Живописное искусство Германии

Живописное искусство Германии С начала ХIХ в.классицизирующие тенденции в немецкой живописи были вытеснены романтическими. В немецком романтизме преобладалореакционноенаправление и в условиях реакции многие художникистановятся на прими-ренческие позиции.Лишь в творчестве некоторых из нихнашли отражениепрогрессивные тенденции эпохи.Самые живые явленияромантического искус-ства проявились в области портрета и пейзажа.Портреты составляютлучшую часть художественного наследства ФилиппаОтто Рунге 1777-1810 , работавшего в Гамбурге.

Близкий к кругу гамбургских романтиков-литераторов , сам видный теоретик живописи, уделявший большое внимание проблемам цвета и его гармоний, автор трактата Цветовой круг , Рунге стремился всю свою недолгую жизнь к построению сложных , надуманных аллегорий.Он мечтал о фантастико музыкальной поэме в цикле композиций Четыре времени суток , но действительно живые образы создал,обратившисьнепосредственно к натуре.В Автопортрете 1805 , поэтическое восприятие действительности сочетается с зоркостью взгляда аналитика , со строгим и точным мастерством рисунка.

С удивительнойтонкостью и тщательностью исполнен пейзаж, на фоне которого представлены старики-родители художника , около которых при-мостились их внуки Портрет родителей 1806, Гамбург, Кунстхалле .Сурово скорбны морщинестые лица встревоженных стариков, резким контра-стом воспринемаются рялом с ним розовощекие дети, глядящиена мир широ-кооткрытыми глазами.Свое уважение перед человеком , озабоченность за егосудьбу, восхищение перед богатством и красотой роднойприроды пере-дает Рунге в этом свое произведение.

Природа сталаглавным объектомом изображения Каспара Давида Фридриха 1774-1840 , чья деятельность протекала главным образомв Дрездоне . В своих пейзажах художник выражает чувсто преклонение передвеличием при-роды, а также переживание, полные мрачного раздумья,пессимизма.Излюб-ленные мотивы пейзажи Фридриха- пустынные скалистые громады,которые онпишет в различное время дня, любуясь их плавными очертаниями , игрой света,переливами красок на каменных глыбах.

В лучах заходящего либовосходящего солнца они подчас утрачивают свое материальность , превра-щаясь в подобие миражей Горный пейзаж . В картинах Фридриханаходит отражение и борьба немецкого рарода про-тив наполеоновского завоевание - МогилаАрминия 1813 и растущая реак-ция, сковывающая творческие силы нации Гибель Надежды во льдах 1822, обе - Гамбург, Кунстхалле .Человек в пейзажахФридриха-маленькаяодинокая фигура, затеренная в необъятных просторах холодногонеобжитогомира, или пассивный наблюдатель, созерцащий туманные дали,уносящийся вмечту Двое, созерцающие луну 1812-1820, Дрезден,Картинная галерея . Более радоснымнастроением отличаются картины природы родного Фрид-риху селения.

Поэтично залитые солнцем ЛугаГрейфсвальдом 1820-18309,Гамбург, Кунстхалле ,напоминающие чудесные описания природыу писателейи поэтов-романтиков.Обращение кдействительности и ее образам свойственно лучшим произ- ведениям немецкого искусства середины 19 в. Расцвет реализма внемецкой живописи ознаменован творчеством Адольфа Менцеля 1815-1905 , сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщикас добросовестностью ученого-историка.

Художник широкихзамыслов,Менцель стремится охватить жизнь во всем ее разнообразии.Лучшие качества Мен-целя-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредст-венно с натуры, в широкой, свободной манере Комната сбалконом 1845 , Железная дорога Берлин-Потсдам 1847,обе-Берлин, Национальная гале-рея , где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечнымсветом.

Менцель первый ввелв исторический жанр реалистический метод.В 1840г.он предпринял громадный труд по иллюстрированию Истории Фридриха Вели-кого Ф. Куглера, создав четыреста рисунков пером длягравюры на дере-ве , лаконичных и острых.Эта работа выдвинула его в числознаменитейших немецких графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля особенно привле-кает достоверность в обрисовке исторической обстановки,костюмов, умениесхватить характерное.

И все же художник, как и историк, неизбежал чертидеализации в характеристике Фридриха, представленного ввиде справедли-вого просвещенного монарха. К этой же теме Менцельобращается и в живо-писи. Самая живая из цикла картин, посвященных Фридриху2 Круглый столв Сан-Суси 1850, не сохранилась . Художник рисуетизысканное общество, окружающее Фридриха в его резиденции.Среди присутствующих -знаменитыйфранцузский философ Вольтер.

Мастерски изображена обстановкадворца,сво-бодно сгруппированы вокруг стола собравшиеся, и все же чертыоднообразноописательной манеры присутствуют и здесь.Поездки во Франциюи знакомство с достижениями французского искусства укрепляют реалистическую направленность творчества Менцеля и его острый интерес ксовременности во всем разнообразии проявлений.В его искусственаходят отражениесобытия революции 1848г. Он пишет Почести погибшим вМартовские дни 1848,Гамбург, Кунстхалле ,обнаруживая свои демократи-ческие настроения,сочувствия жертвам восстания.Он создает Железопрока-тный завод 1875,Берлин, Национальная галерея , одну из первых в запад-ноевропейской живописи картин жизни рабочего класса ,индустриального труда.

С документальной точностью изображает художникогромный цех заво-да, станки и освещенных пламенем печи рабочих, условияих тяжелого, из- нурительного труда. Тут же в цехе, примостившись за листомжелеза, зака-нчивают они наспех свой скудный завтрак.Некоторая чернота исухость жи-вописи не снижают громадного значения этого произведения, показывающегоколлективный труд индустриальных рабочих, своеобразную мощь и красоту машин.

Многочисленныеподготовительные рисунки к картинам, сделанные с нату-ры, характеризуют Менцеля как одного из самых крупных, современ Дюрера,рисовальщиков Германии.Среди них и тщательнейшие рисункидеталей костю-мов, обстановки, и живые наброски людей, пейзажей, интерьеров,исполнен-ные углем и карандашом, пером и кистью. Искусство Менцеляполучило признание далеко за пределами Германии.Крупнейший русский критик-демократ В. Стасов называл его одним из самыхвеликих художников . Однако творчеству Менцеля присущичерты ограничен-ности пассивная созерцательность и перегруженность деталямиего истори-ческих полотен, за которыми подчас стушевываетсяглавное,а прославлениереакционной силы гогенцоллерновской Пруссии, выдвигающейсясреди кингло-мерата немецких государств. После победы надФранцией в войне 1870-1871гг. и образования Герман- ской империи с господством юнкерства и крупной буржуазии встроне разве-ртываются большие строительные работы.

Офицеальноеискусство, прословля-ющее монархию, идет по пути все большего отхода от действительности в мир вымысла.

Защитники реалистического искусства вынуждены работать втруднех условиях нарастающей реакции.Традиции реализма внемецкой живописи последней трети века продолжаетВильгельм Лейбль 1844-1900 . Интерес к жизни людей труда,проблеме све-товоздушной среды и пространства приводит его к созданиюкартины маль-чик савояр 1869, Ленинград, Эрмитаж , Обществоза столом 1870 - 1873,Кельн, Музей . Далекие от социальной заостренности , ониправдиво изобра-жают крестьян баварских деревушек, привлекая серебристойтональной живо-писью.

В позних своих работах Лейбль переходит к импрессионистической манере живописи, распространяющейся в Германии.