Сексуальная символика в культуре

Реферат по сексологии на темуСексуальная символика в культуреСтудентки 5 курсаПП факультетаСП 2Авакян А.Ю.Сексуальная культура неразрывносвязана с более общими социокультурными явлениями и изменяется вместе с ними.Социальные, нормы определяющие, чемдолжны или не должны заниматься мужчины и женщины, называются социальнымиполовыми ролями.Мужские роли и мужской стиль жизни являются преимущественно Инструментальными , а женские экспрессивными . Мужчина обычно бываеткормильцем, добытчиком, а в семье осуществляет общее руководство и несетглавную ответственность за дисциплинирование детей тогда как более эмоциональная по своейприроде женщина поддерживает групповую солидарность и обеспечивает детямнеобходимое эмоциональное тепло .Радикальное изменение этой структуры поПарсонсу не возможна.

Как бы не вовлекалась современная женщина вобщественно-трудовую жизнь, женская роль продолжает коренится прежде всего вовнутренних делах семьи, где женщина выступает как жена, мать и хозяйка дома,тогда как роль взрослого мужчины коренится, прежде всего , в профессиональноммире, в его работе, которая обусловливает и его функции в семье обеспечениеей соответствующего статуса и средств к существованию.

Даже если, что вполневозможно, кажется, что средняя замужняя женщина начнет работать, в высшейстепени маловероятно, чтобы это относительное равновесие было нарушено, чтобымужчина и женщина поменялись ролями или чтобы качественное дифференциация ролейв этих отношениях полностью изгладилась . Теория взаимодополнительности мужских и женских ролей подтверждалась тем, что этот тип ролевойдифференцировки инструментальность мужских и экспрессивность женских ролей широко распространен в обществах разного типаРазличие и взаимодополнениесоциальнополовых ролей можно найти в символике.

Так, например, символизациямужского и женского начал в древних мифологиях довольно близка к теории В.А.Геодокяна по которой мужской пол воплощаетобновление и изменчивость, а женский сохранение и устойчивость.

Мужское и женские начало трактуютсяв древнейших религиях то как взаимодополнительные, то как конфликтные, то какиерархически соподчиненные. Не чуждо мифологическому сознанию и идея андрогиниисовмещение в одном лице мужского и женского начала. Тема андрогинии илиперемена пола играет важную роль во многих обрядах.Так у австралийцевинициация мальчиков включает его временное ритуальное превращение в женщину.В наиболее развитых и сложныхмифологиях оппозиция мужского и женского начал вообще не сводится кэмпирическим различиям между индивидами.

Древнекитайская мифология утверждает,что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское и женское начало, хотя вженщине больше представлено Инь ,а в мужчине ЯН на разделение органов поэтому принципу покоится вся китайская медицина. На необходимости гармоническогосочетания мужского и женского начал в одном лице настаивает и тантризм.Из этихпредставлений исходил и К.Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательномкаждого индивида присутствуют два разных архетипа Душа анимаперсонифицирующая женское начало и дух анимус персонифицирующий мужское начало.Только сочетание души и духа обеспечивает гармоническое развитие индивида.Религиозно философский половойсимволизм оперирует глобальными космическими образами, претендующими наневременное и внепространственное бытие.

Стереотипы мускулинности ифемининности обыденного сознания гораздо конкретнее в них яснее прослеживаетсясвязь с социальными реалиями. Существует глубокая асимметрия в принципеописания и критериев оценки мужчин и женщин мужчина трактуется обычно какактивное культурное начало, а женщина как пассивное природная сила.С точки зрения социологиисексуальное поведение лишь определенный аспект социального поведениячеловека.

Однако сексуальность обладает известной автономией от прочихполоролевых свойств.Пол и сексуальность составляютнеотъемлемую часть культуры человечества. Не говоря уже о непосредственныхизображениях гениталий, они представлены в самых разнообразных религиозных ииных мифопоэтических символов.

Например, крест во многих культурно-историческихтрадициях воплощает плодородие, активное мужское начало и непосредственносоотносится с фаллосом. Такова, например, древнеегипетская эмблема рождения ижизни Анх . Сочетание креста с кругом обозначает соединение мужское и женскогоначал. Еще разнообразнее вербальные обозначения исимволы.П. Геро насчитал во французском языке более 1500 слов исловосочетаний, обозначающий половой акт, около 600 обозначающий половой член ипочти столько же влагалище.

Их семиотический анализ показывает, что на ряду скультурно-специфическими в них представлены некоторые универсальные значения,общие для всех народов и языков. Отчасти это объясняется анатомически, однако,соответствующие символы имеют более емкий не только физиологический смысл.Греческое слово Эрос обозначало нетолько любовь, но и универсальную космогоническую силу соединяющуюпервоначальные элементы мира. Семиотика мужских и женских гениталий строгосоотносится с разделением функций в половом акте. Слова и метафоры,обозначающие половой член, подразумевают активность, субъектное начало, а такжеинструмент средство деятельности.

Напротив влагалище чаще описывается какпассивное начало, сосуд, отверстие или какая-то ограниченная частьпространства.С этими образами связаны и древние архетипы мужского и женскогоначала вообще.Мужскиегениталии, особенно половой член чаще сего символизирующее силу, могуществовласть.

Особое значение придавалось эрегированному половому члену, видкоторого, согласно верованиям многих народов, должен внушать окружающим страх ипочтение. Женские гениталии обычно описываются в мифологиях как таинственноетемное начало, таящая в себе опасность и угрозу смерти.Изучение полового символизмаубедительно показывает его полисемантичность, причем сексуальные явления частоинтерпретируются в иносказательном, расширительном смысле.В древних шумерскихтекстах для обозначения мужчины и женщины использовали упрощенное соответствиесоответствующих гениталий, а женатый человек описывался знаком, в котороммужские и женские гениталии совмещались.

В этом не было ничего эротического гениталии как самый характерный признак пола становится социальным знаком,элементом культуры.Человечество наследовало от своихживотных предков не только фаллическую символику, но и отождествлениефемининной сексуальной позы с подчиненным, а маскулинный с господствующимположением.

Это проявляется в отношениях между мужчинами и демонстрирует намсемантику гомосексуальных контактов.Интересен вопрос о связи сексуальности с едой.Мифологическое сознание связывает эти действия столь тесно, что во многихязыках понятия вкушать и совокупляться передаются одним и тем же словом.Если давать этому факту психофизиологическое объяснение, то придется вспомнитьо взаимосвязи оральных и сексуальных ощущений.Для изучения семантики половогосимволизма большой интерес представляет инвективная лексика - язык ругательств.Встречающиеся в нем многочисленные сексуальные намеки распадаются на несколькокрупных блоков.1. Упоминание женскихгениталий и отправление ругаемого в зону рождающих производительных органов.Это не что иное, как пожелание смерти.2. Намек на то , чтоимярек обладал матерью ругаемого. Это зачисляет ругаемого в низшуюсоциально-возрастную категорию.3. Обвинение вкровосмешении широко представленное в английских ругательствах 4. Обороты речи супоминанием мужских гениталий означая помещение ругаемого в женскую сексуальнуюпозицию.Здесь сексуальные символы обозначаютглавным образом статусно-иерархические отношения или притязания.В итоге, можно сказать что всякультура была и есть пропитана сексуальной символикой. Литература1. И.С. Кон Введение всексологию.