Архитектура периода Российской Империи

Большие успехи зодчества периода Российской империи 18-первая половина 19 вв как и всей русской экономики и культуры в целом, связаны с деятельностью Петра 1 . В его царствование, в частности, было значительно расширено производство кирпича и других строительных материалов и изделий, стандартизировалось их изготовление были введены различные законоположения, инструкции и кодексы по строительству началась систематическая подготовка архитектурных кадров, издание литературы по строительству и архитектуре, а так же изучение опыта зарубежного строительства в Россию стали приглашать западноевропейских зодчих.

Крупным вкладом в сокровищницу русского и мирового зодчества было возведение Петербурга с его ансамблями, общественными зданиями, городскими и загородными дворцами, улицами, парками. Строительство его осуществлялось по заранее разработанному генеральному плану, основанному на принципах регулярной планировки.Сооружение жилых домов в Петербурге велось с обязательным условием выхода их фасадов на улицу, а не в усадьбу, как это делалось раньше.

Строго регламентировалась также высота домов.Новым в архитектуре Петербурга было то, что застройка его производилась не только по генеральному плану, но и по образцовым типовым проектам, в которых различались дома для именитых, зажиточных и др. Одним из первых монументальных сооружений Петербурга был собор Петропавловской крепости 1712-1733 гг. с огромной колокольней, увенчанной 34-метровым золоченым шпилем, символизировавшим величие новой русской столицы.

Характерным в этом соборе было то, что по архитектуре он больше походил на светское здание типа западноевропейских городских ратуш. Сердцем же Петербурга, символом морского могущества России стало Адмиралтейство с его 72-метровойбашней со шпилем, увенчанным кораблем 1704 г. заново возведено зодчим И.К.Коробовым в 1732-1738 гг. и перестроено затем А.Д.Захаровым. От здания, как лучи, расходятся три крупных проспекта города.Существенным отличием Петербурга от Москвы и других городов России является то, что зодчество в нем носило утилитарный характер. Строительство культовых зданий было ограничено их возводили лишь в случаях крайней необходимости.

Сдержанная и монументальная в петровскую эпоху архитектура в последующие годы под влиянием стиля барокко становится пышной и торжественной.Образцы архитектуры русского барокко представлены дворцовыми зданиями, дворцово-парковыми ансамблями, триумфальными арками, которые носили характер показной парадности, роскоши и должны были демонстрировать богатство и могущество дворянства. Крупнейшим мастером русского барокко петербургской школы был зодчий В.В.Растрелли, создавший такие памятники русской архитектуры, как Екатеринский дворец в Царском Селе 1752-1762 гг Зимний дворец 1754-1762 гг. и Смольный монастырь в Петербурге 1748-1757 гг Андреевский собор в Киеве 1747-1762 гг. и другие.

Особенностями внешней архитектуры зданий В.В.Растрелли, как, впрочем, и всего русского зодчества, являются протяженность зданий, ясность и простота их плана, членение на выступающие и западающие объемы, применение ордеров с раскрепованными антаблементами, украшение фасада скульптурами, позолоченными белым лепным декором на цветном, чаще голубом фоне стены.

Для интерьеров зданий характерно наличие парадных залов, просторных вестибюлей, а так же богатство отделки.Типичным сооружением дворцового зодчества этого периода является грандиозный по протяженности около 500 м. Екатеринский дворец в Царском Селе. Здание его состоит из центральной части и четырех флигелей, связанных между собой в единый корпус промежуточными вставками.

Дворец примыкает к большому регулярному парку, застроенному различными увеселительными павильонами.Расположенные анфиладой на втором этаже дворца парадные помещения огромные залы имеют большую ширину и двухстороннее освещение, а некоторые устраивались и двусветными, то есть имеют два яруса оконных проемов. Стены и потолки помещений отделаны золоченой резьбой, картушами, вензелями и др. Великолепен по национальному колориту динамичный, парящий над днепровскими кручами на высоте более ста метров над уровнем реки бело-голубой Андреевский собор в Киеве. Это произведение В.В.Растрелли, помимо своих изумительных художественных качеств, имеет большое градостроительноеное значение благодаря исключительно удачной постановке на местности. Откуда ни посмотришь на храм с близкого ли расстояния, находясь у подножья горы, вдалеке от нее отовсюду он поражает удивительной стойкостью силуэта, великолепно вписанного в окружающий ландшафт и неразрывно с ним связанного.

Архитектура собора отличается четкостью плана он имеет форму четырех сторон креста, исключительной пластикой объема, легкостью архитектурных элементов и деталей.

Украшенный нарядными люкарнами легкий центральный купол, кусты стройных колонн, несущих изящные декоративные боковые главы, замечательных пропорций ордер с раскрепованным антаблементом, опоясывающий здание, в сочетании с хорошо прорисованными лепными золочеными и белыми деталями на голубой поверхности стен придают храму необычайную живописность и выразительность.

Андреевский собор самое совершенное и зрелое произведение В.В.Растрелли. Он по праву относится к наиболее прославленным шедеврам архитектурного наследия.Архитектурная школа В.В.Растрелли нашла в России многочисленных последователей. Вторым архитектурным направлением барокко была московская школа Д.В.Ухтомского, воспитавшего таких выдающихся мастеров архитектуры, как М.Ф.Казаков, А.Ф.Кокоринов и другие.

Известные работы Д.В.Ухтомского триумфальная арка Красные ворота в Москве 1753-1757 гг колокольня Троице-Сергиевой лавры в Загорске 1741-1770 гг. и ряд других дворцовых и культовых сооружений. В своих проектах Д.В.Ухтомский развивал традиции отечественной архитектуры. Его произведения отличаются национальным своеобразием и художественной целостностью.Д.В.Ухтомский сочетал практическую работу с теоретическим обучением многочисленных учеников.

Задолго до открытия Академии художеств им была создана особая школа Команда Ухтомского в которой обучались русские зодчие. Во второй половине 18 в. барокко и рококо были вытеснены пришедшим с Запада стилем классицизма, под влиянием которого созданы замечательные творения русского искусства величественные городские и загородные ансамбли, монументальные высокохудожественные светские здания и др. При этом русский классицизм, как и русское барокко, был глубоко отличен по своему идейно-художественному содержанию от этого стиля в других странах.

Обладая рядом прогрессивных особенностей, русский классицизм способствовал созданию сугубо национальных, самобытных архитектурных произведений, поставивших русское зодчество на одно из ведущих мест в мире. Основоположниками русского классицизма были выдающиеся зодчие В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов, А.Ф.Кокоринов, воздвигнувшие замечательные памятники, в которых гениально сочетались классические принципы античной архитектуры, мировой классики и русского архитектурного наследия.

Зданиям этих архитекторов присуще основанные на классических ордерах простота и строгость объемно-планировачных схем, четкость и ясность форм, сдержанность в применении декоративных элементов и деталей. Большие успехи в этот период достигнуты в области реконструкции и планировки городов.По размаху градостройства Россия далеко опередила другие европейские государства реконструкции подвернулись многие города и населенные места.

Применяя регулярную систему, русские мастера избегали свойственному Западу схематизма, чисто геометрической планировки, широко использовали национальные традиции, умело сочетали планировку с особенностями рельефа местности и окружающей природы. При планировке они мастерски вписывали в общий план исторически сложившиеся системы застройки, памятники архитектуры и другие.Площадям обычно придавали простую форму и застраивали их главным образом административными и общественными зданиями, а так же капитальными каменными домами дворян и купечества.

Улицы делали прямыми и широкими. Прямоугольная сетка улиц в большинстве городов удачно сочеталась с радикальной.При планировке улиц, в том числе в провинциальных городах и сельских местностях, широко использовались образцовые проекты . Лучшими творениями зодчества раннего классицизма является здание Петербургской академии художеств, построенное по проекту А.Ф.Кокоринова при участии Валлена Деламота в 1764-1788 гг. произведения В.И.Баженова выстроенный в 1784-1786 гг. дом Пашкова в Москве и неосуществленный проект грандиозного Кремлевского дворца в царской резиденции в Царицыне Московский сенат в Кремле 1776-1787 гг Голицинская больница в Москве 1796-1801 гг выстроенные М.Ф.Казаковым Таврический дворец в Петербурге 1783-1789 гг. И.Е.Старова Камеронова галерея в Царском Селе 1783-1786 гг. Чарльза Камерона Смольный институт в Петербурге 1806-1808 гг. Джакомо Кваренги и другие.

Среди немногочисленных сохранившихся произведений В.И.Баженова особенно выделяется дом Пешкова одно из красивейших зданий Москвы.

Он отличается исключительной композицией и изумительными пропорциями. Фасад дома имеет типичное для многих русских усадебных дворцов того времени объемное построение членение здания на три объема. Центральный трехэтажный объем и связанные с ним посредством одноэтажных галерей двухэтажные боковые объемы оформленные разными ордерами.При этом чем выше по фасаду здания расположен орден, тем он стройнее и изящнее.

Этим подчеркивается нарастающая к центру динамичность силуэта здания. Боковые объемы здания приземистые, оформлены портиками ионического ордера грузных пропорций. Портик центрального главенствующего объема более тонких пропорций и поднят на рустованном цокольном этаже. Центральный объем, кроме того, увенчан ротондой с колоннами тонких пропорций.Здание это сильно пострадало во время пожара 1812 г. и восстановлено в несколько искаженном виде. И все же оно остается одним из примечательных в Москве.

Поставленный на холме дом, особенно его центральная часть, хорошо воспринимается с различных сторон, выглядит величаво и свидетельствует о высоком композиционном мастерстве автора, его таланте как градостроителя. При проектировании зодчий здесь подошел к отдельному зданию, как к составной части ансамбля.Наиболее заметный след в истории архитектуры конца 18 в. оставил замечательный зодчий, сочетавший в себе талант художника и инженера, М.Ф.Казаков.

В отличие от зданий В.И.Баженова произведения М.Ф.Казакова дошли до наших дней в большом количестве и в хорошей сохранности. Архитектура его творений отличается строгостью общей композиции, логичным выявлением в наружных формах внутренней структуры здания, сдержанностью архитектурных форм. Сооружением, в котором более ярко проявился широкий диапазон мастерства зодчества, считается здание Сената в Московском Кремле.Помимо блестящего архитектурного решения, в нем применена технически смелая конструкция кирпичного купала диаметром около 25 м. наибольшего в те годы в Европе толщиной всего в один кирпич, которым увенчан цилиндрический объем зала заседаний.

Среди общественных сооружений М.Ф.Казакова выделяется ансамбль Голицынской больницы в Москве усадьба с открытым парадным двором курдонером и парком, расположенным за центральной частью корпуса на склоне Москва-реки. Доминирующим в композиции здания является его центральный объем с портиком, за которым размещен торжественный купольный зал-ротонда, являющийся лучшим образцом интерьера классицизма.

Купол органически связан как с внутренним пространством зала, так и с наружной архитектурой всего здания пример единства наружных форм и внутренней структуры здания, единства художественного и технического замысла.Однако такое ансамблевое строительство проводилось только в центральных районах окраины по-прежнему, бессистемно застраивались убогими деревянными и глинобетонными домами бедноты, в чем сказалась классовая ограниченность градостроительства.

Картуш орнамент с завитками по сторонам и полем по середине с вензелями, эмблемой, надписями. Люкарн - окно для освещения чердака, в данном случае подкупольного пространства. Портик - открытая колоннада, установленная у наружной части стены. Ротонда - круглое в плане строение, обычно перекрытое куполом. Курдонер - парадный двор, образуемый выступающими боковыми объемами здания П-образной формы.Николай Антонович Черкасов Архитектура издание 2-е, переработанное Издательство Будiвельник Киев 1968 год Реферат по истории тема Архитектура периода Российской империи Ученицы 7 Б класса Кравчик Ани 2001год.