История военного мундира

История военного мундира История костюма представляет собой одну из интереснейших страниц истории культуры. Принято считать, что единообразный военный костюм, призванный различать воинские части, появился в европейских армиях в XVII веке. Однако, существование специальных цветовых сочетаний для костюмов военных встречаются и в более ранее время. В России такая одежда была уже у стрельцов.В петровскую эпоху с формированием регулярной армии значение форменного костюма возросло. Следует отметить, что замена в армии традиционной для Руси одежды на европейскую также, как и запрет дворянам носить другие виды костюма, кроме европейского находились в ряду широких реформ Петра I, носивших определенный знаковый характер.

Говоря о развитии военного костюма в целом, следует помнить, что двумя его особенностями являются функциональность и традиционность, т.е. использование того или иного вышедшего из употребления элемента в связи с определенными историческими событиями, традициями, наконец, как видимого знака различия и награды.

Кроме того, форменный костюм играет большую роль для развития духа корпоративности, особого чувства единства тех, кто носит мундир той или иной воинской части. Время правления Павла и Павловичей можно назвать временем расцвета в России систем военного мундира.Если Петр I положил начало унификации одежды для военных, но не успел е закончить - помешала длившаяся более 20-ти лет Северная война, то весь XVIII век русская военная форма менялась, согласно канонам, им заложенным. При этом, критикуя Павла I за приверженность прусским традициям униформы, нельзя забывать, что Петр I так же заимствовал германские образцы для привнесения их на русскую почву, в частности, саксонские.

Саксонцы были союзниками России в Северной войне. Если проследить спектр цветов, характерных для обмундирования полков русской армии в этот период, то можно заметить, что одним из преобладающих цветов будет красный цвет мундиров саксонских солдат.

Да и покрой одежды петровской армии тоже был чужд русской традиции. Можно утверждать, что Павел I лишь повторял то, что до него делали практически все русские монархи, начиная с Петра Великого заимствовал наиболее популярные образцы военного костюма в Европе. Он привнес не чуждую русской армии униформу, а наоборот, направил развитие военной одежды в одно русло с общеевропейской, из которого она была выведена так называемой потемкинской реформой.Павел I, много сделавший для приведения русской армии в нормальный, с его точки зрения, вид, был не понят современниками . Главными критиками нового мундира оказались офицеры, но не потому, что это обмундирование им в действительности пришлось не по вкусу, а из-за того, что это был яркий показатель изменяющихся порядков в армии.

Дворянская среда понимала, что наступает конец прежней екатерининской вольнице. Вместе со штиблетами, эспонтонами и буклями наступало время всеобъемлющей дисциплины и порядка.Конечно. это насаждение новых традиций шло не без перегибов со стороны императора.

В нем сочетались дух средневекового рыцарства и палки капрала. Эти два несовместимых состояния и привели к трагедии 11 марта 1801г когда император Павел I был убит собственными гвардейскими офицерами. Со смертью Павла не умерло его дело. Уже через несколько лет, когда новый император Александр I утвердился на троне выпушки, погончики, петлички вновь стали неотъемлемой частью быта русской армии.Несмотря на изменившийся покрой мундира, суть его оставалась все та же, павловская.

Мундир, в отличие от военной одежды в XVIII веке, становится как бы составной частью жизни русского общества. Это можно объяснить тем, что русские императоры были военными и получали военное воспитание и образование. Они привыкали с детства смотреть на армию как на идеал организации их эстетические представления складывались под влиянием парадов, они носили фраки только путешествуя за границей инкогнито.Нерассуждающий, исполнительный офицер представлялся им наиболее надежной и психологически понятной фигурой.

Даже среди статских чиновников империи трудно назвать лицо, которое хотя бы в молодости, хоть несколько лет не носило бы офицерского мундира. Другой причиной могут служить непрекращающиеся войны, которые в те годы вела Россия.Как сказал генерал-лейтенант Я.П. Кульнев Люблю нашу матушку Россию за то, что у нас всегда где-нибудь да дерутся Но с другой стороны форма постепенно становится обязательной и для гражданских ведомств.

С военными мундирами неразрывно связана жизнь русского общества первой половины XIX века. Военные становятся участниками всего. Они занимаются не только своими прямыми обязанностями, но и участвуют в гражданском управлении империей. Известно, что большинство губернаторов и городничих были выходцами именно из военной среды. Отечественная война 1812г. является границей, разделяющей правление Александра 1 на две части.До войны были реформы, игры в либерализм, после , как отмечает советская историография реакция, палочная дисциплина, аракчеевщина.

Это напрямую связано с армией. В ней все стремится к единообразию, стандарту, регламенту.Если до войны для идентификации воинских частей применялась яркая гамма цветов, то уже к началу войны она начинает принимать строгий вид, возвращаясь к еще Петром Великим заложенным стандартам. 1814-1825гг сложное время. Это и время хрипунов, удавленников, фаготов, и вместе с ними расцвет тайных обществ, основными участниками которых были офицеры.

Никакие демократические идеи не могли убить в них чувство фрунтового артикульства.Известно, что полковник П. Пестель был не раз отмечаем Александром за заслуги в деле муштрования солдат и был сторонником жесткого обращения с ними. Военный мундир также отражал настроение у его определяющего. Если в начале царствования Александра 1 допускались какие-либо отклонения в его ношении, то уже к 20-м гг. а тем более при Николае 1 любое самовольство в отношении мундира, включая расстегнутый не вовремя воротник, становится причиной способной привести к незамедлительному наказанию.

Хотя, наказание ждет провинившихся не слишком суровое, рассчитанное, в основном, на чувство морального ущерба.Известно, например, что поводом для отставки полковника лейб-гвардии Московского полка Г.А. Римского-Корсакова послужил расстегнутый на балу за ужином мундир, а П.А. Катенин был отправлен в отставку за спор о заплате на рукаве одного из солдат его батальона.

К началу 30-х гг. происходит окончательная унификация военного мундира. Уже не существует каких-либо разночтений в правилах его ношения. Темно-зеленый мундир с красной отделкой - вот основные цвета николаевских солдат. Время Николая 1 апофеоз развития военного костюма.После 50-х гг. унификация и торжество стандарта пойдут на спад. Но Александр II , тем не менее начнет и закончит свои знаменитые реформы изменениями именно в военной сфере начнет кардинальным изменением в 1855г. покроя мундира во всей армии, а закончит в 1874г. проведя закон о всеобщей воинской повинности, параллельно с этим еще раз поменяв внешний вид военного обмундирования. Рассматривая стиль и системы различий в военной одежде русской армии можно разделить е историю на ряд этапов, не только традиционных - по царствованиям, но и по господствовавшим в ней иностранным влияниям или их отсутствию.

Практически весь XVIII век время подавляющего влияния прусско-голштинского стиля в военной форме.

И не обязательно речь идет о слепом копировании, а лишь о принятии каких-либо стандартов. В 80-е гг. весьма чужеродно вклинивается так называемая. потемкинская форма, являющаяся изобретением самого Г.А. Потемкина и шедшая вразрез всей военной моде. В истории отечественной военной формы период с 1756 по 1796 год занимает особое место.Упорная и энергичная борьба между передовыми и реакционными тенденциями в национальном военном искусстве косвенно наложила свой отпечаток на развитие и совершенствование обмундирования и снаряжения российских войск.

Уровень развития русской экономики составил серьезную базу для превращения русской армии в современную для той эпохи военную силу. Успехи в металлургии содействовали расширению производства холодного и огнестрельного оружия. Возросла численность легкой кавалерии. Стало больше артиллерии, инженерных и егерских команд, состоявших из метких стрелков, снабженных винтовальными ружьями.Введение военной формы, удобной в боевых и походных условиях, проходило непросто.

В ходе Семилетней войны 1756-1763 и длительное время после ее окончания мундиры офицеров и солдат русской армии в основном мало отличались от обмундирования прусских войск. Различие состояло главным образом в расцветке одежды. С появлением в русской армии гусаров для них было установлено отличное от других полков обмундирование, заимствованное у австрийских имперских войск.Изменения в покрое одежды и перемена отдельных ее деталей до конца 70-х годов XVIII столетия в целом не меняли внешнего облика воинов. Однако в ходе военных реформ 80-х годов, учитывавших опыт русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в армии появилась более удобная, чем раньше, военная форма.

Инициатором ее введения стал поддерживаемый передовыми военными деятелями страны президент государственной военной коллегии генерал-фельдмаршал Г. А. Потемкин.Добиваясь введения в русских войсках более простой и удобной одежды, он убедительно доказывал, что в результате этих перемен солдат будет здоровее и, лишась щегольских оков, поворотливее и храбрее.

Объясняя, почему в нашей стране появилось неудобное обмундирование, Потемкин писал В Россию, когда вводилось регулярство, вошли офицеры иностранные с педантством тогдашнего времени, а наши, не зная прямой цены вещам военного снаряда, почли все священным и как будто таинственным.Им казалось, что регулярство состоит в косах, шляпах, клапанах, обшлагах, в ружейных приемах и протчем. Занимая себя таковою дрянью, и до сего времени не знают хорошо самых важных вещей и оборотов, а что касается до исправности ружья, тут полирование и лощение предпочтено доброте, а стрелять почти не умеют.

Словом, одежда войск наших и амуниция такова, что придумать почти нельзя лучше к угнетению солдатов Красота одежды военной состоит в равенстве и соответствии вещей с их употреблением.Платье, чтобы было солдату одеждою, а не в тягость всякое щегольство должно уничтожить, ибо оно есть плод роскоши, требует много времени, иждивения и слуг чего у солдата быть не может Завивать, пудриться, плесть косы - солдатское ли это дело у них камердинеров нет. На что ж пукли букли.

Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами.Туалет солдата должен быть таков что встал - то готов Далее Потемкин отмечал Когда эскадрону или целому полку назначается строй, то до двенадцати часов употребить им непременно должно для убирания себе взаимно кос и препроводить целую ночь в сем безпокойстве без сна отчего неминуемо должно последовать неизбежное упущение в других нужных исправлениях, тем, что, препроводивши таким образом ночь в изнурении, не имеют они силы исправить других своих дел, как, например, вычистить и накормить своих лошадей или если в см упущения не сделают, то, не будучи подкреплены сном, бывают слабы, нерасторопны и мало способны к таким действиям, где потребны бодрость, живость и сила. Преимущества нового обмундирования, введенного в 1780-х годах, русские солдаты могли оценить тотчас после его появления в войсках.

На смену узкому, сковывавшему движения кафтану, пришла удобная, свободная в плечах куртка из толстого, прочного сукна.

Ее короткие полы спереди были подогнуты кверху и пристегивались пуговицами. Сзади, в низу куртки, был разрез.Теперь ничто не стесняло солдата на марше или при быстром беге. Цвет куртки, отворотов, лацканов на груди, так же как и лампасов на штанах, зависел от рода войск. Медные пуговицы, начищенные до блеска, украшали лацканы, обшлага и воротник куртки.

На левом плече у воротника также пришивалась пуговица. К ней пристегивался погон либо эполет. Основным назначением эполета было удержать от сползания с плеча перевязи патронной сумы. Куртка глухо застегивалась на крючки и петли, пришитые к бортам лацканов. Зимою полы куртки отстегивались и опускались вниз. В холодное время солдаты надевали под куртку короткий камзольчик без рукавов.Удобными и просторными были суконные штаны шаровары.

На обе штанины внизу для прочности нашивались кожаные краги. На смену черным солдатским треуголкам из валяной шерсти пришли более удобные головые уборы - каски. Каска писал Г. А. Потемкин сверх выгоды и способности в употреблении своем имеет перед шляпой ту предпочтительность, что вид дает пригожий солдату и есть наряд военный характеристический. Каски делались из кожи, а также были поярковыми и фетровыми. Они состояли из круглой тульи и козырька.По верху каски шел поперечный гребень плюмаж из шерсти, волоса или перьев.

Сзади, в нижней части каски, крепились две суконные лопасти, которые летом служили украшением, а зимою, в мороз, скрещивались спереди на шее, прикрывая при этом уши. Солдатская прическа стала гигиеничной и простой, так как отныне волосы следовало стричь коротко, по народному выражению, в скобку. Новая летняя форма также не была обременительна для солдат, так как строилась из полотна.В 1788 году во всех пехотных полках армии, которой на юге России командовал Г. А. Потемкин, штаб- и обер-офицерам было приказано носить куртки и каски по образцу солдатских.

Однако каски были без лопастей с золотым галуном у козырька и большой бляхой, на которой красовался вензель Екатерины II. В остальных частях российских войск мундиры генералитета, штаб- и обер-офицеров остались без изменений.Свою прежнюю форму сохранили гвардия и гусарские полки, Удобная и практичная потемкинская форма сохранялась недолго - всего десять-двенадцать лет. Она была полностью отменена Павлом I - фанатичным поклонником Фридриха II, инициатором и организатором опруссачивания российских войск. В данную подборку наряду с редкими рисунками русской военной формы 1756-1762 годов включены малоизвестные изображения солдат и офицеров в потемкинской военной форме.

Значительная их часть была исполнена молодым талантливым рисовальщиком и гравером Х Г. Гейслером 1770-1844 в последней четверти XVIII века. Эти работы позволяют сегодня представить, как выглядели славные защитники Отечества Российского - герои Кинбурна, Очакова, Фокшан, Рымника и Измаила.

С документальной достоверностью переданы как военная форма, так и типажи изображенных здесь людей. К сожалению, эти работы лишь в известной мере могут заменить нам не созданные в свое время именные портреты рядовых участников русско-турецкой войны 1787-1791 годов, прославивших себя отвагой, мужеством и самоотверженностью.Справедливости ради следует отметить, что эта униформа не получила большого распространения в армии не смотря на е практичность и функциональность именно из-за е большой унифицированности и простоты.

Павел 1 вернул развитие военной одежды на круги своя, продолжив торжество прусского стиля. Этотпериод продолжался до 10-х гг когда ему на смену пришла мода на французскую армию. В период 1796-1807гг. произошла большая смена покроя всей русской военной формы в связи с вошедшим в моду в Европе фрачным покроем.Этот покрой был еще и экономичен, т.к. на пошив такого мундира требовалось меньше материала.

Мода на французский стиль продолжалась до 20-х гг смешавшись после Отечественной войны 1812г. с незначительным английским влиянием. Его привнес в Россию сам император после поездки его в Англию. В свою очередь английская армия позаимствовала ряд деталей униформы у русской армии.Основы системы создания военной формы, заложенные Александром 1 , были продолжены и даже очень успешно развиты его братом, Николаем, возведшим мундир в абсолют.

При нем происходит как бы борьба между традиционно русскими или давно ставшими таковыми канонами и продолжающимся прусским влиянием. Здесь также уместно упомянуть что с 20-х гг. оно уже стало взаимовлиянием, т.к. заимствовала не только Россия, но и Пруссия. Консерватизм Николая и его стремление оставить русской армии внешний облик победительницы Наполеона не позволили ему вовремя сменить покрой мундира во всей армии на входящий в моду в Европе т.н. полукафтан.Это произошло только в 1855г. после его смерти, вместе с приходом в европейскую моду французских образцов.

Проигравшая в Крымской войне Россия начинает копировать одежду победившей Франции. Это должно было ознаменовывать начало серии реформ в русской армии. Александр III, царь-миротворец, не собирался воевать, и военную форму он ввел соответствующую его эстетическим вкусам - скромную и однообразную, берущую корни в народной, как казалось императору, одежде.Этот народный стиль господствовал в одежде русской армии до 1907г когда под влиянием поражения в русско-японской войне правительство введением новой военной формы пыталось поднять боевой дух армии .Новые образцы были симбиозом различных типов мундиров, использовавшихся в русской армии с 1812 по 1881гг. При этом, кроме яркой парадной формы вводилась еще и полевая, защитного цвета, единая для всех родов войск.

Ее предназначением для использования при ведении военных действий.В 1913г.была произведена последняя попытка совместить парадную и полевую формы, при помощи настегивания на последнюю ярких деталей типа лацкана или эполет, но из-за начала 1 Мировой войны эта идея полностью так и не была реализована. В 1919 году в Красной Армии впервые вводятся единая для всех военнослужащих форма одежды и знаки различия для командного состава. 16 января 1919 года РВСР приказом 116 ввел нарукавные знаки различия командного состава под красной звездой красные суконные треугольники для младшего комсостава, квадраты для среднего и ромбы для старшего и петлицы с расцветкой по родам войск И вот разноцветье формы 18-19-х веков, когда каждый полк одевался по-своему, было нарушено на первый взгляд однообразно зелной советской формой.

Вскоре приказом РВСР 628 от 8 апреля 1919 года были утверждены первые образцы обмундирования головной убор в виде шлема, пехотная и кавалерийская шинели с тремя нашивками-хлястиками на груди разговоры из цветного сукна по роду войск, летняя рубаха с тремя полосками сукна на груди цветом по роду войск и кожаные лапти.

Знаки различия, установленные приказом РВСР 116, нашивались на левом рукаве шинели и рубахи. Приказом Реввоенсовета Республики 572 от 3 апреля 1920 года вводились нарукавные знаки родов войск.

Так, знаком пехоты был ромб из малинового сукна, на нем вышивался круг в верхней части желтого цвета, с расходящимися лучами, в центре круга изображалась звезда, низ знака представлял собой зеленое поле, под звездой на поле прикреплялась металлическая эмблема скрещенные винтовки.

Рисунок на знаке у всех родов войск был одинаковый, только под звездой крепилась эмблема соответствующего рода войск, знаки отличались по форме и цвету поля. Так, у военнослужащих инженерных войск знак имел форму квадрата из черного сукна, кавалерии подковы из синего сукна и т. д. 31 января 1922 года приказом РВСР 322 вводится новая форма одежды с единым покроем шинели, гимнастерки, шлема, новыми знаками различия К рукаву пришивался суконный клапан по цвету рода войск, в верхней части которого была заезда алого цвета, под ней знаки различия, над клапаном знак рода войск.

Обмундирование командного состава ничем не отличалось от обмундирования красноармейца. В 1924 году, когда проводилась военная реформа, армия перешла на новую форму одежды, более упрощенную.Отменялись нагрудные клапаны и нарукавные знаки различия, на шинели и гимнастерке нашивались петлицы в пехоте из малинового сукна с черной окантовкой, в кавалерии из синего сукна с черной окантовкой, в артиллерии из черного сукна с красной окантовкой, в технических войсках из черного сукна с синей окантовкой, в Военно-Воздушных Силах из голубого сукна с красной окантовкой, у административно-хозяйственного состава темно-зеленые с красной окантовкой.

На петлицах крепились металлические знаки различия, покрытые красной эмалью для высшего командного состава ромбы, старшего прямоугольники, среднего квадраты и младшего треугольники.У красноармейцев на петлицах указывались номера полков. К 1935 году, претерпев несколько изменений, сложилась такая система обозначения родов войск.

Она включала в себя петлицы определенного цвета и эмблемы к ним. Знаками отличия командного состава помимо треугольников, квадратов и т.д. стали ещ и нарукавные шевроны, у комиссаров вместо них помещались красные вышитые звзды.Вообще у РККА в то время была одна из самых многообразных систем идентификации, включавшая в себя такие элементы, как золотые углы в петлицах для сверхсрочно служащих, индивидуальные петлицы для высших военноучебных заведений, традиционная форма казачьих частей.

Это настолько обширный и интересный материал, что заслуживает отдельного сайта, здесь же я остановлюсь на нескольких примерах. Повседневная форма одежды включала в себя гимнастрку и бриджи защитного цвета у офицеров синие галифе с кантами по роду войск. Исключение составляли авиаторы - полностью синяя офицерская форма и танкисты - форма серостального цвета.Технические войска помимо повседневной носили ещ и специальную форму для работы с машинами - это кожанные куртки и пальто т.н. регланы хлопчатобумажные и меховые комбинезоны, шлемы, краги.

Наибольшие отступления от уставной формы одежды позволяли себе лтчики ввиду специфичности своей профессии и привелигерованного положения.В 1943 году в армии была установлена единая система воинских званий для всего командного и начальствующего состава и введены погоны. Таким образом военная форма Советской армии приобретает современный вид Введенная в 1943 году система знаков различия воинских званий в целом так и осталась неизменной вплоть до времени распада СССР, превращения остатков Советской Армии в Российскую армию в 1992-94 годах.

Происходили лишь частичные изменения. Первое довольно заметное изменение произошло в 1955 году. Приказом МО ССР 225 в декабре 1955 года были отменены цветные канты на полевых погонах солдат и сержантов.Вместо этого были введены для них эмблемы родов войск зеленого цвета, которые размещались не в центре погона, а чуть ниже пуговицы.

В связи с этим нашивки по званиям сместились немного ниже по погону. Нашивки цветов бордо и коричневый были заменены на единые красные.Эти погоны стали называться - повседневно-полевые. Повседневные цветные погоны солдат и сержантов с декабря 1955 года также утратили цветные канты, эмблема также переместилась к пуговице, а нашивки золотистого желтого цвета для командного состава и серебристого серовато-белого для всех остальных также несколько сместились вниз. Эмблемы по родам войск, которые в 1955 году несколько изменили свой вид носились цветом, одинаковым с цветом нашивок.

Эти погоны остались только на парадных мундирах и шинелях. Отменены синие погоны в связи с ликвидацией кавалерии как рода войск.С декабря 1956 года полевые погоны офицеров утратили цветные канты, а просветы на полевых погонах вместо цвета бордо командного состава и коричневых всех остальные стали едиными для всех категорий офицеров, но цветом по роду войск малиновые для мотострелков и общевойсковые, красные для артиллерии и танкистов, черные для всех технических войск, голубые для авиации. Синих просветов введено не было в связи с ликвидацией кавалерии как рода войск.

В 1970 году с введением новой формы одежды для солдат, сержантов и курсантов было оставлено всего три цвета погон алый -для мотострелков и как общевойсковой, голубой- для авиации и ВДВ, и черный для всех остальных родов войск.Для просветов офицерских погон было оставлено только два цвета голубой для авиации и ВДВ, и алый для всех остальных родов войск. Также и окантовка погон и одежды генералов сохранила только два цвета - голубой и алый.С января 1973 года на погоны солдат и сержантов были введены две литеры САметаллические на парадные мундиры и пластиковые на шинель и повседневную форму для отличения солдат и сержантов армии от матросов, сержантов и старшин флота литера Ф или по флотам СФ,ТФ,БФ, ЧФ, а также военнослужащих внутренних войск, погранвойск и частей КГБ ВВ, ПВ, ГБ. Несколько позднее литера К была введена на погоны курсантов военных училищ.

Погоны и петлицы на парадной и повседневной форме солдат, сержантов и стали цветные с нашивками желтого золотистого цвета.

Погоны цвета хаки с красными нашивками остались только на полевой солдатской и сержантской форме. У курсантов погоны одинаковые на всех видах формы.В 1985 году вводится новая полевая форма, получившая обиходное название афганкаПриказ МО СССР 145-84г На новой форме, одинаковой для всех категорий военнослужащих, погоны являлись элементом самой куртки так называемые погоны-хлястики.

Цвет таких погон имел цвет самой формы серый, хаки, камуфляжный, песочный и т.п Нашивки зеленого цвета были введены для сержантского состава, зеленые звездочки для прапорщиков и офицеров. С осени 1991 года в нарождающихся национальных армиях бывших союзных республик СССР вводятся свои собственные знаки различия.В России создание Российской Армии официально будет провозглашено Указом президента России 466 от 7 мая 1992 года. Однако прежние форма и знаки различия юридически просуществуют до Указа президента России 1010 от 23 мая 1994 года о введении формы одежды и знаков различия Российской Армии. В реальности же в 1994 -96 годах Российская Армия по прежнему носила форму и знаки различия Советской Армии. Только с 1997 года начнется медленный процесс перехода на новые знаки различия и новую форму.

Если к 2000 году офицеры носят в основном уже новые знаки различия и форму, прапорщики и курсанты в значительной мере, то сержанты и солдаты в большей степени все еще носят знаки Советской Армии. Очень часто можно встретить смесь старого и нового.

Например, на погонах советского образца с литерами СА новые сержантские знаки различия. Или же на погонах нового образца советские сержантские нашивки. Смесь старых и новых знаков различия в 2000 году встречается самая разнообразная.Таким образом, так же как неразрывно судьба армии связана с судьбой общества, так же армия связана с е военной одеждой.

Изучая историю мундира не только на бытовом уровне, но и как развитие системы военной регламентации или знаковой системы, можно увидеть еще одну грань в изучении истории русской армии и Российского государства в целом.