Творчество Ивана Константиновича Айвазовского

Новосибирский Медицинский Инстстут. Кафедракультурологии. 1997 год.СОЧИНЕНИЕпо творчеству Ивана Константиновича АйвазовскогоВыполнено студентом лечебного факультета третьего курсадевятой группы Герасенко А. А.Иван Константинович Айвазовский - один из крупнейшихрусских живописцев XIX века.С детских лет проявилась у него страсть к рисованию. Он рос в Феодосии, и самые яркие впечатления были связаны с морем навкрноепотому и посвятил он изображению моря все свое творчество.Айвазовский учился в Академии художеств в Петербурге,и уже первые его морские пейзажи выделялись на академических выставках.

Наодной из таких выставок художник встретился с Александром Сергеевичем Пушкиным,который высказал ему свое одобрение. С тех пор и без того любимый мною поэтсделался предметом моих дум и вдохновения говорил Айвазовский.Впоследствиихудожник создал ряд картин, связанных с образом Пушкина, и в их числезнаменитое полотно Прощание Пушкина с морем фигура поэта написана И. Е.Репиным . Это произведениеудивительно созвучно пушкинским строкам Прощай,свободная стихия.Впоследний раз передо мнойТыкатишь волны голубыеИблещешь гордою красой За успехи в живописи Айвазовскому сократили на двагода курс занятий в Академии и в 1837 году присвоили высшую награду - Большуюзолотую медаль.В начале 1840-х годов молодой художник направляетсяпенсионером Академии за границу.

Морские пейзажи, написанные им в Неаполе и вВенеции, приобрели широкую известность. В Амстердаме Айвазовский был удостоенпочетного звания академика , а в Париже получил золотую медаль.

Тогда жеанглийский пейзажист Д. Тернер под впечатлением от картины Айвазовского,изображающей Неополитанский залив лунной ночью, сложил в честь ее автора сонет,в котором писал Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картинуза действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною.Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет Гений . Этистроки тем более ценны, что они пренадлежат пользовавшемуся мировым признаниемхудожнику-маринисту, скупому на похвалы человеку.По возвращении в Россию Айвазовский получил званияакадемика и живописца Главного Военно-морского штаба.

В 1844 - 1845 годах имвыполнен большой государственный заказ на цикл картин, показывающих русскиепорты-крепости на Балтийском море. Полотна Свеаборг и Ревель дают представлениеоб этой серии.Несмотря на множество предложенных в столице выгодныхзаказов, Айвазовский уезжает на родину, в Крым. Там, в Феодосии, осенью 1846года он отметил десятилетие своего творчества.

Поздравить художника с юбилеемприбыла эскадра кораблей черноморского флота под командованием адмирала В. А.Корнилова. Моряки не случайно оказали художнику высокие почести. Айвазовский нераз бывал в боевых походах эскадры.Он участвовал в высадке русского десанта уСубаши и запечатлел это событие.Истории русского флота посвящено и полотно Петр I при Красной горке . Айвазовский изображал парусныекорабли со всей их сложной оснасткой в картине Русская эскадра насевастопольском рейде с глубоким знанием передан строй боевых судов, готовых к параду.Чуткий к событиям современности, Айвазовский сразу жеоткликался на них своими работами.

Так, он создал ряд произведений о Крымскойвойне 1853 - 1856 годов.Художник не только побывал в осажденноом Севастополе,но и привез туда выставку своих картин. В их числе был Синопский бой победанад турецким флотом 18 ноября 1853 года . Полотно было создано на основаниирассказов участников боя. Эта картина так поражает, что трудно оторваться отнее писал один из моряков, видивших ее в осажденном Севастополе.

Известны ислова, сказанные тогда адмиралом П. С. Нахимовым Картина чрезвычайно верносделана .Одним из самых популярных произведений художникаявляется Девятый вал . Айвазовский изобразил бушующее море при восходе солнца.Пенятся огромные волны, со страшной силой налетает девятый вал . Неистовствустихии художник противопоставил мужество и отвагу людей, спасающихся на обломкемачты после кораблекрушения.

Айвазовский так построил свою картину и ввел в неенаиболее яркие и звучные цвета, что не смотря на драматизм происходящего,заставил любоваться красотой бушующего моря. В картине нет чувства обреченностиили трагизма.Удивительно мастерство художника.С одинаковой силой иубедительностью он умел передать яростный шторм и тихую гладь моря, блесксверкающих на воде солнечных лучей и рябь дождя, прозрачность морской глубины ибелоснежную пену волн. Движение живых стихий неуловимы для кисти, - говорил Айвазовский писать молнию, порывветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должензапомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней,обставлять свою картину . Он был убежден, что человек, не одаренный памятью,сохраняющий впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком,живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда .Айвазовский работал много и вдохновенно, свобноимпровизируя, вкладывая в работу все свои чувства и богатство наблюдений.

Писать тихо, корпеть над картиною целык месяца не могу сознавался он. Творческий путь мастера был сложен.

Романтическиечерты постипенно сменились в его искусстве реалистическими. От яркой красачнойгаммы и эффектов освещения, котроые преобладали в ранних работах , Айвазовскийперешол к более сдержанным и правдивым цветовым отношениям.Особенно заметноэто в картине Черное море и одном из самых крупных полотен - Волна .Художник создал более шести тысяч произведений и одно из них представлено вколлекции Новосибирской картинной галереи - Кораблекрушение .На картине изображен корабль, севший на мель,спасательная шлюпка, на котрой вся команда плывет к берегу от места крушения.

Сберега за всем наблюдают рыбаки, явно заинтересовавшиеся происходящим.Носмотря на эту картину не видишь трагедии крушения, все переживания как быуходят на второй план. Этот эффект достигнут благодаря особому изображениюдействия. Краски подобраны светлые, яркие, насыщенные.

Кроме этого пейзажокружающей обстановки достаточно мирный небо чистое, нежно голубого цвета, наморе полный штиль, поверхность моря как зеркало, не видно ни одной волны.Кромеэтого сам корабль находится в дали и выглядит каким-то маленьким, игрушечным.Все это создает ощущения какого-то душевного спокойствия, что позволяет простолюбоваться картиной не задумываясь о сюжете.Айвазовский достиг огромных высот в изображении моря,которому он посветил всю свою жизнь.

Он внес огромный вклад в мировую культуруи культуру России.