Собор Святой Софии

Собор Святой СофииХристианскаяВизантия также посвятила много труда украшению храма Единого Бога. ЦерквиКонстантинополя поражали своей величественной архитектурой и великолепиемотделки внутри. Но со времени Юстиниана гордостьюКонстантинополя, или Византии, стал построенный этим императором храм святойСофии, в память усмирения бунта, когда этот государь едва не лишился престола.Задумав соорудить храм, Юстиниан обратился кзнаменитейшим зодчим своего времени - Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета.

Он желал, чтобывоздвигаемый храм стал для него великим памятником, и потому не щадил дляпостройки никаких издержек. Под руководством Анфимия и Исидора на постройкахежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и другихработников. По мыслиЮстиниана, храм святой Софии должен был превзойти все когда-либо существовавшиехрамы своей величиной и роскошью.Золото, серебро, слоновая кость, дорогиепороды камней использовались для постройки и украшения в несметном количестве.Со всех концов империи свозились колонны и глыбы редких мраморов, шедшие наубранство храма.

Результатом было то, что невиданное и неслыханное великолепиепоразило даже народную фантазию, и в Византии сложились легенды, что впостройке зодчим помогали сами небесные силы. Там, гдеЮстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной мудрости - святойСофии, построенный Константином.Храм, над которым место святого Креста такоскорбительно для христиан уже четыре столетия занимает магометанская луна,построен на том же месте, как и первый, но гораздо позже.

Первый был мал длямногочисленного христианского населения, и Констанций, сын Константина,увеличил его. В 404 г в царствование Аркадия, он был сожжен во времясмятения.Император Феодосий вновь отстроил собор. Впоследствиион еще раз сгорел, и только император Юстиниан выстроил новый каменный храмсв.Софии в несравненно больших размерах и с большим великолепием. Этот-то храм и сохранился до наших времен.Чтобывыполнить свой замысел, император приказал всем губернаторам отыскивать мрамор,колонны и скульптурные украшения для нового храма.

Последний пожар,уничтоживший остатки прежнего храма, был в январе 532 года, а 23-го февралятого же года был заложен первый камень нового. Новый храм возводился около семилет, и в декабре 538 года праздновалось окончание строительства, но семнадцатьлет спустя восточная часть главного купола обрушилась от землетрясения и палана драгоценный алтарь и амвон.Это несчастие нисколько не уменьшило рвенияЮстиниана он возобновил церковь с большею прочностью и великолепием, и 24-годекабря 568 года, перед днем Рождества Христова, праздновали ее освящение.Под руководством двух главных архитекторов - АнфимияТраллесского и Исидора Милетского - сто других архитекторов управляли работами,и каждый из них имел под своим начальством по сто каменщиков.

Пять тысячработников трудились на правой стороне храма и столько же на левой.Повизантийским преданиям, Ангел начертал план этой церкви императору во времясна.

Император ободрял работников деньгами и своим присутствием и, вместо того,чтобы по восточному обычаю отдыхать после обеда, он, обвязав голову платком и спалкою в руке, ходил осматривать работы в самой простой полотняной одежде. Всесословия внесли денежную дань на построение храма.Мрамор всех цветов - белый, розовый, зеленый иголубой, гранит Египта и порфиры, а также драгоценные колонны, извлеченные из разныхдревних языческих храмов восемь порфировых колонн нижнего этажа знаменитогохрама Солнца в Баальбеке, другие восемь из храма Дианы в Эфесе - украшали его.Замечательно, что материалы, вошедшие в состав здания, взяты из храмов,принадлежащих почти всем языческим религиям, так что оно опиралось на колонныхрамов Изиды и Озириса, Солнца и Луны в Гелиополисе , Минервы Афинской иАполлона Делосского.

Вообще, во всемздании преобладает форма святилища храма Соломонова.Чтобы легче понятьустройство собора св.Софии, надо вообразить пространный четырехугольник, ккоторому с четырех его сторон примыкают четыре меньших квадрата и тем образуютвнутри главные части здания и форму креста.

По углам среднего большого квадратавыстроены четыре массивных столба пильеры , вершины которых соединены междусобою полукруглыми арками, и поверх всей этой аркады возвышается огромныйкупол, имеющий 35 метров в диаметре.Купол, по-видимому, опирается на аркитолько четырьмя точками, а остальная часть его поддерживается пандативами треугольники в пересечении арок , которые начинаются на острых углах пильерови идут вверх, так незаметно округляясь, что кажутся простыми легкими жилками, аточки опоры этого гигантского свода ускользают от глаз наблюдателя, и куполкажется висящим в воздухе.Верхняя точка свода возвышалась на 61 метр над поломцеркви длина церкви внутри стен 81 метр, а ширина 60 метров.

К восточной изападной части среднего свода примыкают два полукупола и к каждому из них потри ниши, так что крыша главной части здания состоит из девяти куполов,возвышающихся один над другим. Остальная часть была покрыта мраморными плитами,а сами купола - свинцовыми листами.

Полукупола и ниши поддерживаются какчетырьмя главными пильерами, так еще другими четырьмя меньшими, и под каждойнишей - по две порфировые колонны с капителями и базисами из белого мрамора.С севера и юга главногоквадрата, под арками, между каждыми двумя большими пильерами, помещаются почетыре колонны из прекраснейшего гранита, поддерживающие хоры или галереи дляженщин, которые у древних христиан стояли во время богослужения отдельно.

На24-х других колоннах из египетского гранита примыкают к хорам боковые галереи,освещенные окнами в три яруса в нижнем и среднем по семи окон, а в верхнемпять. Главный купол освещен 4-мя окнами. Над 40 колоннами нижнего этажарасположены в верхних галереях 60 других и выше входных дверей еще семь, такчто всего 107 колонн. Этому числу на Востоке приписывали таинственное значение.Все колонны верхнего этажа мраморные или гранитные,превосходно полированные и гладкие, но карнизы и архивольты поверх этих колоннсовершенно фантастические.

Они украшены бесчисленным множеством листьев иполосок в виде галунов, перемешанных и переплетенных между собою.Главныйкупол, для соединения полного развития его размеров с легкостью стиля, сложениз глиняных горшков, которые до сих пор удивляют своею крепостью они сделаныиз легкой глины, найденной на острове Родосе, и так легки, что вес 12-тигоршков равен весу одного обыкновенного кирпича.

Стены сложены из кирпича и всепокрыты мраморными плитами, а пильеры - из больших известковых камней,сцепленных между собою железными связями, и гладко оштукатурены известковымраствором на масле под мрамор различных цветов.