Миф и религия

Московский Авиационный Институт Технический Университет Кафедра культурологии Доклад на тему Миф и религия Выполнил Павлюк Д.В. Гр. 02-105 МИФ И РЕЛИГИЯ формы культуры,обнаружива ющие в ходе истории глубинную взаимосвязь.Стремле ние людей обрестифинальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое,ведет к постоянному воспроизводству в культуре Мифа и религии. Рели гия, кактаковая предполагает наличие определенного мировоззре ния и мироощущения,центрированных на вере в непо стижимое, божеств, источник существующего.

Наэтой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия,культовая практика и организа ции. Религиозный взгляд на мир и сопутствующийему тип мироощущения первоначально складываются в грани цах мифологическогосознания. Разные типы религии сопровож даются несхожими между собоймифологическими системами.Од новременно существует и тенденция обособлениямифа от религии, ибо он обладает имманентной логикой са моразвертывания,которая не обязательно обращена на последнюю реальность непостижимый абсолют.Со образно с логикой мифа можно препарировать социо-культурные явления или жесозидать идеальные конст рукции средствами худож. фантазии.

Миф первая формарационального постижения мира, его образно-символич. воспроизведения иобъяснения, выливающихся в пред писание действий. Миф превращает хаос в космос,со здает возможность постижения мира как некоего орга низованного целого,выражает его в простой и доступ ной схеме, которая могла претворяться вмагическое действие как средство покорения непостижимого.

Интерпрета цияуниверсума мифа антропоморфна он наделяется теми качествами, которыеокрашивают бытие индивида и его взаимосвязи с другими людьми. Отсутствиесубъект-объектной оппозиции, изначальная нерасколотость мира также специфичныдля мифологии. Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаютсякак реально существующие.Символич. воображение продуцирует образы,воспринимаемые как часть дей ствительности.

Боги древнегреческого пантеона,например, столь же реальны, как и олицетворяемые ими стихии. Мифологическиеобразы в высшей степени символичны, являясь продук том синтезачувственно-конкретного и понятийного моментов. Так, Посейдон властительморской сти хии, имя Аида символизирует царство мертвых, а Апол лон богсвета. Конкр. мифологический персонаж соотносится с предельно широкой сферойфеноменов, которые объе диняются в единое целое посредством метафоры, сози дающейсимволическое.Циклизм первоначальной архаической мифологии, до опр. степенипреодолеваемый эсхатоло гически окрашенной иудеохристианской традицией, поЭлиаде, объясним как средство преодоления страха пе ред безудержным потокомвремени. В любом случае, миф средство снятия социокультурных противоре чий,их преодоления.

Миф рождается на стадии господ ства архаического сознания, ноне уходит со сцены истории и с появлением изощренных рефлективных процедур, ибоантропоморфное видение реальности постоянно воспроизводится в культуре,апеллируй к массовому со знанию.

Социально-мнфологические конструкции отвечаютча яниям массы и зачастую получают свое завершение в рефлективных усилияхпрофессиональных идеологов. Примерами могут служить нацистский миф крови илимиф о советском человеке.Иногда архаичный миф оживает в рафинированныхфилософских конструкциях учение Маркузе о противоборстве в культуре начал,заложенных Прометеем и Орфеем, или же попытки реанимации индоевропейской мифологиив философии лидера новых пра вых де Бенуа. Мифологические конструкции органическое звено творчества М. Булгакова, Х.Л. Борхеса, Г. Гессе, Дж. Джойса,Т. Манна, Г. Г. Маркеса, А. де Сент-Экзюпери и других видных писателей 20 века,использовавших их для выражения собственных основополагающих идей. Религиоз но-мифологическиепредставления специфичны своей направ ленностью на непостижимое, принципиальнонаходя щееся за пределами компетенции разума, опорой на веру как высшуюинстанцию по отношению к любым теологическим аргументам.

Вера сопряжена сэкзистенци альной активностью субъекта, попыткой осмыслить свое существование.Обрядовые действия и практика индивидуальной жизни базируются на ней, служат еепродолжением.

Одновременно они стимулируют веру и делают религию возможной.Мифологические представления получают статус религиозных не только через ихориен тацию на непостижимое, но и благодаря их связи с об рядами ииндивидуальной жизнью верующих.Особый интерес вызывает сегодня анализ языкарелигии. Католические авторы от Аквината и Каэтана до Маритена почи таюттаковым язык аналогии.

Среди протестантских ав торов Тиллих одним из первых внашем столетии заго ворил о символизме и метафоричности языка религии,утверждая невозможность суждений об абсолюте вне обращения к индивидуальному икультурному опыту.Р.Б. Брейтвейт, Т.Р. Майлз, П.Ф. Шмидт и другие предста вителитак называемого некогнитинистского подхода, сложившего ся в англо-американскойфилософии религии, полагают, что религиозный дискурс в отличие от научногоориентирован на выработку некоторых конвенциональных форм нравственногоповедения, их утверждения как идеальных жизненных образцов.

Возражая им. Д. Хикговорит, что нравственная проповедь Христа неотрывна от творимой им картинымира. подтверждение которой принципиально возможно за границами человеч. жизни.Во вт. пол. 20 в. стано вится очевидным, что религиозно-мифологичесиепредставления понимаются и интерпретируются сквозь призму языкового горизонтасовременности. К этому заключе нию приходят К. Ранер, В. Панненберг, Э. Корет идругие католичесике и протестантские авторы, избирающие плат формугерменевтики.

Тезис о многообразии форм религиозного дискурса, его зависимостиот культурного окруже ния фактически прокладывает дорогу межконфессио нальномудиалогу, плюрализму и веротерпимости. В многообразии религиозных картин мирапроступает никогда не завершенный абрис непостижимого.