Искусство ростовской финифти

Ростовская финифтьРостовскаяэмаль. В конце 18 века в одном из монастырей Ростова была организовананебольшая мастерская. Ростовские эмальеры украшали различные изделия церковногохарактера. Нам известны мастера миниатюрного письма, владевшие высокой техникойисполнения Тарасов, Буров, Всесвятский, Архаров. На выполненных ими миниатюрахяркие краски эмали прекрасно гармонировали с гладкой и блестящей золотой исеребряной поверхностью изделия, чеканным рельефом и драгоценными камнями.Ростовские мастера для получения красочногоизображения брали тонкую металлическую пластину прямоугольной, круглой илиовальной формы, зачищали е , а затем покрывали эмалевой массой.

После обжига вмуфельной печи эмаль приплавлялась к пластине и образовывала твердую и гладкуюповерхность грунт или фон . После нанесения рисунка на грунт выполняли росписьэмалевыми красками, разведенными на лавандовом масле или скипидаре, затемпластинку обжигали вторично.После революции 1917 года ростовские мастера началиработать над созданием разнообразных ювелирных изделий и предметов быта брошей,пудрениц, коробочек, шкатулок с орнаментальной и сюжетной росписью по эмали.Творчество известного в то время художника С.В. Чехонина сказалось на работахмастеров артели.

Они успешно стали применять темный, черный или синий фонэмали, на котором располагали разнообразные узоры из цветов в виде венчиков,букетиков и гирлянд.В 30 40-е годы в ростовской артели образуетсябольшой творческий коллектив, возглавляемый старейшим мастером А.А. Назаровым.В это время, кроме цветочной миниатюры, мастера промысла много работают надминиатюрными портретами, а также успешно решают декоративные композиции.

В этотпериод складываются новые принципы, в основе которых лежат приемы пунктирнойэмалевой росписи, придающие живописи прозрачность и звучную красочность цвета.Одной из лучших портретных миниатюр можно считать миниатюру работы М.А.Хрыкова, изображающую девушку-пряху с известной картины В.А. Тропинина.Миниатюра написана мастером в пунктирной живописной манере.В 1936 году финифтяной цех механической артели был преобразованв самостоятельную художественную артель Возрождение ,переименованную впоследствии в артель Ростовская финифть .Значительно расширяется ассортимент ювелирных изделий, становятся болееразнообразными художественные приемы оформления.

Наряду с цветочным орнаментомполучили дальнейшее развитие сюжетная тематика, портретная миниатюра.Частоиспользуют виды городов Москвы, Ярославля, Ростова выполнены они в лучшихтрадициях эмальерной живописи.Высокими художественными достоинствами отличается росписьсеребряного ларца, выполненного мастером Н.А. Карасевым в 1938 году. Ларецимеет многогранную форму, на его сторонах помещены эмалевые пластины сизображением гербов союзных республик.

На крышке расположен государственныйгерб СССР. Хорошо найденные пропорции предмета и цветовое решениеорнаментальных мотивов говорят о талантливости исполнителя, о богатствеживописной палитры.В 50 60-е годах художники Научно исследовательского института художественной промышленности М.А. Тоне, З.М.Зенкова и другие совместно с мастерами ростовской артели провели большую работупо созданию и освоению в массовом производстве новых образцов с росписью поэмали.

Коробочки сувениры, выполненные по проектам художницы М.А. Тоне, изпозолоченного серебра украшены вставками с декоративной росписью архитектурныхпамятников Подмосковья.Орнаменты расположены на белом традиционном фоне. БрошиЗ.М. Зенковой также имеют белый фон, на котором помещены цветочные мотивы,выполненные в условной манере, в плане декоративной кистевой росписи.

Благодаряконтрасту белого фона и темного изображения, оживленного несколькими яркимицветными пятнами, достигнуто необычайно декоративное решение колорита эмали.Эти опыты, принесшие успех, получили свое развитие вдругих изделиях, выполненных мастерами промыслов В.В. Горским, И.И. Солдатовым.В.В. Горским была сделана брошь серебряная оправа которой в виде сканного узорас зернью хорошо сочетается с овальным медальоном, украшенным орнаментальнойкрасочной росписью.

Нарядное сочетание скани с красочной росписью можно видетьна овальной коробочке этого мастера.Искусство ростовской эмали ярко выражено в одной изнаиболее удачных работ художницы М.А. Тоне комплект ювелирных изделий,состоящий из двух кулонов, броши, браслета, ожерелья, украшенных сканью ипластинками с росписью по эмали.На нем знакомые мотивы красочно написанныхцветов на темном фоне эмали.

Красиво прорисованный орнамент тончайшихстебельков и нежных лепестков цветов хорошо гармонирует с узором обрамляющей ихфилиграни. Все ювелирные изделия, входящие в этот комплект, относятся к числувысокохудожественных.В последнее время ростовские мастера представили новыеработы, свидетельствующие о дальнейшем развитии искусства финифтяной росписи. Ростовская финифть является единственным у нас в странепредприятием, где выполняют декоративную роспись по эмали.Изделия ростовскихмастеров можно увидеть в Музее народного искусства в Москве, ГосударственномИсторическом музее, Государственном Русском музее и др. Образцы изделий сростовской финифтью были показаны на отечественных и зарубежных выставках.Мастера промысла неоднократно были удостоены высоких наград.