Веласкес. Триумф Вакха – "Пьяницы"

Веласкес. Триумф Вакха Пьяницы . Картина написана, или, во всяком случае,закончена Веласкесом в 1629 году. В этой картине обнаруживается яркаятворческая самостоятельность художника. Его замысел смел и необычен. Картина,написанная на мифологический сюжет совсем не похожа ни на произведения Рубенсас их бурной, чувственной стихией, ни на овеянные светлой поэзией вакханалииНиколя Пуссена.Веласкесизображает на фоне горного ландшафта пирушку испанских бродяг в компанииантичного бога Вакха. Бог вина и веселья здесь изображен как друг и помощникбедняков.

Вакх венчает венком вставшего на колени солдата, который, вероятно,заслужил такую награду за такое пристрастие к выпивке. Полуобнаженный, как иего спутник сатир, бог сидит на бочке с вином скрестив ноги. Один из участниковпирушки подносит к губам волынку, чтобы ознаменовать музыкойэтот шутливо-торжественный момент.Но даже хмель не может прогнать из ихсознания мысль о тяжелых трудах и заботах. Но особенно обаятельно открытое ипрямодушное лицо крестьянина в черной шляпе с чашей в руках.

Его улыбкапередана необычно живо и естественно. Она горит в глазах, озаряет все лицо,делает неподвижным его черты. Обнаженныефигуры Вакха и сатира, написаны как и все прочие, с натуры, с крепкихдеревенских парней.Веласкес запечатлел здесь представителей социальных низов,передав правдиво и ярко и выразительный облик, огрубевшие под знойным солнцемлица, полные простодушного веселья, но в то же время отмеченные печатьюсурового жизненного опыта.

Но это же не просто пьяная пирушка в картине естьощущение вакхической стихии. Художника интересует не собственно мифологическаясторона домысла, а возникающая благодаря введению мифологических персонажейатмосфера общей приподнятости образов, как бы приобщение к силам природы.Художникнаходит такие формы характеристики, которые не разделяют возвышенное и низменное .В его изображении Вакх плотный юноша, с мирным простодушным лицом приобрелчисто человеческие качества. В то же время, окружающие его бродяги, в обликекоторых он не скрывает черт низменности, лишены вульгарности.

В их образах,исполненных удали, душевного размаха, грубоватого веселья, есть что-то крупноеи значительное. Колоритотличается теплыми тонами, стремление передать единство красочного многообразиямира. Переход слева направо от античности к реальности. Условный пейзажныйфон, не связанный с фигурами первого плана.