Храмы и жрецы Древнего Египта

Храмы и жрецы Древнего Египта Крайне мало сохранилось сведений о египетских храмахвремен фараонов. О первых храмах, сведения о которых доходят до нас сообщаетсяв период Древнего Царства известно следущее. Храмы строились по одному образцу.Поначалу, храма как такового не существовало вообще. Были так называемыесолнечные храмы.Назывались они по разному - Горизонт Ра, Удовлетворение Ра ит.п. На специально сооруженной обширной террасе возвышался на огромномпьедестале высокий обелиск, обитый наверху золоченной медью.

Перед обелискомстоял огромный жертвенник. Обелиск, жертвенник и часть окружающего пространствабыли обнесены стеной, покрытой внутри и снаружи разнообразными изображениями.За этой стеной располагались различные служебные помещения. Предметом культабыл сам обелиск, олицетворявший солнце. Все священные обряды производились подоткрытым небом. В период Нового царства появляються новый вид храма. Вплане он имел вытянутый прамоугольник.Участок, занятый храмом, окружаламассивная стена, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, уставленная пообе стороны статуями сфинксов.

Вход в храм оформлялся в виде узкой двери междудвумя высокими монументальными башнями, покатые стены которых сужались кверху иоканчивались карнизом.Такое оформление фасада обычно называлось пилоном поегипетски бехен . К наружной стороне пилона прикреплялись высокие деревянныемачты с флагами, а перед ним воздвигались обелиски и гигантские статуи царя.Вход вел в открытый, обнесенный колоннадой двор, оканчивающийся портиком,построенным немного выше уровня двора.

За портиком были расположены большойширокий колонный зал и ряд меньших. Молельня находилась в глубине храма и могласостоять из нескольких помещений в центральном - стояла статуя главногобожества храма, в остальных - статуи других божеств, обычно богини - жены ибога - сына. Вокруг основных помещений распологались дополнительные залы,храмовая библиотека, комнаты для специальных ритуалов, хранилища.Среднийпроход колонных залов был обычно выше боковых.

Освещение в разных частях зданиябыло различным. Двор был щедро залит солнцем колонный зал освещался через окнапод крышей более высокого центрального нефа помещения же в глубине храма неимели окон, здесь постоянно применялось искусственное освещение. Таким образом,посетитель попадал из залитого солнечным светом двора через слабо освещенныйколонный зал в полумрак культовой молельни.Храм такого плана в главных чертах близок к плану жилогодома времен Среднего и Нового царства, что было закономерно - храм считалсяжилищем бога. Тип храма был священен и не подлежал изменению.

Среди рукописейхрамовых библиотек была Книга основания храмов первой девятки, которую согласнопреданию написал известный зодчий и мудрец Древнего царства Имхотеп, которыйбыл впоследствии обожествлен. Одним из самых известных храмов Древнего Египтабыл храм в Карнаке, в древности называемый Ипет - сут. История Египта застылана его стенах, пилонах и карнизах.Здесь можно найти не только посвятительныенадписи царей, гимны богам или изображения различных моментов ритуала, но исведения о важнейших исторических событиях Нового царства.

Описание походовТутмоса 3 и история его восшествия на престол, рассказ и поэма о битве Рамсеса2 с хеттами при Кадеше, списки царей Египта - все это и многое другое сохранилинам здания Карнакского храма. Храм был посвящен Амону - Ра. Храм строился на протяжении ряда столетий различнымизодчими.Масштабы этого храма были поистине огромны.

Главный его пилон имел вширину 113 метров, в высоту - 43,5 метра и в толщину 15 метров. Большой залэтого храма занимал площадь 5.000 кв. метров - на нем мог разместитьсязнаменитый парижский собор Нотр Дам. Потолок этого гигантского помещенияпокоился на 134 колоннах расположенных в 16 рядов. Колонны были высотой от 19до 14 метров.Поверхность стен и колонн была покрыта цветными рельефамиплощадью 24.282 кв.м. Так называемый Луксорский храм, посвященный Амону - Ра,Мут и Хонсу, был вторым по величине храмом Фив. Оба храма были соединены друг сдругом аллеей сфинксов.

Люди, обслуживавшие эти храмы - жрецы предстовлялиособый класс в египетском обществе. Во времена фараона Рамсеса 3 они владели10 обрабатываемой земли и 6 населения. В Египте не было разделения насветскую и церковную власть. Храмовые жрецы считались на царской службе. Этаслужба довольно хорошо оплачивалась и скоро жреческие должности сталипередоваться по наследству.Само жречество было организовано по особомупорядку.

Каждой из божеств имело свой клир организацию , во главе которогостоял верховный жрец, которого обычно назначал фараон. Численность,влиятельность и богатство клира зависило от котировки конкретного божества.Так, во времена Нового царства клир Амона - Ра был самым могущественным. Верховный жрец каждого клира имел особый титул, который зависел от божества.Ему подчинялись множество жрецов, назначенных фараоном или самим верховнымжрецом.Высшим слоем жречества были так называемые Хем - нечер - рабы божьи.Они были главными отправителями культа.

Затем шли Херихебы - чтецы и знатокисвященных текстов. Большое количество низшего духовенства выполняло самыеразличные, часто чисто хозяйственные работы в храме. Они назывались Уабу -чистые. Иногда верховный жрец главного, наиболее влиятельного клира брал посвою власть все клиры, всех жрецов.В клир входили также певцы и музыканты.Особое место занимали храмовые писцы - Чер - пер - анх. Это была очень важная ипрестижная должность.

Жрецы были обязаны носить одеяние из белого лена, ни вкоем случае не из шерстянных тканей. Некоторые жрецы носили шкуру пантеры. Наногах у них были белые сандали. Они должны были часто совершать омовение ибрить волосы на теле и голове.