Римская архитектура

Римская архитектура В первые века I тыс. до н.э. территорию Апеннинского полуострова населяли италийские индоевропейские племена, состоящие из нескольких этнических и языковых групп. На формирование ранней римской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов и этрусков.Римская архитектура древнейшего периода практически неотделима от этрусской, у которой она заимствовала зачатки регулярной осевой планировки, восходящей к террамарам, исходные типы ряда сооружений оборонных, гидротехнических, жилых и культовых, а также высокую строительную технику полигональная и правильная, квадровая каменная кладка, ложные своды и купола, деревянный каркас и терракотовая облицовка в постройках из сырцового кирпича.

Среди немногочисленных дошедших до нас в остатках сооружений Рима древнейшего периода примечателен храм Юпитера Капитолийского освящен в 509 до н.э впоследствии многократно обновлялся. Его этрусские черты трехчастная целла, подий, акцентировка главного фасада портиком и лестницей в дальнейшем станут характерными особенностями римского культового зодчества.

О развитии жилищной архитектуры можно судить по глиняным урнам, вначале изображавшим древнейшие хижины, а с 4 в. до н.э примитивные прямоугольные дома т.н. атриумного типа, зародившегося, по-видимому, в Лации и сыгравшего важную роль в дальнейшей эволюции древнеримского жилища. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.М. 1985. С.275 Расширению римской империи сопутствовали широкие градостроительные мероприятия на завоеванных территориях. Строительство стало твердо выработанной системой, которая утверждала в римских провинциях не только новый образ жизни, но и новые концепции сословной и политической организации общества.

Уже в процессе колонизации латинских, этрусских и самнитских земель, применялась типичная схема генерального плана города основу которого составляли две, точно ориентированные по сторонам света, магистрали кардо и декумануса - две пары соответствующих им городских ворот.

Вписанная в прямоугольник оборонительных стен, эта схема повторяла разбивку римского военного лагеря.Характерными элементами римских городов были равные прямоугольники жилых кварталов, распределявшихся между гражданами согласно их положению в обществе. Форум центральная площадь и примыкавшие к нему курия зал муниципального сената, базилика и Капитолий главный городской храм. Как в центре, так и на окраинах, а иногда и за пределами города располагались храмы и святилища, связанные с местными культами.

Несмотря на регулярность застроек и их плановый характер в процессе строительства допускались изменения связанные с условиями местности рельефом, акваториями и наличием более ранних поселений. Так, форум, обычно располагавшийся у пересечения главных улиц, в портовых городах нередко смещался к гавани.Композиция форума первоначально совмещала различные функции рынка, места деловых встреч, общественных собраний и зрелищ, это назначение сложилось в Помпеях еще до завоевания их римлянами.

В самом Риме, форум, приобрел законченный вид после строительства базилик Эмилия и Юлия. Формирование римского архитектурного мышления в период пунических войн можно проследить на группе каменных храмов 3-2 веков до н.э. на Ларго Арджентина и на Овощном рынке Форум Олиториум в Риме. Здесь обнаруживаются остатки влияния этрусков подий, выделение главного фасада парадной лестницей, глубокий портик и появляются первые наметившиеся различия пилястры, полуколонны на боковых стенах целлы, вынесение части храма за пределы задней границы священного участка.

Более поздний образец этого же архитектурного типа относится к началу 1 в. до н.э храм Фортуны Вирилис на Бычьем рынке Форум Боариум.Святилище 3 века до н.э. в Габиях имело симметричное, осевое построение комплекса, фасадное расположение главного здания и неизменный подъем к нему от торжественного входа на обнесенный стеной священный участок - все это стало в последствие характерной чертой римского архитектурного ансамбля.

Жилая архитектура поздне-республиканского периода в соответствие с возрастающими требованиями комфорта развивает италийский тип атриумного дома. Его композиция формировалась вокруг центрального помещения, называемого Витрувием атрий или каведий. Обычно в центре четырехскатной крыши атрия имелось отверстие комплювий для освещения и отвода дыма от очага комплювию соответствовал небольшой водоем в полу имплювий.Пример зрелой, закрепленной традицией композиции атриумного жилища 4-3 вв до н.э дом хирурга в Помпеях.

Против главного входа и вестибюля расположены раскрытые в атрий парадное помещение таблинум и два крыла-коридора ала. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1985. С.277. С развитием города и уплотнением застройки его кварталов композиция жилища развивалась в глубину сохраняя осевую симметрию.Позади дома появился портик, обращенный в сторону дворика или огорода, который во 2 веке до н.э. превратился в окруженный колоннадой перистиль.

Постепенно дворики дополнялись фонтанами, водоемами, скульптурами. Стремление к синтезу архитектуры с природой привело к изменению традиционного плана террасных домов, выстроенных например на склонах римских холмов в Геркулануме. Их особенностью стало завершение перистиля террасой с выходом на город и природу.Для загородных вилл, где жилой комплекс владельца уже во 2 в. до н.э. отделился от обычных построек, характерен переход от ландшафта к внутреннему пространству и снова к природе. Главный вход вел непосредственно в перистиль, вокруг которого группировались жилые помещения.

Далее ряд помещений вели на террасу с видом на природу, при этом на самих террасах размещались водоемы, сады и пр. виллы Мистерий, 2в. до н.э 1 в. н.э. и Диомеда, 1-я пол. 1в. до н.э близ Помпей. Великолепные аристократические дома резко контрастируют с рядовыми постройками. В основном это 3 - 5 этажные кирпичные дома инсулы, скомпонованные вокруг световых двориков.Нижние этажи таких зданий были как правило заняты торговыми помещениями.

Выше располагались квартиры, каждая с самостоятельной лестницей и выходом наружу. Такие дома появились не позднее 3 в. до н.э известны по руинам Остии. На протяжении 2 в 1-й пол. 1 в. до н.э. в развитии римской архитектуры совершается важный перелом.Именно в это время получает художественное осмысление клинчатая арка, введенная римлянами в строительную практику еще в 5 или 4 в. до н.э. В результате изобретения бетона возникает новая техника возведения стен забутовка между облицовками, распространяются бетонные арки и сводчатые перекрытия.

Появляются и совершенствуются такие внушительные инженерные сооружения, как арочный мост, водопроводы, огромные склады.Необычайно прочный римский бетон, в состав которого, помимо известкового раствора и щебня, входила пуццолана песок вулканического происхождения, не только упростил и удешевил кладку массивных несущих конструкций, но и обеспечил гибкость и пластичность их форм, а также создал возможности для возведения построек, включавших большие крытые помещения.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1985. С.278 Во 2 в 1-й по. 1 в. до н.э. сложились важнейшие типы римских сооружений. Базилика, неизменно примыкала к форуму и предназначалась для деловых встреч, торговых сделок, судебных заседаний. Базилика представляла собой большой прямоугольный зал, центральная часть которого обносилась колоннами или столбами Базилика в Помпеях.Одна из торцовых стен имела входной проем, в противоположном конце находился трибунал возвышение для магистрата.

Термы - частные, а затем и общественные сооружения, соединявшие в себе функции бань и греческих палестр. Они также служили для встреч, диспутов и бесед.Здание терм состояло из нескольких помещений. К числу их принадлежали аподитерий раздевальня, фригидарий холодная баня,тепидарий теплая баня и кальдарий горячая баня. Термы отапливались воздухом, который подавался по каналам проложенных под полом, в стенах и даже сводах.

Изобретение бетона сказалось и на характере театральной архитектуры. К ее особенностям относятся расположение кавеа мест для зрителей на субструкциях полукруглая форма кавеа и орхестры, причем последняя предназначалась для почетных гостей, а не для актеров, игравших теперь на деревянном помосте-сцене театры конца 1 в. до н.э нач. 1 в. н.э. в Оранже.На обращенном к улице фасаде и по периметру кавеа крепились деревянные мачты для тента, который натягивался над театром.

Строились и небольшие здания одеоны предназначенные для выступления музыкантов они нередко были крытыми одеон в Помпеях. В это время сложился архитектурный тип цирка цирк Фламиния, 221 год до н.э. и Максимус - в Риме, предназначавшиеся для конных состязаний цирки отличались от греческих стадионов большими размерами и великолепием отделки.Овальная форма чисто римского типа зрелищных сооружений - амфитиатров, предназначавшихся для битв гладиаторов и др. игрищ - родилась по-видимому, в результате сочетаний прямоугольной площадки для действия и двух зеркально расположенных кавеа.

Древнейший известный амфитеатр в Помпеях имеет врытую в землю арену и места, расположенные на насыпном грунте. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1985. С.279 Республиканский период заканчивался борьбой за власть между представителями патрицианских семей и диктаторами.Каждый из них старался завоевать популярность среди населения, в том числе с помощью строительства различных сооружений, в первую очередь культовых и общественных. Строительством последнего века республики был подготовлен рассвет зодчества эпохи империи.

Характерные черты римской архитектуры - торжественная симметрия монументальная пластичность могучих архитектурных масс, заключавших в себе огромные соподчиненные помещения доминирующая роль арки и производных от ее форм свод, купол, известных еще на древнем востоке, но впервые использованных в художественных целях римлянами интерес к пространству интерьеров и открытых помещений и к их взаимосвязи быстро совершенствовавшаяся облицовка бетонных стен камнем и кирпичом со, сперва немногочисленными, а затем обильными вкраплениями мрамора широкое применение живописи и скульптуры.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1985. С.282. Принципы архитектуры времен империи исключительно ярко выразились в мемориальных сооружениях.Именно в этот период разрабатывались различные типы надгробий и триумфальных памятников арок, ворот, колонн.

Правители стремились увековечить себя, создать представление о мощи и величии государства, с этой целью и велось строительство триумфальных сооружений по всей стране. Главным типом почетного римского монумента являлась арка - Августа в Римини, Тита в Риме, Траяна в Анконе арки с одиночным проемом Траяна в Тимгаде, Септимия Севера и Константина в Риме арки с тройным проемом.Римские надгробия, первоначально скромные, превратились в императорскую эпоху в крупные и даже грандиозные сооружения цилиндрический мавзолей Августа и Адриана в Риме. Гробницы этого времени строились самой разнообразной формы круглой мавзолей Цецилии Метеллы, четырехугольной мавзолей Еврисака, пирамидальной мавзолей Цестия, а также встречаются башенные надгробия мавзолей Юлиев, конец 1 в. до н.э нач. 1 в. н.э в Сен-Реми, скальные усыпальницы с богатыми, высеченными в скале, фасадами гробницы в Петре. Превращение архитектуры в средство возвеличивания императора и пропаганды могущества империи стало наблюдаться еще со времени Августа, который поставил цель - превращение Рима в мировую столицу.

Форум Августа, а также алтарь Мира и мавзолей Августа отметили начало самой империи в Риме. В провинциях это сделали многочисленные храмы, форумы и триумфальные арки, посвященные Юлию Цезарю, Августу и Тиберию.

Клавдий построил в 42 году близ Остии порт с молами, маяком, складскими сооружениями и акведуками.Нерон построил на месте примыкавших к Римскому форуму кварталов плебеса Золотой дом - первый из роскошных императорских дворцов, добрая сотня помещений которого была украшена стукко и росписями. 80 - 130 годы - кульминационный период в развитии императорской римской архитектуры, время возникновения самых прославленных ее произведений.

Ее монументальность впечатляет, но не подавляет основные структурные членения сохраняют главенство в композиции формы и детали богаты, но еще не перегружают стены. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.М.1985. С.284 Династия Флавиев 69 - 96 гг. пыталась завоевать симпатии народа строительством крупнейшего из римских амфитиатров - Колизея, вмещавшего 50 тыс. зрителей.

Дворец Флавиев на Палатине 92 г архитектор Рабирий, состоявший из помещений для официальных приемов, жилых покоев и вытянутого овального сада, являет собой образец полуофициального, получастного жилища. При Траяне возник построенный Аполодором самый развитый и сложный из римских форумов, соединявший центр старого города с Марсовым полем.За большим перистилем следовали базилика Ульция, библиотечные помещения, знаменитая колонна Траяна и двор с храмом Траяна.

От базилики Ульция остались лишь нижние части. Лучше сохранился полукруглый двухъярусный рынок Траяна кирпично-бетонные своды его таберн лавок возвышаются над руинами Трояновского форума.При Траяне были построены шестиугольная гавань и многочисленные склады, а в самой Остии велась реконструкция форума и театра, строилось жилье массового типа. При Адриане 117-138, который сам был архитектором, строительство велось с особым рвением.

По его замыслу были построен храм Венеры и Ромы в Риме, который является сочетанием типичных греческих и римских традиций. Его другое сооружение, Пантеон храм всех богов, представляет собой освобождение от всех греческих традиций.Это крупнейшее купольное сооружение древнего мира. Его отличают предельная простота и ясность замысла к перекрытому куполом цилиндру приставлен портик из 16 гранитных колонн с мраморными коринфскими капителями, совершенная уравновешенность пропорций грандиозного внутреннего пространства, в которое вписывается сфера, целесообразность и лаконичность конструкции.

В Пантеоне блестяще решена проблема освещения через единственное круглое отверстие в центре купола, высота которого зрительно увеличивается благодаря уменьшающимся вверх кессонам и их форме, рассчитанной на создание нужной оптической иллюзии.Пантеон - яркое свидетельство тех возможностей, который римский бетон открыл архитекторам, стремящимся к эффекту грандиозности.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1985. С.286 Начиная с эпохи Адриана заметно слабеет стремление к строгой монументальности и намечается перелом в сторону усложненности образа. Свидетельством этого является вилла императора близ Тиволи. В отличие от вилл республиканского периода эта постройка лишена хозяйственных функций, она состоит из нескольких частей свободно размещенных на местности и окружена стеной и кольцевым бассейном.По всей вероятности эта вилла была задумана для интимных увеселений.

Для официальных приемов предназначалась Пьяцца лОро обширный перистиль с группой примыкающих помещений. Комплекс виллы включает в себя также галерею живописи, искусственный канал Каноп и храм Сераписа. Не менее знаменита, благодаря своим мозаикам, еще одна вилла в Касале близ Пьяцца-Армерины, Сицилия. Она более поздняя 3-5 в.в. и явно подражает адриановскому образцу.Отличительные черты архитектуры 3 - 4 вв необычайно крупный масштаб сооружений, склонность к театрализованным эффектам, роскошь отделки и беспокойная пластика стен. Строительная деятельность перемещается главным образом в провинции это связано в первую очередь с ростом периферийных городов.

Более просторные форумы заменили старые общественные центры.Повсеместно вводятся свои типы зданий, римляне в то же время проявляли большую терпимость в отношении форм, бытовавших на территориях с устоявшимися архитектурными традициями Греция, Малая Азия, Сирия, Египет, где строительство велось в основном из камня.

Эта строительная политика особенно ярко сказалась в храмовом зодчестве, где стояла в непосредственной связи с практиковавшимся римлянами сохранением местных культов.Собственно римский псевдопериптеральный тип храма с развитым простильным портиком получил распространение только в Галлии и Северной Африке, где сильных архитектурных традиций не было. На эллинистическом востоке этот тип встречается редко здесь сохраняется традиционный периптер Малый храм в Баальбеке Траянеум в Пергаме, 2 в в интерьере преобладают местные формы. Свойственное всей римской архитектуре стремление к грандиозности реализуется в строительстве гигантских комплексов на территории бывших восточных деспотий.

Таков храмовый ансамбль в Баальбеке.Его торжественная композиция подкреплена поставленным с боку Малым храмом и складывается из трех частей пропилей, к которым ведет парадная лестница и которые фланкированы двумя башнями, шестиугольного двора-вестибюля, окруженного портиками, и обширного главного перистиля с Большим храмом.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1985. С.291 В самом Риме строительство несколько оживилось при Северах арка Септимия Севера. В это время происходит ослабление центральной власти, появляется угроза нападения варваров и несмотря на это именно в это время появились сооружения, в которых ярко воплотились характерные черты римской архитектуры.Это прежде всего знаменитые термы Каракаллы и термы Диоклетиана.

Последним же сооружением императорского Рима является базилика Максенция в Риме, а также дворец Диоклетиана в Сплите ок.300 и комплекс Галерия в Салонниках. Римская архитектура не может сравнится в художественном обаянии с греческой, но она грандиозна, весьма эффектна и по своей инженерно-строительной технике уходит далеко вперед от простой балочной конструкции греческого храма. В ней впервые появляется конструкция сводов.Типы римских построек разнообразны, светские не менее значительны, чем культовые, и многие из них утвердились в мировой архитектуре на века. Краткая художественная энциклопедия.

Искусство стран и народов мира. М. 1971. С.102.