Резьба по кости

ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. Искусствомрезьбы по кости- рабьему зубу занимались жители в городе Холмогоры 60 км от Архангельска и в деревнях его округи. Уровень их мастерстваподтверждается вызовом резчиков для работы в Оружейной палате МосковскогоКремля, представлявшей мастерскую по выполнению самых разных художественныхизделий для царского двора. Сведения об этом имеются в документах XVII в. Но начало промысла, вероятно, имеет более ранниеистоки.Для того чтобы овладеть добротными навыками в художественной обработкекости, надо было не одному поколению мастеров пройти школу ремесла.

Вызванные вМоскву мастера уже имели опыт и могли выполнять ажурный рельеф, гравировку идругие приемы оформления изделий.XVIII в. был периодом активного развития промысла.Строительство новой столицы России - Петербурга - сопровождалась заказами наизготовление богатых, нарядных вещей для императорского двора и его окружения.В числе художественных изделий, на которые расширялся спрос, были работыхолмогорских мастеров.

Больших и малыхразмеров ларцы составляли главную часть заказных вещей. Эти предметы имелитрадиционную форму сундучка с четырехскатной крышкой. Делались и более простыекоробочки с ровным верхом. Их деревянный корпус оклеивался костяными пластинамиморжовой кости или цевки. Часть пластин окрашивалась в зеленый цвет, чередуясьс белыми пластинами, они образовывали декоративный ритм, оживляющий объемкоробочки.На пластинынаносился гравированный орнамент в виде концентрических кругов с точкой-глазком- посередине отсюда и идет название глазковый орнамент .Украшались пластины и растительным орнаментом из небольших веточек с бутонами ирозетками цветов.

Гравированный рисунок подкрашивался. Зеленый, красный, черный цвета создавали необходимыеконтрасты с цветом чистой кости и одновременно связывали ее с окрашеннымипластинами.В богатых пооформлению ларцах глазковый и растительный орнаменты объединялись с прорезнымузором, рисунок которого включал как растительные мотивы, так и варианты пышныхзавитков, пришедших в холмогорскую резьбу из официальных стилей барокко ирококо.

Они были близки вариантам народного орнамента и потому легкоусваивались резчиками, постоянно получая свободную интерпретацию. Введение важурный орнамент сюжетных изображений, выполненных в технике рельефа создавалонасыщенную декорацию предмета, который привлекал внимание цветом, разнообразиемприемов резьбы и содержанием.Совершенствование быта городских жителей иособенно его зажиточной верхушки- дворянства- сказывается на расширенииассортимента и многообразии декорирования костяных изделий.

К традиционнымларцам и коробочкам присоединяются миниатюрные секреты и бюро, комодики итуалетные шкатулки, табакерки и гребни, подчасники и пластины с портретами.Известные приемы резьбы вступают в сложные комбинации. Ажурный орнаментдополняется цветным фоном прокладки из фольги или шелковой ткани. Все этосоздает впечатление пышности и нарядности.В начале XIX в. сложившиеся черты нового стиля- классицизма-вносят определенные коррективы в работы холмогорских мастеров, продолжающихработать по заказам города.

Пропорции вещей приобретают особую строгость иизыск. Формы предметов становятся лаконичнее, в них откровеннее проявляетсягеометрическое начало. Это отражается и на оформление предметов, украшенныхкостью или сделанных целиком из этого материала. Орнамент становитсяминиатюрнее.Тонкие гирлянды и венки на фоне тончайшей ромбовидной сеткиговорят о необыкновенном мастерстве исполнения, которого достигают в своихработах резчики.

С особой наглядностью это демонстрируют уникальные вазы икубки с тончайшими рельефами портретных изображений. Не малую роль отводятмастера и чистой полированной поверхности кости, которая подчеркиваетвоздушность ажурного узора и показывает красоту самого материала. Искусствохолмогорского промысла к концу XIX в.переживает упадок, характерный для многих центров народного творчества.Не даетрезультатов ремесленный класс по подготовке кадров.

На рубеже двух столетий егозакрывают. Остаются три мастера, сохраняющие традиции промысла. Их усилияминачинается подготовка резчиков с 1930 г. в новой профессионально-техническойшколе. Выпускники ее в середине 1950-х годов сумели возродить ценные традициипромысла и создать серию высокохудожественных произведений, в которыхпроявилось владение сложными приемами резьбы. Начиная с1960-х годов свои творческие возможности раскрывает новое поколение мастеров ихудожников.Их работы освобождаются от излишней сложности и перегрузки,наблюдавшейся в предыдущее десятилетие.

Наступает период создания более простыхпо форме изделий, украшенных орнаментами и изобразительными сюжетами,выполнение которых ориентируется не на трудоемкие приемы резьбы, а надекоративную выразительность мотива.Поскольку мастерам все чаще приходится работатьс простой костью-цевкой, вновь начинают применять ее подкраску в зеленый икоричневый цвета.Гравированный рисунок из вспомогательного средства внекоторых работах становится главным и единственным.

Он выделяется на гладкойповерхности вазы, шкатулки, декоративного стакана однотонной подцветкой. Самрисунок гравюры выступает теперь в новом композиционном качестве.Классическийорнамент в виде веточек с цветами, ритмически повторяемый на шкатулке,предстает как декоративный, но сюжетно развернутый мотив деревьев, кустиков,трав в условной картине весеннего или летнего пейзажа. Изобразительная основа сконкретным обозначенным сюжетом приобретает все большее значение в тематическихкомпозициях холмогорских мастеров.

Продолжаяработу с цевкой, мастера находят новые технические решения для конструированияпредмета, позволяющие добываться неожиданных художественных результатов.Склеивая изогнутые пластины, полученные от распила трубчатой кости домашнихживотных, они создают вазы, формы которых прежде можно было получить лишьвытачивая из цельного блока бивня. А искуссная ажурная резьба, украшающая такойпредмет, заставляет забыть, что удивительная работа выполнена из совершеннопростого материала.