Образ женщины в творчестве Г. Климта

Творческая работа по спецкурсу История мировой художественной культуры На тему Образ женщины в творчестве Г. Климта студентки 201-р группы Тиуновой Ольги. Образ женщины в творчестве Густава Климта. Ты - женщина, ты - книга между книг, Ты - свернутый, запечатленный свиток В его строках и дум, и слов избыток, В его листах безумен каждый миг. В.Я. Брюсов Климт пишет на рубеже веков. В искусстве того времени происходят значительные изменения появляется стиль модерн.Он стремительно завоевывает все виды искусства, в том числе и живопись.

Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не только новые формы, но и содержание. Появляется новый взгляд на мир, окружающую действительность и на личность. Своеобразное преломление образа женщины двадцатого столетия нашло отражение в творчестве Климта. Художник пытается не только изобразить современную женщину, но и найти свой идеал.Отсюда возникает серия блистательных портретов, образ роковой женщины, постоянная смена стиля и поиск чего-то нового.

Одна из ранних работ мастера Любовь1895. Черты девушки и ее возлюбленного размыты. На лице - экстаз. Но на втором плане парят зловещие тени - образы смерти, старости, детства и сладострастия. Это разрушает кажущуюся близость возлюбленных, что подчеркивается контрастностью одежды то есть с самого начала ставиться попытка осознать роль и совместимость женского и мужского начала в этом мире. В это время Климт пишет и портреты.Портрет Сони Книпс1898, который кажется на первый взгляд шаблонным, на самом деле индивидуален.

С одной - стороны легкость и невинность, которую придают портрету нежно-розовые тона, но с другой - тревожность и задумчивость, которая чуть заметно прослеживается, открывает галерею климтовских портретов, которым будут присущи эти черты. Если Соня Книпс - реальная девушка, то картина Русалки1899 символична. Русалки - это обобщенный образ роковой женщины.По преданиям, обворожительные русалки ночью заманивали запоздалых путников и увлекали их за собой на дно. Для Климта главное - не точная передача облика русалки - девушки с рыбьим хвостом - ему важно отразить ее суть он облекает ее в оболочку зародыша рыбы, оставляя только лицо, которое сначала пугает, но постепенно притягивает и засасывает в бездну, в никуда.

По смыслу и сюжету Русалкам близка Золотая рыбка1901-02. По лицам девушек скользит сладостная истома одна из них зловеще улыбается.Но, мне кажется, их роль меняется - не они выполняют желания, а их выполняют одурманенные и опьяненные ими мужчины.

Зловещая улыбка рыжеволосой обольстительницы подчеркивает разрушительную силу рыбок. Тему роковой женщины продолжает картина Юдифь и Олоферн1901. Художник дважды использует этот сюжет и трактует его по-разному. В данном варианте Юдифь испытывает чувственную удовлетворенность, держа в руке отрубленную голову Олоферна. Автор этим показывает ту разрушительную силу, которой наделена роковая женщина.В 1909 году Климт пишет ЮдифьII , где происходит окончательная трансформация образа. Она - губительница мужчин.

Безжизненный взгляд Юдифь устремлен вдаль. Невозможно понять, ради чего это было сделано. Автор показывает, что от роковой женщины исходит мощная губительная сила. В ней заключен поток отрицательной энергии, то есть Юдифь превращается в Саломею Иль, может быть, в дыму кадильниц рея И вскрикивая в грохоте тимпана, Из мрака будущего Саломея Кичилась головой Иоканаана.Н. Гумилев Юдифь Если Юдифь I испытывала экстаз от содеянного, то ЮдифьII - это ледяная статуя, неспособная на чувства.

Это воплощение всеобщего, неимеющего начала, конца и цели, зла. От исчадий ада, стихийных разрушительниц несколько отличаются образы женщин с портретов. Одним из самых ослепительных портретов считается Портрет Эмилии Флеге.1902 Я бы назвала его воплощением климтовского идеала - уверенная в себе, немного самовлюбленная, но в то же время очаровательная и милая, она потрясает своей глубиной.Орнамент заднего плана создает иллюзию парящего шарфика, что придает Эмилии некую легкость и неуловимость но общие тона - от светло-зеленого до темно-синего создают ощущение реальности.

Иным содержанием наполнен Портрет Хермины Галлиа1903-04. Несмотря на бледный, немного размытый цвет платья, этот портрет более реальный, приглушенный. По лицу скользит усталость и озабоченность. Я думаю, что это отражение авторского настроения - скорби о прошлом и поиске нового.Попытка осознания женской сущности отражена на полотне Водяные змеи1904-07. Две сплетенные девушки представляют собой единое целое, куда нет входа мужчине.

Они кружат в бесконечном потоке сознания автора. Лицо рыжеволосой девушки выражает спокойствие и чувство гармонии, нежели экстаз. Эта картина, скорее всего, говорит о состоянии души автора.Он следует мудрому изречению Шиллера надпись на картине Обнаженная истина1899 Твои дела и твое искусство не могут нравиться всем делай, что считаешь правильным, для блага немногих.

Нравиться слишком многим - плохо. Женщины этого сюжета - отражение скрытого, бессознательного, сексуального желания мужчины фрейдовского Оно. А сплетение женских тел говорит об их загадочности и непознанности.Вызывающим и интересным взглядом, отражающим суть женской природы, является картина Три возраста женщины1905. Орнамент картины с черными, заслоняющими его квадратными вставками в верхних углах говорит о неполноте бытия всей слабой половине человечества.

Девочка прижимается к груди матери. Их обнаженные тела полны жизни и свежести, они резко контрастируют с образом старухи, с желтым высохшим телом и отвратительными изъянами. Ее лицо, в отличие от женщины и ребенка, отвернуто от зрителя. Бесцельность и ненужность - это атрибуты старости. Поэтому Климт оставляет этот возраст и старается воспеть красоту цветущей женщины. Он использует для этого всю гамму золотого цвета. Портрет Адели Блох-Бауэр1907 - это апогей его творчества.Великолепная Адели на золотом фоне кажется еще ослепительнее.

Но ее обеспокоенный взгляд говорит о ее несвободе это подчеркивает орнамент на платье в форме глаз. Она - птица в золотой клетке. Этим автор еще раз подчеркивает ограниченность женских возможностей.Но если женщина, несмотря на магнетизм, красоту и роковую страсть, все же слаба и не всесильна, а мужчина - игрушка в ее руках, то почему этот хаотичный мир не разрушился Ответ на вопрос Климт дает в самом известном творении - Поцелуе1907-08. Если раньше мужчина отсутствовал или представлял собой отрицательный заряд нечто контрастирующее и несовместимое с женским началом, то теперь автор показывает гармонию, слияние двух противоположностей.

Мужчина и женщина слиты воедино, между ними трудно провести грань, хотя орнамент женского одеяния контрастирует с мужским, общий фон подчеркивает их единство.Это не только физическая, но и духовная близость двух людей, которые способны противостоять злу, порождая добро, любовь и новую жизнь.

В это же время художник пытается понять и осмыслить поведение женщины современной эпохи. Эту проблему затрагивает работа под названием Женщина в шляпе и боа из перьев1909. Автор сознательно не дает ей имени, показывая тем самым обобщенность черт, за которыми скрываются намеки на всех современных женщин в целом. Его Незнакомка очаровательна. Незнакомку Крамского можно назвать строгой и высокомерной, а климтовскую - манящей и притягивающей к себе взоры, как магнит.Она напоминает мне Незнакомку Блока И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. А. Блок Незнакомка Но, несмотря на загадочность и обворожительность, она безнравственна - душа ее пуста.

Автор понимает, что женщины такого типа под очаровательной внешностью прячут продажность и развращенность. Этой же проблеме автор отводит внимание в картине Дева1913, где рассматривает вместе с гибелью юности и гибель нравственных ценностей.Женщины сплетены в клубок со спящей в центре девушкой.

Они испытывают различные стадии сексуального переживания от возбуждения до пресыщения. В этом плане Дева резко отличается от них. Она еще чиста и целомудренна, но клубок начинает ее засасывать об этом говорит орнамент в форме спирали, то есть художник показывает, что она станет такой же безликой и лишенной индивидуальности, как и остальные женщины. И он питает симпатию ни к ним, а к женщинам с богатым и высоко духовным внутренним миром.Доказательством этого может служить портрет Адели Блох-БауэрII1912. Этот портрет, в отличие от первого, более теплый.

Взгляд Адели рассеянный, блуждающий положение рук говорит о ее нерешительности. Она кого-то ищет. Это уже не ослепительная женщина - красота ее более реальная, приглушенная. Но Климта она привлекает своей внутренней красотой, достоинствами и искренностью переживаний.Очень близок по тематике этому портрету Портрет баронессы Элизабет Бахофен1914. Живой ясный взгляд говорит о ее богатстве и красочности личности, что более точно подчеркивает изысканный японский орнамент.

К поздним портретам Климта относятся Портрет Иоганны Штауде1917-18 и Портрет Амалии Цукеркандаль1917-18. Лица женщин отличаются серьезностью и озабоченностью. Это, несомненно, отражение состояния души автора. Он прекрасно понимал, что женский идеал живет лишь в его подсознании, в его внутреннем мире. И каким бы своеобразным и изысканным этот мир не был, он никогда не сможет воплотиться в реальности.Реальность, по Климту это хаос, антиценность, которая крушит все мечты и надежды.

Художник умирает внезапно в 1918 году, так и не примирившись с действительностью. Отсюда трагизм и пессимизм его последних работ. Об этом говорит одна из последних работ незаконченная - Адам и Ева1917-18. На первый план автор помещает Еву, она прикрывает собой Адама. Ее лицо задумчиво-искусительное, а его - изнеможденное.Я думаю, что этим Климт показывает, что женщине в мире отводится главенствующая роль - она порождает и губит, манит и отталкивает.

Она - парадокс. Мужчина оказывается игрушкой или орудием в ее руках, он осознает это, но не может противостоять женскому началу. Но Ева не всесильна - она слаба, поэтому и поддается искушению змия, что приводит к разрушению мира гармонии. А женщина и мужчина обречены на вечное скитание в мире хаоса, несовершенства, дисгармонии.