Мужской костюм средневековья

Мужскойкостюм эпохи позднего средневековьяМедленная агония античногорабовладельческого общества закончилась в 476г когда войска варваровзавладели Римом и перестала существовать когда-то могучая, не имевшаясоперников Римская империя.Началасьновая эпоха в истории Европы.Новые народы и племена заселили европейскуютерриторию бывшей Римской империи и захватили земли за е северо-восточнымиграницами. В непрерывных войнах, стычках, набегах, переделах и завоеванияхформировались новые, пока ещ не устойчивые государства.

В этой борьбе былиразрушены и исчезли многие античные города и поселения с их великолепнымипамятниками искусства, а те, что уцелели, перестали играть былую рольадминистративных, торговых и культурных центров.Основным ядром жизни теперьстановится поместье феодала, способного защитить своих поселян от внешнеговрага.Упадок городов и городскойкультуры приводит к тому, что ремесло, торговля перестают кормить горожан, иони также спешат обзавестись клочком земли, чтобы как-то существовать.Отношение каждого жителя к земле определяло его социальное положение уж вранний период существования феодального общества и создало четкое делениенаселения на сословия, а также строгое их соподчинение в соответствии с правамина землю.Сословный характеревропейского феодального общества, разобщенность отдельных феодалов -натуральное хозяйство удовлетворяло все неприхотливые потребности жителей -приводит к замедленным темпам жизни и развития культуры.

Жестокие последствиямеждоусобных войн сменяются периодами относительного благополучия, особенно укрестьян, перемежающимися, однако, взрывами отчаянья - крестьянскимиволнениями.

Это порождает характерный для средневековья страх перед всякойновизной, подсознательное стремление сохранить вс без перемен.В такой обстановкескладываются новый быт и костюм.Основными источниками формирования костюмабыли одежды варваров и христиан эпохи поздней Римской империи, бытовавшие средиисконного населения Италии и Галлии.Хотя племена и народы,заселившие Европу, были различны по своему этническому составу, их костюм имелряд общих характерных особенностей прежде всего в его основележал крой и стремление воспроизвести в одежде формы тела, а не драпировка,существовавшая в античном мире. Первоначальный покрой одежды варваров былблизок к древнеперсидскому, и именно он л г с основу дальнейшего развитияевропейского костюма.Мужской костюм состоял изштанов различной длины - древние римляне называли их брэ , довольнокороткой рубашки-туники и небольшого плаща-сагума из шерстяной ткани или меха,кожаной обуви, типа постол, или мягких башмаков.

Одежда из довольно грубыхдомотканых материй, шерстяных, льняных и полушерстяных на пеньковой основе,по-видимому, была орнаментирована вышивкой, однако об этом имеются лишьотрывочные сведения.

Под влиянием римского костюма у европейцев появилисьдлинные туники и далматика, неизвестные варварам. Они сделались знакомпривилегированного положения.Эти одежды могли носить знатные люди. Поэтомуторжественное одеяние королей было обязательно длинным.Более полные сведения окостюме относятся уже к VIII - IX векам, кода возниклипервые попытки объединения небольших феодальных государств.

Наиболее крупным иустойчивым из них было государство франков. Высшего расцвета оно достигло приКарле Великом конец VIIIXвек . В это время возобновляется почти прервавшееся общение между ЗападнойЕвропой и Византией, и в королевство франков поступают византийские товары -главным образом ткани для торжественных одежд.

Ткани местного производства,окрашенные растительными красителями - мереной, шафраном, орешником и др -были распространены даже при дворе Карла Великого.Европейский костюм этоговремени мало чем отличается от костюма варваров.Рубашка- шенс -выше колен, вс тот же брэ до середины икр и плащ, называемый теперь манто . Отличительной особенностью костюма франков была обувь.Вместо башмаков с мягкой подошвой, они носили полотняные или из мягкой кожичулки, перетянутые сверху кожаными ремнями, оставляя открытыми пальцы.

Носитьзакрытую обувь в эпоху Каролингов имели право, по-видимому, лишь король и членыего рода.Более нарядной и богатой,сохранившей заметные черты римско-византийского костюма, была одеждаитальянцев. В некоторых южных районах Италии нашествие варваров не принеслобольших разрушений, там сохранялись, и раньше, чем в других государствахЕвропы, стали развиваться рем сла, существовала и торговля с Византией иВостоком.Вс это не могло не сказаться на характере костюма вИталии больше, чем где-либо, были распространены парчовые, ш лковые и тонкиешерстяные ткани, длинная одежда была привилегией не только владетельных особ,но и большинства пожилых людей.Однако, несмотря наэлементарность форм и относительную скудность тканей, декоративное решениеевропейского костюма V-IX веков отличается самобытностью и высоким уровнемхудожественного мастерства.

Это прежде всего относится к украшениям из металла золота, бронзы , органически входившим в общую композицию костюма.

Рисунокразнообразно переплетающихся лент, перевитых шнурами, геометрических узоров сусловными изображениями животных, выполненный из золота или бронзы с крупнымиальмандинами и другими гранатами, создавал узор необыкновенной красоты ияркости.Этот так называемый звериный стиль с его своеобразнойусловной трактовкой материала был создан потомками варваров, покоривших Европу.В н м сказалось новое видение мира, иное отношение к природе. Из этого стиля иначало развиваться вс европейское искусство средневековья.В IX - Xвеках в Центральной Европе медленно и постепенно развивается ремесло, оживаетторговля.

Жизнь становится менее замкнутой, и у людей возникает стремлениевыйти за пределы действительности.Частые неурожаи, массовые эпидемии,междоусобные войны и связанное с ними разорение теперь рождают во многих людяхмечту об обетованной земле , полной довольства и благополучия. Таквнутренние процессы жизни европейских народов подготавливают почвы длякрестовых походов.В это же время развиваетсястроительное искусство архитектура и формируется особый художественный стиль- романский, показавший творческую силу молодых народов.

Характерные чертыэтого нового стиля - спокойные монументальные формы, при ч ткой конструкции,сдержанное применение декора, тесно связанного с конструктивным замыслом мынаходим не только в архитектуре, но и в костюме.Неразрывное стилистическоеединство всех видов искусства - отличительная черта любой эпохи - характерно идля средневековья.Развивающееся общение междуевропейскими странами и особенно завоевание Англии норманским герцогомВильгельмом I 1066 г. распространили влияние Франции, как страны более культурной.

ВойскоВильгельмаI состояло не только из рыцарей Нормандии, но и из французов, выходцев изФландрии, Бретани и даже Италии.Все оставшиеся в живых сподвижники Вильгельмаполучили в Англии земли и образовали в английской земельной аристократиикрепкий слой преданных слуг короля.

Они ассимилировались, и в английский языквошло много французских слов, в том числе и названия одежд. Распространились вАнглии и некоторые французские и итальянские формы одежд, особенно женские, ноздесь они получили своеобразную трактовку. В XII веке, после ряда крестовыхпоходов, под впечатлением богатств и роскоши Византии, в обиход европейцеввходит длинная одежда. Е носят теперь и молодые люди, особенно дворяне.Развивающееся ремеслоувеличивает количество тканей, а главное - улучшает е качество.

Вс больше появляетсяпривозных материй. Европейцы уже не довольствуются шенсом, брэ и манто. Сверхшенса носят блио - полудлинную или длинную одежду с боковымиразрезами, сквозь которые виден шенс. Шенс и блио всегда делали разных цветов.На ноги надевают узкие длинные чулки - шоссы , которыми прикрываютчасть брэ. Шоссы тес мками привязывают к поясу.Верхней одеждой служил плащразличных размеров.Примечательной особенностьюобуви XIIвека были длинные носки - пигаш , своей остроконечной формойнарушавшие спокойные линии костюма.

Появление пигаш связывают с именем графаАнжуйского, желавшего скрыть уродливую форму стопы. Такая обувь былараспространена не только во Франции, но и в других западноевропейских странах.Горожане носили мягкиесапоги с очень короткими голенищами - ботт , но в конце XIIвека и у них появляются длинные остроконечные носки. Головные уборы мужчин неимели жесткой основы, иногда их драпировали подобно восточному тюрбану.Самымраспростран нным был куаф - род капюшона, с удлин нным мысом сзади.