзи, возведенный на горе Хиэй, первоначально сос-тоял из трех групп небольших строений, главное из которых имело всего 5 м в ширину и 4 м в глубину.

Подобно синтоистским святили-щам, они опирались на столбы, перекрывались кровлями из темнойкипарисовой коры. Пейзажность горных монастырейподчеркивалась и одиноко возвышающимися среди леса пагодами,покрытыми древесной корой. Облик пагод IX-X веков стал более разнообразным.На основеслияния местных и привнесенных традиций в их конструкцияхбыл применен ряд новых решений, отвечавших нарастающей тяге кживописности.

При монастырях возникли глинобитные иоштукатуренные реликварии Тахо-то, сочетающие в себеполусферический корпус с четырехскатными крышами,характерными для японских пагод. Живописнее стал облик новой столицы. Хотя в основу ее планиро-вания был положен тот же принцип регулярности, что и в Наре, кра-соте и благоустройству города было уделено много внимания.Оби-лие воды позволило прорыть судоходные каналы, обсаженныедеревьями, более свободными и нарядными стали усадьбы.Вписанные в схему столичных кварталов дворцовые усадьбы IX-Xвеков представляли собой сложные комплексы отдельныхсооружений, соединенных между собой крытыми галереями.

В ихустройстве отразились вкусы хэйанской аристократии. Центромусадьбы и ее эстетическим фокусом был главный парадныйпавильон синдэн - приподнятое столбами и окруженное верандойстрогое здание с единым, разделенным лишь опорными столбами,обширным залом.Позади него размещалась интимнаячасть усадьбы - помещения для семьи хозяина, гостей и слуг. Пе-ред синдэном, охваченная с двух сторон рукавами галерей, прости-ралась открытая песчаная площадь, переходящая в южной части впейзажный сад с насыпанными холмами и прудом.

Внутренниестены синдэна заменяли подвесные ширмы. Широкие, такжеподвесные ставни ситомидо, закрепляющиеся крюками у потолка,в зависимости от погоды опускались, погружая дом в полумрак, илиподнимались, от чего зал ярко освещался.Длинные галереисвязывали парадный павильон с любой частью ансамбля ивыводили к пейзажному саду. Наиболее яркое воплощение стиль синдэн нашел в ансамблехэйанского императорского дворца.

Выстроенный в конце VII -начале IX века на площади 1,2 1,4 км дворец Дайдайри,обнесенный стенами, представлял собой целый город. К северу отнего располагался комплекс императорской резиденции. Центромего был зал аудиенций Сисидэн.Приподнятый на столбах ипокрытый крышей из темной древесной коры, строгий иторжественный в своей простоте, он вместе с простирающейся перед ним площадью, засыпанной белой морской галькой,возрождал идеи древнего синтоистского зодчества.

К севе-ро-западу распологался Сэйредэн - личные покои императора. Стилистические изменения ярко проявились в пластических искус-ствах. Возникновение эзотерических сект отразилось наиконографии и образной трактовке буддийских персонажей. Постепенно фигуры главных божеств утратили свой героическийдух.В учении сект тэндай и сингон, где славились элементыиндуизма и синтоизма, мироздание представлялось как грандиознаяиерархия божеств, неведомых ранее японцам.

Это повлекло засобой небывалое расширение пантеона. Алтарные композицииэзотерических храмов сравнительно с прошлым усложнились,включили в себя новый богатый мир образов. Усилилась тяга кповествовательности, усложненности и детализации скульптурныхформ.В эзотерических культах особое значение сталопридаваться многосущности божеств, шести восьми одинадцатиглавых, жестокие или нежные лики которых можнобыло сопоставить с изменчивостью самой природы.

Признаками мистической силы божеств стали устрашающийдемонический облик и сопутствующие статуям символическиефигуры птиц и животных. Появление множества деталей усложнилоскульптурную форму. Хотя деревянные статуи IX-X вековпродолжали по установленной традиции вырезаться из единогоствола, центральный объем служил зачастую лишь основой, ккоторой приращивались разнообразные детали.В отличие от прошлого наиболее яркими чертами наделялись неглавные боги, а фигуры стражей-охранителей, ошеломляющиевзор своей фантастичностью.

Один из главных героевэзотерического пантеона - очиститель вселенной Фудо-мео -изображается сидящим на скале в ореоле языков пламени сторчащими изо рта клыками, с мечом и веревкой в жилистых руках.Нарушение тектоники и многоречивость атрибутов,сопровождающих статуи, свидетельствовали об усилении в пластикедекоративных начал. Никогда еще скульптура Японии не получала столь широкого рас-пространения как в IX-X веках.Скульптура вышла за пределы хра-мов. В горных районах Кюсю и Хонсю были высечены первыескальные рельефы с изображением Фудо-мео, божеств -покровителей местности.

Постепенно скульптура утратила свою пластическую силу.Ведущее место в иерархии искусств перешло к живописи, болеешироко откликающейся на волнующие проблемы времени. Уже в IXвеке намечаются первые важные перемены в ее образном строе.Многоцветные иконы-свитки IX-X веков, заполненныеизображениями демонов, яростных защитников веры,помещавшиеся в темные интерьеры горных храмов,характеризуются чертами мистической отвлеченности, сближаю-щими их со скульптурой.

Попытки создать схематическоеизображение мироздания привели к рождению синтезирующейалтарной иконы - мандалы, дающей, с точки зрения буддийскойкосмогонии, понятие об иерархической расстановке всех богов,духов и стихий вселенной.Поэтические устремления японской живописи с наибольшейсилой смогли выразиться в XII столетии, когда она впервые обрелаполную независимость от пластики.

Вместе с развитиемхудожественной прозы родился тип свитков-иллюстраций,сформировались новые стилистические приемы светскойживописи, получившей впоследствии название Ямато-э японскаяживопись. Художники школы Ямато-э рисовали кистью на ширмах,шелковых и бумажных свитках придворные сцены. По стилю этииллюстрации гармонировали со всеми предметами, украшающимибыт хэйанской знати. Контуры обводились золотом, в минеральныекраски добавлялась порой серебрянная фольга.Развитие столичной культуры на протяжении периода Хэйан пов-лекло за собой расцвет декоративных искусств.

Предметы утвариXI-XII веков отмечены печатью изысканной красоты. Усложнениедуховных потребностей и развитие художественного вкусасказались прежде всего в изготовлении вещей, связанных с нуждамиобразованных слоев населения. В быту хэйанской знати еще более важное, чем прежде, место за-няли лаки. Лак широко применялся в храмовом зодчестве, дляпокрытия домашней утвари, предметов обихода.Совершенствуетсяего технология.

На первое место выдвигается техника маки-э. Излака делали курильницы, чаши, подносы, музыкальныеинструменты. Под воздействием живописи изящнее становятсяузоры, в них вводятся новые природные мотивы - изображениябабочек, птиц, цветов. Предметы храмового обихода, вазы для цветов, вышитые пояса,пышные двенадцатислойные женские одежды из прозначного шелкамыслились частью единого ансамбля. Поэтизация действительности- характерная черта духовной жизни периода Фудзивара.Онапроявилась в изощренно-эстетическом осмыслении всегопредметного мира, в размывании границ между религиозным исветским искусством. 14 ИСКУССТВО КОНЦА XII - СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА.ПЕРИОДЫ КАМАКУРА, МУРОМАТИ. Конец XII века ознаменовался крушением власти родовойяпонской аристократии и завершением стадии раннего феодализмаПришедший на смену этап развитых феодальных отношенийпродолжался почти четыре столетия.

На протяжении этогодлительного времени сменили друг друга два больших периода,соответствующих важнейшим сдвигам в социальной и духовнойжизни общества.

Предпосылки социального и политического переворота назревалив Японии на протяжении всего XII столетия. В итогекровопролитной борьбы между сильнейшими родами в 1185 годупобеду над родом Тайра одержал род Минамото. Верховнымправителем страны - сегуном был провозглашен военачальникМинамото Еримото. Новым политическим центром он избралсвою ставку - небольшое рыбачье село Камакура.Выдвижение на историческую арену новых социальных слоевсодействовало подъему духовных сил Японии.

Воины - выходцы издалеких провинций, захватив власть в свои руки, впервые получилидоступ к накопленным веками художественными богатствами.Насмену повести и роману пришли героические эпопеи - гунки,повествующие о недавно пережитых трагедиях войн. Облик японской архитектуры периода Камакура формировался ватмосфере реакции на утонченную пышность и камерностьхэйанского стилялВыросшие в суровых условмях борьбы за жизньсамураи противопоставили идеалам предшествующей поры идеаламмужественности и силы. Их они старались почерпнуть в арсеналеклассического наследия нарской поры. Самураи, искавшие защиты у всех буддийских и синтоистских бо-жеств, активно поддерживали храмовое строительство. В столице идалеких провинциях Японии на протяжении XIII века по образцунарских сооружений был возведен целый ряд монументальныхбуддийских комплексов - таких, как Дзедодзи, Котокуин.

Наиболее отчетливо особенности камакурского зодчества прояви-лись в строительстве монастырей секты дзэн созерцание.

Их ин-тенсивное сооружение началось в Японии в середине XIII века. Рас-простронение нового вероучения повлекло за собой сложениеансамбля дзэнского монастыря, нарочито строго в своемхудожественном оформлении Главным центром строительствадзэнских храмов стала Камакура - резиденция сегунов,привержецев этой доктрины.На протяжении XIII-XIV веков преобразовался жилой ансамбль.Принципы стиля синдэн претерпели известное упрощение. Исчезликрылья галерей, уменьшилось количество построек, входящих вкомплекс.

Возник новый вид жилища - букэ дом воина, в которомтип сельской постройки, перенесенный воинами из провинции, до-полнился элементами стиля синдэн. Некоторые разрозненные частиусадьбы теперь объединились под общей крышей, составляя единыйасимметричный комплекс дома, разграниченного на несколькокомнат.Тенденции, характеризующие культуру Японии зрелогосредневековья, проявились и в изобразительном искусстве. Вскульптуре уже с конца XII века наблюдается отход от живописнойдекоративности.

При монастырях Нары сформировалисьмастерские, возглавляемые династией потомственных мастеров родаКэй, чья деятельность определила важные стилистические сдвиги впластике камакурского периода.Созданные в нарских мастерских полихромные деревянные статуиXIII века знаменуют наиболее яркий этап портретной пластики.Они отличаются обобщенностью форм, сдержанностью цветовойгаммы. Приближенности к человеку содействовало и изменениепропорциональных отношений фигур святых.

Укрупнились головы,увеличились ступни ног. Скульпторы представили проповедников вобличье немолодых бритоголовых монахов, одетых в грубыеодежды. Расширение иконографии за счет обращения к фольклорной тради-ции содействовало постепенному разрушению сложившихся в сред-невековой пластике канонов, а стремление к натуралистическойдетализации образа в рамках средневековой типологии вело куничтожению его высокой духовности.В XIV веке вместе с усиле-нием влияния секты дзэн и прекращением монументального храмо-вого строительства скульптура начинает клониться к упадку.Ведущие позиции в сфере изобразительных искусств окончательноперешли к живописи.

Широкое распространение получили портретные изображения.Иконографически весьма близкие скульптурным портретам, они от-личались более тонкой проработанностью деталей, а под час и боль-шей одухотворенностью. Представления об истории и ее героях с наибольшей полнотой выя-вились в горизонтальных свитках - эмакимоно.Широкораспространившиеся по стране, эти иллюстративные сказанияпозволили неграмотным самураям приобщиться к событиям своейэпохи.

В эмакимоно выявился интерес к показу конкретных 16 событий, действий, участницей которых была активная людскаятолпа. С конца XIII века под воздействием пантеистических концепцийсекты дзэн акцент в живописи все более переносится на пейзаж.Камакурские иконы - мандалы дали новую трактовку живописнойсхеме вселенной.Образы божеств заменились в них изображениемсвященных мест Японии, синтоистских святилищ, раскинувшихсясреди холмов.

Период Камакура - время расцвета декоративно-прикладногоискусства, тесно связанного со всеми областями человеческогобытия. Приход к власти нового сословия послужил активным стимуломдля развития оружейного искусства. В строгой красоте оружия,праздничной яркости отделки шлемов и кольчуг, украшенныхзолотыми и серебрянными заклепками, прошитых цветнымишелковыми шнурами, с наибольшей полнотой проявились вкусыновой эпохи.Меч, рассматривавшийся как боевое оружие и каксимвол воинской доблести самурая, служил разным целям,являясь принадлежностью и парадных церемоний, и синтоистскогокульта.

Рубежом, отделившим период Муромати от периода Камакура,считается 1333 год, когда феодалы юго-западных районов Хонсю,завоевав и предав огню Камакуру, вновь вернули столицу в Хэйан,утвердив свою резиденцию севернее старого центра, в районеМуромати. Власть новых сегунов была хотя и длительной, но непрочной.Старые секты утратили свое влияние.

Упростился и сталболее мирским дух всего монастырского устройства. В такойполитической обстановке учение секты дзэн стало наиболеесоответствующим переменчивым ситуациям жизни и превратилось введущую иеологию времени. В монастырском жилом зодчестве периода Муромати произошелцелый ряд преобразований. В XVI веке завершилось сложениенового архитектурного стиля - сеин, соединившего в себе чертымонастырских келий и усадеб военной знати.Суть нововведенийзаключалась в том, что единый прежде внутренний объем домаоказался расчлененным рядом таких элементов, как раздвижныедвери седзи и скользящие перегородки фусума, что позволилоболее гибко и динамично координировать различные части здания сокружающей средой.

Окружающее пространство приобрело новые функции при доме,предназначалось уже не для прогулок, а для созерцания изнутрикомнаты.Сад начал строится по принципу пейзажной картины.Сады периода Муромати делились на два основных типа - цукияма пейзажный, холмистый и хиранива плоский.

В больших садах этитипы зачастую дополняли друг друга. Сады цукияма представлялисобой комбинацию камней, деревьев, мхов и водоемов.Непременной принадлежностью таких прогулочных садов былмаленьких павильон - сяриден.Во второй половине XIV века активное развитие получает в Япо-нии и пейзажная монохромная живопись тушью на свитках -суйбоку-га. Принципы многочисленных видов художественных ремеселпериода Муромати основывались на эстетических идеалах,сложившихся в дзэнских монастырях и при дворах сегунов.

Напротяжении XIV-XV веков вместе с распространением дзэнскогоритуала чайных церемоний складывается и круг обслуживающихего предметов Олицетворявшие собой духовный смыслцеремонии, эти предметы тщательно подбирались. В каждом из нихдолжен был сохраняться аромат старины, непритязательнойкрасоты, изменчивости живой природы.Ярким явлением, воплотившим идеалы придворной культуры,было оформление спектаклей расцветшего в XIV-XV веках театраНо Эстетика этого театра также сложилась под воздействием дзэн-буддизма, с его стремлением выявить скрытую за внешнейоболочкой явлений истину мира - югэн. Важной принадлежностьюдействия были костюмы и маски актеров, монументализирующиефигуры людей, возвышающие их до образной значительностихрамовой скульптуры.

Маски разных персонажей не столькооткрыто демонстрировали какое-либо переживание, сколько давалипочувствовать неоднозначность человеческих эмоций. Изготовление масок было сложным искусством.Они вырезались издерева, покрывались многослойным грунтом, а затем тщательношлифовались и расписывались.

Декоративные искусства периода Муромати неразрывно связанынитями духовного единства со всеми видами художественнойдеятельности. В японской культуре последующих временсодружество разных видов искусств уже никогда не было стольслитным.ИСКУССТВО КОНЦА XVI - СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА.ПЕРИОДЫ МОМОЯМА, ЭДО ТОКУГАВА. Поздний феодализм, охватывающий в Японии время со второгодесятилетия XVII века по середину XIX века, отделен от периодаМуромати кратким, но весьма значительным в истории японскойдуховной жизни периодом Момояма 1573-1614. В это время былположен конец длительным войнам и установленацентрализованная власть.

Конец XVI века стал рубежом не толькодвух политических, но и культурных эпох. Расширение торговли сразными странами содействовало городов, развитию ремесел, аследом и расширению представлений о мире. Преобразованию претерпела манера художников, работавших вмонохромной живописи.

В их произведениях появилась большаядекоративная эффектность и смелость пластических решений.Философский подтекст, присущий пейзажам дзэнских мастеров,хотя и сохранился, но приобрел более лирическую направленность. В период Мамояма особого расцвета достигает искусство лаков. Столики, шкатулки, ларцы украшались эффективными, броскими,асимметрично расположенными узорами. В дополнение к техникемаки-э стали применять гравировку, роспись эмалями, золотымлаком.Обилие золота отличает и костюмы театра.

Декоративные начала в искусстве усилились на этапе, завершаю-щем историю японской феодальной культуры. Названный Эдо, илиТокугава, этот период стал порой расцвета целого рядахудожественных изделий, тесно связанных с жизнью городов. Для художественной жизни позднефеодальной Япониихарактерны резкие контрасты. Традиции средневековья в периодТокугава утрачивают свое единство.На рубеже XVII и XVIII веков, новые декоративные и жанровыеоттенки приобретают и произведения, выполненные в традициимонохромной живописи тушью и отвечающие духовнымпотребностям образованных кругов.

Попытки демократизации языка японского искусства нашлинаиболее органическое воплощение в графике направления укие-э.Ориентированная на вкусы горожан дешевая и легко тиражируемаягравюра на дереве явилась одним из важных звеньевхудожественной жизни, способствующих ее обновлению.Основателем японской ксилографии считается ХисикаваМоронобу.Его гравюры полны бытописательства,интереса к земным человеческим занятиям и чувствам.

На протяжении XVIII века мастера гравюры продолжалиупорные поиски новых путей для передачи умонастроения своихсовременников. Часто для изображения одной детали мастерупотреблял несколько десятков досок. Цветовой ритм создавалмногообразную гамму настроений - печали и радости, тревоги ибезмятежности. Начиная с XVII века, в быт японцев входит фарфор. С нежной глад-костью и яркостью рисунков фарфоровых сосудов перекликалисьпредметы из лаков.Лаковые изделия этой поры поражаютусложненностью приемов. В украшении оружия применялись многообразные ювелирныеприемы - инкрустация металлами, перегородчатая эмаль.

В одежде периода Тогукава ощущается тяга к яркости, декоратив-ной броскости. Лишенные карманов мужские костюмы дополнялисьособым видом миниатюрных резных скульптур-брелков - нецкэ, спомощью которых к поясу прикреплялись кисеты, трубки икоробочки для медикаментов.Японское искусство завершающей стадии средневековьяформировалось в своеобразных условиях. Изоляция страны отвнешнего мира не могла не затормозить в целом поступательныетемпы ее развития.

Тем значительнее выступают в истории техудожественные явления, которые в условиях изживающего себяфеодализма содействовали переходу к новому пониманиюдействительности.Такими явлениями в XVIII-XIX веках сталигравюра укие-э и богатый мир декоративных искусств,неисчерпаемые в своей обращенности к окружающей жизни.Именно они связали прошлое японской культуры с настоящим,пронеся сквозь века важнейшие критерии красоты, пониманиесвойств материалов, органичность связи искусства и природы,которые стали основой современной национальной культуры. выводы.

Японский народ создал многоликий и необычный мирхудожественных образов и форм, в котором воплотилась историяего жизни, бытового уклада, верований и суждений о прекрасном.Именно эпоха феодализма стала порой подлинного расцветаразнообразных областей художественного творчества. Дляяпонского средневекового искусства характерны черты, присущиевсей средневековой культуре большая целостностьмировосприятия, тесная связь с религиозными и нравственнымиидеями.

Но в Японии эти черты приобрели свою неповторимуюспецифику. Одной из наиболее характерных особенностейяпонской культуры прошлого стала широкая ассоциативность,легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышленияяпонского народа проявилась в многозначности содержаниясозданных им художественных предметов, отражающихпредставления о природе и мироздании.Культ природы,характерный для мироощущения всего древнего исредневекового Востока, приобрел в Японии свои оттенки.Пантеистическое восприятие явлений жизни развило в этой странеярко выраженное отношение к любой вещи, которой пользуетсячеловек, как к предмету эстетического наслаждения, чья ценность икрасота измеряются близостью к естественной природе, умениемпередать ее живую жизнь не путем подражания, а проникновениемв ее сущность.

Эстетические нормы японского искусства складывались и развива-лись под воздействием исторических, социальных факторов, равнокак и чрезвычайно своеобразных климатических и природныхусловий.

ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М 1972. 2. Григорьев Т. П. Японская художественная традиция. М 1979. 3. Иофан Н. И. Культура древней Японии. М 1976. 4. Мещеряков А. Н. Буддизм и синтоизм в общественной жизниЯпонии.Народы Азии и Африки . 1979, N 1 5. Горегляд В. Н. Буддизм и японская культура.М 1982. 6. Конрад Н. И. Культура эпохи Хэйан. М 1973. 7. Пасков С. С. Япония в раннее средневековье. М 1987. 8. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии.

М 1987. 9. Владимир Цветов. Пятнадцатый камень Реандзи. М 1986. 10. Эрнест фон Гессе-Варгет. Япония и японцы. С Петербург 1904. СОДЕРЖАНИЕ. 1. Введение стр. 1 2. Искусство VIII тысячелетия до Н. Э. стр. 2 3. Искусство VI-VIII веков. Периоды АСУКА, НАРА. стр. 5 4. Искусство IX-XII веков.Период ХЭЙАН. стр. 11 5. Искусство конца XII - середины XVI века. Периоды КАМАКУРА, МУРОМАТИ. стр. 15 6. Искусство конца XVI - середины XIX века. Периоды МОМОЯМА, ЭДО ТОКУГАВА . стр. 19 7. Выводы, стр. 21 8. Цитированная литература, стр. 22.